sasha a писал(а):В граффити и ПОПЫ и гражданские свидетели названы ПОСЛУХАМИ, а не продавцами. В то же время такого количества послухов при сделке купли-продажи мне не приходилось встречать. Вполне вероятно, что Боянья земля действительно принадлежала церкви... Вклад самого Бояна? Но вклады делали и гражданские лица...
Б.А.Рыбаков подробно анализировал состав послухов по годам их жизни:
Всеволожая княгиня купила ("крила") землю Бояню всю за 700 гривен, дав за нее задаток в 70 гривен собольих. Начертания таких характерных букв, как Ж и Ч, указывают на последнюю четверть XI в., встречаясь в надписях 1068, 1073, 1076, 1092, 1096 и 1097 гг. Начертания букв б и є сближают купчую запись с надписями середины XI - самого начала XII в. Передвинуть запись во вторую половину XII в. по палеографическим признакам невозможно. А это делает необоснованным и ее приурочение к вдове Всеволода Ольговича, умершей в 1179г. Более вероятно отнесение покупки Бояней земли к жене Всеволода Ярославича, умершей 7 октября 1111 г. В пользу этой даты (конец XI-начало XII в.) говорит и состав послухов. Между перечнем попов и бояр (три последних имени с отчествами) указаны два послуха с необычными определениями по женским именам: Михаил Елисавиничь и Иван Янъчин. Елисава - порфироносная вдова, мать Святополка Изяславича, умерла 4 января 1107 г., а Янка - дочь Всеволода Ярославича, основательница Янчина монастыря, скончалась 3 ноября 1112 г. Оба выделенных мною послуха были, очевидно, духовниками княгини Елисавы и княжны Янки, а так как со смертью их "духовных дочерей" их функции кончались, то и наименование этих попов по Елисаве и Янке ограничено датой 1107 - 1112. Самостоятельные действия Всеволожей княгини естественнее отнести ко времени смерти самого великого князя и, таким образом, датировать купчую запись о Бояней земле 1093-1107 гг., но, зная о юридической независимости русских женщин средневековья, можно допустить и более раннюю дату. Ранний рубеж может быть ещё понижен, так как Янка, как вполне полноправное юридическое лицо (основательница монастыря), упоминается уже в 1086 г. Палеография купчей записи этому не противоречит, так как содержит признаки, сближающие ее с надписями 1068-1091 гг...
Сумма в 700 гривен была очень значительной; в 1100 г. Святополк дал Давыду Игоревичу два городка (Дубно и Черторыйск), а другие князья дали ему по 200 гривен. По этому расчету Бояня земля равнялась стоимости (или доходу) семи городков. Тот Боян, которому принадлежала земля, по своему имущественному положению может быть приравнен к боярину. К сожалению, у нас нет никаких данных о местоположении Бояней земли.
---------
Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве" М. 1972, стр.415, 417
Речь безусловно идет о последней четверти XI века и о крупном земельном наделе. По времени с возвращением Никона совпадает. Безусловно, напрямую связывать "землю Бояню" и Никона нельзя, но подобное совпадение токмо усиливает версию о тождестве Великого Никона и Бояна.
sasha a писал(а):За скан спасибо! Не обещаю быстро ознакомиться: во вторник уезжаю в Украину, затем в Молдавию, но на связи буду.
Скину в новую тему: "Судьба Хронографа в десть"