Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 ноя 2012, 13:42

Здравствуйте Лемурий и Nikola.

« Коли соколъ в мытехъ бываетъ,»- «термин «в мытех» означает период линьки, особенно той ,когда у молодого сокола появляется оперение взрослой птицы».
«А чи диво ся, братие, стару помолодити». В данном тексте слышится мотив неумолимости времени, его безграничной власти над всем сущим. Невозможно старому стать молодым « А чи диво ся, братие, стару помолодити», но есть такие ситуации, когда и время идёт «вспять» «наниче ся годины обратиша».
Деление на возрастные группы свойственно даже первобытному обществу, выделяется несколько возрастных категорий: дети (образ птенцов сокола) , взрослые , старики. Каждая возрастная группа имела свои специфические права и обязанности. На войну, в поход ходили взрослые, а старики и дети оставались дома. Поэтому «Кза молвяшеть «««Поидем на Семь, гдѣ ся осталѣ жены и... дѣти: готовъ намъ полонъ собранъ, емлем же городы без опаса». (Летопись)
.Половцы нападают на города Руси
«Тии бо бес щитовь съ засапожникы
кликомъ плъкы побеждаютъ,
звонячи въ прадеднюю славу.
Нъ рекосте: "Мужаимеся сами:
преднюю славу сами похитимъ,
а заднюю си сами поделимъ!"
, а защищать от половцев русские города на юге Руси некому : взрослые воины ушли в поход с Игорем , а помощь от других князей не пришла «княже ми непособие» . В летописи : «. Володимеръ же слашеться ко Святославу Всеволодичю и ко Рюрикови Ростиславичю, понуживая ихъ к собѣ, да быша ему помоглѣ. Он же опоздися, сжидающе Давыда с смолняны. И тако князѣ рускиѣ опоздишася и не заѣхаша ихъ. Половци же, вземше городъ Римовъ, и ополонишася полона и поидоша восвояси, князи же возворотишася в домы своя, бяхуть бо печални и со сыномъ своимъ Володимѣромъ Глѣбовичемъ, зане бяшеть раненъ велми язвами смертьными, и хрестьянъ плененыхъ от поганыхъ.»
А случилось так потому, что: (в летописи )«Святослав же слашеть ко Давыдови, а Давыдъ стояшеть у Треполя со смолняны. Смолнянѣ же почаша вѣчѣ дѣяти рекуще: «Мы пошли до Киева, даже бы была рать, билися быхом, намъ ли иноѣ рати искати, то не можемь, уже ся есмы изнемоглѣ». Святослав же съ Рюрикомъ и со инѣми помочьми влегоша во Днѣпрь противу половцемь, а Давыдъ возвратися опять со смолняны.»
В «Слове…» сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,
а друзии Давидовы,
нъ розно ся имъ хоботы пашутъ,
копиа поютъ!
,поэтому старикам в осажденных городах пришлось « помолодеть» «А чи диво ся, братие, стару помолодити»., а детям быстро повзрослеть, одеть оперение взрослой птицы «Коли соколъ в мытехъ бываетъ» , взяться за оружие и стать воинами. Т.е. и дети и старики выполняют обязанности взрослых - воинов «высоко птицъ възбиваетъ» , когда надо«не дастъ гнезда своего въ обиду».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 26 ноя 2012, 13:50

Ну вот, ссылки на непереводимое.... ПРИДУМАЛ Лемурий это непереводимое. Его нет в этом месте СПИ и вряд ли есть хоть где-то.
Есть полностью, без изъяна согласованная фраза - точно так же она согласована, если читать ее как фразу на современном русском.
А разве диво СЕБЯ, братия, старому помолодеть? (ну вот, неграмотность заразна! помолодИть, а не помолодЕть!)
Совершенно очевидно, что СЕБЯ тут никак не может быть отнесено к БРАТИИ. Как и ПОМОЛОДИТИ.
помолодити КОГО? Себя.
помолодити КОМУ? Стару.
Ничего непереводимого тут нет и не было. Правил, указующих место обращения во фразе, до сего дня никто не знал, пока Лемурия не озарило.

Ну почему я должен терпеть искажение авторского текста?
Последний раз редактировалось Nikola 26 ноя 2012, 19:57, всего редактировалось 1 раз.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2012, 15:14

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте Лемурий...

Добрый день, Татьяна! У меня к Вам сразу 2 вопроса:

1) Не хотите ли Вы разместить свои статьи в "Точке зрения СПИ", Вы же публикуетесь в Проза.ру, почему не разместить свои статьи в более соответствующем теме разделе НГ.

2) Не могу найти Ваш e-mail. Скиньте его SMS или напишите в ЛС. Хочу Вам отправить свою статью по идентификации автора "Слова Даниила Заточника".

Zinchenko_tanya писал(а): «А чи диво ся, братие, стару помолодити». В данном тексте слышится мотив неумолимости времени, его безграничной власти над всем сущим. Невозможно старому стать молодым « А чи диво ся, братие, стару помолодити», но есть такие ситуации, когда и время идёт «вспять» «наниче ся годины обратиша».

Можно и так. Суть та же, что писал выше. Старый князь НЕ в состоянии удержать покой своего "гнезда". т.е. недвусмысленный намек на смену старого князя молодым.

Zinchenko_tanya писал(а):...поэтому старикам в осажденных городах пришлось « помолодеть» «А чи диво ся, братие, стару помолодити»., а детям быстро повзрослеть, одеть оперение взрослой птицы «Коли соколъ в мытехъ бываетъ» , взяться за оружие и стать воинами. Т.е. и дети и старики выполняют обязанности взрослых - воинов «высоко птицъ възбиваетъ» , когда надо«не дастъ гнезда своего въ обиду».

Нет логики в переходе. Нет данных, что старики защищали эти земли. Святослав расписывается в своей неспособности взять ситуацию в свои руки. Разве он один собирается "гнездо" защищать? НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2012, 15:37

Для ТЕХ, кто невнимательно читает СПИ:

А чи диво ся, братіе, стару помолодити? - относится к ПЕРВОЙ части, т.е. к слову "диво": не диво ли (себе).

Если бы возвратная частица "СЯ" относилась бы к слову "помолодити", то предложение строилось бы так:

А чи диво, братіе, стару помолодити ся?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 26 ноя 2012, 17:56

Здравствуйте, Татьяна!
Прежде всего, давайте посмотрим, есть ли в СПИ повод поговорить о возрастных группах.
Вы уже говорили, что видите в слове классический конфликт поколений - молодость не слушает стариков и попадает в неприятные ситуации. Толкование сна Святослава боярами и Золотое слово можно считать подтверждением тому.
Но тут - не о слове Святослава в целом, но только применительно к соколу Вы пишете про стара и млада в едином строю...
Сокол в мытех не даст гнезда своего в обиду.
Где тут речь о защите земли? До нее Святослав еще не добрался. Это ниже - "князи не подмога, и вот -в Римове кричат под саблями половецкими". На мой взгляд, справедливо это считать упреком самовольному Игорю. И до того в Золотом слове о нападении половцев речи нет. Это были, шельбиры и прочие из компании Ярослава! Впрочем, Лемурий полагает, что ТИИ - это Игорь и Всеволод. Тут он очень даже может быть прав. ТИИ действительно РЕКОСТА - двойственное число. И засапожные ножи уже появлялись... в похвальбе Всеволода. Ну да, без Мстислава тут не обошлось...
Но "свое гнездо" для Святослава - оно совершенно конкретное и никакой земли, на защиту которой встает и стар и млад, нету в Золотом слове аж до Римова.
"Дремлет в поле Ольгово храброе гнездо... Не было оно обиде порождено..."
Одно гнездо еще можно посчитать за случайность, но тут и гнездо, и обида.
А речи о молодом соколе не может быть и потому еще, что таковой просто выбрасывает из песни фразу "Но се зло княже ми непособие". Она становится бессмысленной, ни с чем не связанной.
Ну не лезет в контекст молодой сокол, никак не лезет! И с мылом не лезет, и с Шарлеманем не лезет, и с Андреем Печерским не лезет!
А вот если подменить текст - может, и получится втиснуть. Только на все нужна сноровка... пока никак не лезет.
Последний раз редактировалось Nikola 26 ноя 2012, 20:55, всего редактировалось 4 раз(а).
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 ноя 2012, 19:11

Лемурий, пишите мне alexx1521@yandex.ru
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2012, 23:17

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, пишите мне alexx1521@yandex.ru

Отправил. Смотрите почту.

Вот смотрю на "молодых" участников и скупая слеза умиления нет- нет, да проскользнет. Исследований не читают, в справочники и словари не заглядывают принципиально, но пытаются дать "академические" "советы космического масштаба и космической же глупости"... Насколько же интереснее и продуктивнее получалась работа с нашим старым составом. И библиотеки мира в поисках изданий "выворачивали", и древние карты искали, и с фольклорным материалом работали, и с международными исследователями славистами общались... Ну, и результаты были куда продуктивней.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 26 ноя 2012, 23:55

Лемурий писал(а):Для ТЕХ, кто невнимательно читает СПИ:

А чи диво ся, братіе, стару помолодити? - относится к ПЕРВОЙ части, т.е. к слову "диво": не диво ли (себе).

Если бы возвратная частица "СЯ" относилась бы к слову "помолодити", то предложение строилось бы так:

А чи диво, братіе, стару помолодити ся?

Ну кто Вам это сказал, Лемурий? Не общайтесь с ним больше. Он Вас обманул!
"Сколько раз не повтори слово ХАЛВА - во рту слаще не станет".
Местоимение относится к глаголу помолодити.
Кто владеет русским языком - отсюда ЯСНО.
Сравниваем авторское ЧИ ДИВО и НЕ ДИВО ЛИ от Лемурия.
Чи диво - РАЗВЕ ДИВО, смысл "неудивительно", "никакого чуда не требуется". Уточнение по контексту.
Не диво ли - "разве не удивительно", "разве не чудом"? Смысл меняется на ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ.
Не диво ли (себе) - СЕБЕ это кому? Диву? Действительно, язык изменился и во многих случаях дословный перевод невозможен. А вот доказать, что это тот самый случай?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2012, 12:06

    "и повелѣ сѧ постричи Ефимью епископу". (Ипат. 1146)

Не епископу Игорь Ольгович велел постричьСЯ, а епископу велел постричь СЕБЯ.

Словоформа: сѧ
Часть речи: местоимение
Разряд: возвратное
Падеж: винительный
Лексема: сѧ

При вынесении окончания "ся" ПЕРЕД глаголом, обычно дублируется лишним возвратным местоимением после него:

    "Том же лѣтѣ переступи крестъ Володимиръ Мьстиславич: начаша сѧ слати сѧ к нему Чагровичи.." (Ипат. 6677)

1) Словоформа: слатисѧ
Часть речи: глагол
Время: инфинитив
Лексема: сълатисѧ

2) Словоформа: сѧ
Часть речи: местоимение
Разряд: возвратное
Падеж: винительный
Примечание: лишнее
Лексема: сѧ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 28 ноя 2012, 23:34

Опять примеры НЕ В ТЕМУ.
В них все то же самое, о чем писал я.
Значение - СЕБЯ, винительный падеж.
Жесткая привязка к глаголу.
Есть такое дело - автоматический перенос возвратного местоимения в хвост глагола не должен иметь место. Согласен. Я автоматически и НЕ ПЕРЕНОСИЛ. Токмо после синтаксического анализа, показавшего, что смысл не меняется.
"А разве диво СЕБЯ, братие, СТАРОМУ ПОМОЛОДИТИ?" Так лучше?
Вы предполагаете нечто непереводимое? Отлично, подтвердите это неуловимое примером из средних веков. В котором СЯ в значении СЕБЕ (ни фига ж себе, братцы!).
Почему нельзя перескочить ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ? Оно членом предложения не является, с членами предложения в связи не состоит.
СТАРУ - это в каком падеже?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2012, 16:05

Надо признать, что похоже ошибся с далеко отнесенной частицей "ся"

ПомолодЕти, помолодѣти, но помолодИтися

    Добро тут, брате, стару помолодети, а молодому чести добыти, плечи своих испытати. (Задон. Синод., 554.)
    И в то время стару надобно помолодѣти, а удалым людям плечь своих попытать. (Задон. Унд., 538.)
НО
    Того даже было нелѣпо стару помолодитися. (Задон. К-Б, 550.)
    Туто, брате, себѣ и женам своимъ высокие мѣста, туто, брате, стару помолодитися, а молодому чти добыти. (Задон. Ист.-2, 547.)
    Добро бы, брате, в то время стару помолодится, а удалым плечь попытати. (Задон. Ист.-1, 543.)


По другим примерам в СПИ "ся" тоже выносится вперед, правда не столь далеко:

    Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы половецкыя

    Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрой Каялы

    Нъ рекосте: «Мужаемѣся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами подѣлимъ».

    «Нъ се зло – княже ми непособіе наниче ся годины обратиша.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 30 ноя 2012, 18:52

Лемурий, Ваша горячность имеет оправдание. Обращение БРАТИЕ разбивает фразу, режет глаз.
И слух тоже. Фраза понимается хоть с обращением, хоть без него одинаково - но в первом случае с запинкой. Теми, кто древнерусским литературным языком с пеленок свободно владеет.
Такой прием, нарочитая негладкость, применяется либо для того, чтобы встряхнуть слушателя, заставить вслушаться в седующие фразы, либо ради сохранения стихотворного размера. А далее по тексту - сокол в мытех и "Но се зло - княже ми непособие... " и - ПРИЗЫВЫ К КНЯЗЬЯМ. Начало политического манифеста. Переход, так сказать, от части констатирующей к части постановляющей.
Но и я, малость поразмыслив, пришел к выводу: смысловая разница между СЕБЯ помолодить и помолодитьСЯ есть в современном языке.
Но тут ведь еще есть не кидающееся в глаза. Во фразе опущено сказуемое основного предложения. Должно быть
"А чи диво ли (ЕСТЬ) ся братие стару помолодити". СЯ ПОМОЛОДИТИ - подлежащее и сказуемое подчиненного предложения.
Где я все это вычитал - за сорок лет забыл напрочь. Но не сам додумался.
PS. У меня подлежащее получается "стару" - и раньше получалось. Почему "СЯ" выбилось в подлежащие - как тогда не понял, так и теперь не понимаю.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 09 янв 2013, 16:49

По-украински как раз помолодіти.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 мар 2013, 07:50

.Здравствуйте Лемурий.
Когда =то Вы мне задали вопрос:
« В чем смысл употребления символов ворот ? И каковы их идейно-эстетические функции?»
Пришло время на него ответить .
В «Слове…» много ворот:
«отвори врата Новуграду», "отворяеши Киеву врата",
«затворивъ Дунаю ворота», «загородите полю ворота» и даже есть небесные и подземные врата , обозначенные в «Слове...» стражами ворот : волк охраняет вход в подземный мир , а орёл – небесный
«мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
Ворота являются источником опасности и, если их не «загородите» затворивъ», то через них она может проникнуть в «свой» мир и причинить ему вред. Пространство до ворот человек рассматривает как свою собственность, а проникновение туда - как угрозу себе . Вторжение в «своё» пространство неминуемо заставит человека пойти на защитный конфликт с нарушителем.
Значит, ворота – важнейший мистический символ, граница двух миров « своего» и чужого».
Личное пространство человека обязательно располагает своим центром - это сам человек ,его тело. Душа заключена , по мнению древних , в личном пространстве, в теле человека. Разделение человека означало смерть : "Тяжко ти головы кроме плечю,зло ти телу кроме головы" , отсюда- значение «сложить голову – погибнуть. Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела, способная управлять им
«веща душа въ дерзе теле». Считалось, в древние времена , что , когда умирает человек , его душа навсегда покидает тело, а когда он спит , то она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении. Разделение души и тела символизирует смерть . «веютъ душу отъ тела»., а вот и первые «ворота» через которые душа «уходит» из тела .(«чресъ злато ожерелие.» Ожерелье - . шейное украшение, ворот рубахи, из драгоценных камней, жемчуга, золота.)
«Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.».
Для злых сил закрывали «ворота»,охранительным узором вышивались ворот рубахи, или на шее носили оберег, как посоветовали матери Всеслава Полоцкого, «язьвено» повязать ему на шею в виде ладанки.

«Ворот» много , но ни одни «ворота» в «Слове…» не появляются из других на основе причинно – следственных связей, значит надо искать скрытые древние смыслы ,объединяющие появление «ворот» на иной основе .
О следующих «воротах» напишу в ближайшее время .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 мар 2013, 12:57

Добрый день, дорогая Татьяна!
Когда спрашивал Вас "Что по-Вашему означают врата, которые надо загородить?", то тут же дал Вам версию о чем идет речь. Помимо умозрительных, образных "врат" на Руси существовали что ни на есть настоящие -"Змиевы валы", за которые и надо было выгнать половцев. Это укрепления масштабные, свои реальные врата имеющие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: userdez и гости: 265