Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 мар 2013, 07:21

Здравствуйте Лемурий .
Христианская религия, также как и древние религии, начинает творение мира со звука «Вначале было слово…» , затем «Дух Божий (как ветер) носился над водой", и лишь потом появляется свет, «сказал Бог: "Да будет свет и стал свет » и следующее творение «твердь посреди воды».Древние люди представляли движение материи в физических формах : земля – твердое, вода – жидкое , огонь – плазменное , воздух – газообразное , звук – волновое колебание. Мы, современные люди, представляем движение материи как переход энергии из одного состояния в другое .
Солнце "тресветлое" т.к. олицетворяет: зимнее солнцестояние , летнее солнцестояние , и весеннее равноденствие. По положению солнца древние люди и определяли время.
В Древнем Египте солнце.также рассматривалось в движении, что выражено в трех солнечных фазах - восходящего, полуденного и заходящего Солнца. Так поднимающееся солнце называлось Хепри, полуденное солнце -Ра, заходящее солнце -Атум. Что соответствует временным циклам : утро , обед , вечер.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 мар 2013, 08:00

Zinchenko_tanya писал(а):В Древнем Египте солнце.также рассматривалось в движении, что выражено в трех солнечных фазах - восходящего, полуденного и заходящего Солнца. Так поднимающееся солнце называлось Хепри, полуденное солнце -Ра, заходящее солнце -Атум. Что соответствует временным циклам : утро , обед , вечер.

Доброе утро, Татьяна!
А может есть более близкие по времени примеры употребления словосочетания "Тресвѣтлое солнце", как Вы считаете?

    "..В недавно опубликованном Боню Ст. Ангеловым по списку XV в. памятнике «Служба святым обща пророку», приписываемом им по пссьма общим и шатким основаниям Клименту Охридскому,1 имеется несколько эпитетов солнца: «мислышое слънце» (стр. 243, 246, 252), «пресвѣтлое слънце» (стр. 246), «златозарное свѣтило» (стр. 255) и среди них дважды — «тріисвѣтлаго слънца» (стр. 246) и «трисвѣтлаго слънца» (стр. 247)"

    Лихачев Д.С. "Тресвѣтлое солнце" Плача Ярославны //ТОДРЛ. 1969. Т. 24. с. 409.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 мар 2013, 09:18

Здравствуйте Лемурий!
Конечно , употреблять словосочитание «тріисвѣтлаго слънца» можно и в наши дни, но появилось эта символика тогда , когда древние люди рассматривали движение солнца по небосклону в трёх солнечных фазах: восходящего, полуденного и заходящего . И мыслилось оно отдельными образами Хепри , Ра , Атум и временным циклам : утро , обед , вечер . Нечто подобное есть и в русском язычестве, образ солнца и его путь по небу . в «Слове…» определяется текстом «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше».Возможно, Хорсом( «великому Хръсови») называли на Руси восходящее солнце , т.к. далее по тексту указывается время суток - утро «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 мар 2013, 11:22

Zinchenko_tanya писал(а): появилось эта символика тогда , когда древние люди рассматривали движение солнца по небосклону в трёх солнечных фазах: восходящего, полуденного и заходящего . И мыслилось оно отдельными образами Хепри , Ра , Атум и временным циклам : утро , обед , вечер...

Ну или когда встречали Солнце на заутрени, а провожали на вечери молитвой "Свят, свят, свят..."

    " Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами. Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова»..." (ПКС)
Кому какой период ближе и понятнее, Татьяна!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 мар 2013, 11:49

Лемурий, автору близки и понятны были и языческая и христианская религии. Поэтому одна строка определяет время суток( утро) так, как бы это сделали язычники«великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше, а в следующей строке всё по христиански
«Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 21 мар 2013, 17:14

Уважаемая Таня, это не определение времени, это народное представление, что сверхестественные существа по-особому реагируют на звук колоколов.
У Пушика, кажется, есть любопытная мысль, что Солнце светит на все четыре стороны (сравните особого четырехликого бога солнечного света - Световида и его Збручское изображение). Отсюда светлое (видимое нам) и тресветлое (три невидимых лика) Солнце. Согласитесь, что кое-что в этой идее есть.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 мар 2013, 09:12

Здравствуйте Konrad!
Конечно , время тесно связано с пространством .Я рассматривала движение солнца по небосклону в трёх солнечных фазах восходящего, полуденного и заходящего.
Что происходит с пространством, когда солнце вечером заходит за горизонт ? «Солнце ему тъмою путь заступаше;нощь, стонущи…». Пространство после захода солнца мы не видим. Оно начинает исчезать , «теряться», «разрушаться» .Слово ночь, тьма ночная, в славянских языках не имеет синонимов и является вместилищем нечистых духов .
Утреннее восходящее солнце начинает «творить» пространство, оно становится видимым. С первыми лучами солнца появляются очертания предметов, а потом и всё обозреваемое пространство .Днём злых духов губит солнце.
Полуденное солнце уже не творит ,а «поддерживает, сохраняет» видимое пространство .
Время, как и солнце, является причиной всех изменений, которые претерпевают формы нашего мира . Нас сотворили наши родители и мы появились на свет. Затем мы росли превращаясь во взрослого человека, а в конце жизни происходит разрушение каждого из нас , т.е. смерть .
Или, человек построил дом, сотворил его .Дом простоял какое –то время, затем обветшал и разрушился .Время имеет триединое свойство : создавать , сохранять и разрушать Вселенную, всё живое и неживое в материальном мире . Время нельзя увидеть , а
«тресветлое солнце»- это наглядный пример «сотворение» утром, «сохранения»днём и «разрушение» вечером пространства , а ,значит, и материального мира .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 24 мар 2013, 12:09

"Ночь" и "ничто", "ничего" в индоевропейских языках родственны. Можете сами убедиться, уважаемая Таня, на примере славянских.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 01 апр 2013, 23:46

Уважаемая Таня, здравствуйте!
Смотрите, чего я Вам нашел!
«Из лога, лога ехали бояре, стреляемчи,
Луками, стрелами все меняемчи;
Один только Ванюшка не меняется.
«Что же ты, Ванюшка, не меняешься?» -
«Меняйтеся, братцы, не ждите меня:
Мне ныне быть во божьем суду,
Во божьем суду, в святом венчанье
». (Обрядовая поэзия. М. 1989. «Приезд свадебного поезда в дом невесты и отъезд к венцу», № 586). Что может пониматься и как смерть, в принципе. Так что еще хтозна, чем там угрожал Боян, придворный скальд Ярославичей.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 апр 2013, 08:59

Большое спасибо, Konrad!!!Я немного приболела.Напишу позже .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 июн 2013, 22:37

Здравствуйте , Лемурий.
В тексте
«Уже бо Сула не течетъ сребреными струями….
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ»
слова сплетаются в горизонтальном и вертикальном соответствии. В горизонтальном , дана последовательность слов как традиционная формула. Структура представляет собой генеалогическое древо :
« Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеслав».
Текстообразующий способ по вертикали происходит в виде фрагментов событий из жизни этих исторических личностей в том же порядке, в котором они перечислены. События принадлежат к разным временным эпохам и переданы разными жанрами Причитания обслуживают целую группу семейных обрядов: похоронных , свадебных , рекрутских. Самая древняя является похоронная причеть, на основе, которой создавалась свадебная и рекрутская. За каждым плачем стоял реальный конкретный случай
1) Похоронное причитание из жизни Изяслава (ум 1001г)
« и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи»
2) Свадебное -укрощение невесты на брачном ложе, из жизни отца Изяслава Василия ( Василий христианское имя Владимира ум 1015г)
«и с хотию на кров,
а тъи рекъ:
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.»
3)Рекрутские , плач о солдатах, уходящих на войну. События из жизни Всеслава Полоцкого внука Изяслава ( ум 1001г), его междоусобица с сыновьями Ярослава Мудрого.
«Уныли голоси,
пониче веселие,
трубы трубятъ городеньскии.
…………………………………
На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.

На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.» Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

Остальной текст этот части воспроизводит отношение автора к произошедшим событиям .
К междоусобице Всеслава и Ярославичей:
«Ярославе вси внуце и Всеслав!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!»
К поступку Владимира ( Василия (ум 1015г) во время женитьбы его на Рогнеде .
« О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскым».
Первый эпизод повествования принадлежит к рассказу о княжеской смерти, к жанру похоронных причитаний. Центральное место повествования занимает сцена убийства князя Изяслава литовцами « под кликом поганых». Это кульминационная картина указывает расположение персонажей в момент самого убийства:
« а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи».
Позиция, при которой враги лишают князя Изяслава возможности защищаться. Характеристика князя Изяслава, свойственная плачам, приведена в тексте кратким экскурсом в жизнь героя, который снискал славу в битве с врагами .
« Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,»
В целом структура плача подчинена движению мысли автора, имеющей в своей основе конкретный эпизод из земной жизни Изяслава, приняв мученическую смерть от литовцев, он приобретает на небе жизнь вечную. Смерть князя воспринимается сродни страданиям Христа. Князь страстотерпец как бы искупал в жертвенной смерти не только свои собственные грехи, но и грехи своего отца, что переводит факт его смерти из событийного в идеологический . . Вся часть является комбинацией «самостоятельных» сюжетов, но на самом деле последовательность сюжетов имеют внутреннюю логику И автор переходит к событию из жизни Владимира ( христианское имя Василий ум .1015г) и рассказывает какой же грех отца Василия (Владимира ) искупил Изяслав в бою с полчищами литовцев как доблестный защитник Родины .
«О стонати Русской земли помянувше ПРЪВУЮ ГОДИНУ И ПРЪВЫХ князей того старого Владимира …». Время отсчитывает по протяжённости рода «от старого Владимира до нынешнего Игоря» . Первый князь ,конечно ,«старый Владимир- основоположник рода в 980г .И автор «Слова…» рассказывает нам о первой междоусобице в Полоцком княжестве .Напомню , по чину свадьбы после застолья совершался постельный обряд – молодых отводили в спальное помещение и оставляли наедине. В «Слове …» « с хотию на кровать…». =«и схотию на кров, а тъи рекъ»- одно из возможных прочтений этого испорченного «тёмного места» в «Слове о полку Игореве». Поправок этого неясного места было предложено много:
«исхыти юна кровь,атъи рекъ» с переводом «источил юную кровь,а тот сказал бы»;
«схоти(схватил) юнак (юноша) рова(могила)» .
Роберт Манн в своей книге «Песнь о полку Игореве» считал, что « и с хотию на кровать»," по- видимому значат « с любовницей на кровать» .Народные песни знают формулу, напоминающие обе метафоры с глаголом "изрони". Это не свадебные песни,а народные лирические на сходную тему- о горькой участи молодой жены. Её утешают золото , жемчуг и другое богатство мужа , она тоскует по матушке и отчему дому» (стр. 25)
В первом издании читалось « И схотию на кровать,и рекъ» с переводом «на сем-то одре лежа произнёс он».
Я предлагаю своё исправление текста « и с хотию на кровать и рекъ» с переводом « и с женою (хотию ) на кровать и сказал» По- моему мнению, автор «Слова…» повествует о заключительном свадебном постельном обряде, когда молодые оставались наедине. Этот обряд выполнял юридическую функцию, он утверждал законность брака между женихом и невестой, после чего, приданное переходило в собственность мужа и он мог наследовать княжеский престол, но лишь в случае вымирания всей мужской линии княжеского дома.
Владимир ( Василий ум . 1015г) посватался к дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде, но получил отказ « Не хочу разуть сына рабыни…»- ответила Рогнеда. « Владимир же собрал много воинов и пошёл на Рогволода».На брачном ложе« и с хотию на кровать» Владимир укрощает непокорную Рогнеду, объявив ей о смерти всех её защитников : отца-князя , его дружины и её братьев.
Новый муж « рекъ хоти»: «Дружину твою, княже, птиць крилы приодъ,а звери кровь полизаша»,что он убил князя(отца «хоти» т.е. тестя) и его дружину. Перелётом в образе птицы наши древние предки представляли перемещение души на «тот свет», «а звери кровь полизали» означает, что смерть для человека наступает тогда, когда для животных его тело представляет еду. Устранив князя, муж « хоти», расправляется с потомством тестя, с братьями теперешней жены. В «Слове…» «Не бысть ту брата Брячяслава ни другаго- Всеволода. Единъ же изрони жемчюжную душу из храбра тела чресъ злато ожерелие». « Жемчюжная душа» превращается в артикль сверх положительной оценки братьев «хоти», а «злато ожерелие» говорит об их высоком статусе. При помощи постельного свадебного обряда приходит к власти новый глава княжества. Русь - так называли земли между двумя реками Европы Сулой на юге и Двиной на севере – западе. В «Слове…» «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями к граду Переяславлю, а Двина болотомъ течетъ онымъ грозным полочаномъ». В «Повести временных лет…»в год 6488(980) сообщается о присоединении Полоцкого княжества «(И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей ,а дочь его взял в жены) И приде Володимеръ на Полотескъ и уби Рогволода и сына его два, и дъчерь его поя жены».Автор «Слова…»текстом « и с хотию на кровать…» рассказывал о событиях происходившим под знаком борьбы между патрилинейным принципом наследования престола и принципом наследования через дочь князя в 980г., где
«хоти» - Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода;
«княже» – Рогволод князь полоцкий.
« Брячяслав и Всеволод» – братья Рогнеды и сыновья Рогволода.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Евгений Беляков » 16 июн 2013, 20:32

Что-то читал похожее о "чтении по вертикали" у Клода Леви-Стросса. Интересно, спасибо.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 июн 2013, 09:16

Здравствуйте Евгений.
Я продолжу тему. В зачине рекрутских причитаний сообщается о
сигнале для сбора войск, который подается звуком рогов или труб :
«трубы трубятъ городеньскии.»
Какими были духовые музыкальные инструменты в 12 веке? «до Немиге с дуду». Возможно, это была древняя волынка - духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды.
Трубы были представлены собственно трубой .Изготавливались трубы из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни, Звук у них был резкий и громкий. А поскольку слышен он был далеко, то использовались трубы в армии для сбора войск « Трубы трубятъ въ Новеграде, стоятъ стязи в Путивле…» .
Плачем встречал народ весть о наборе солдат на княжескую службу.
«Уныли голоси,
пониче веселие,»
После зачина следовал укор тем, кто развязал войну.
В причитании прямо названы виновники солдатских мук, это князья сыновья Ярослава Мудрого и Всеслав Полоцкий. и их междоусобные войны,
« Ярославе вси и внуце Всеславль
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи».
Автор даёт ответ на вопрос : Почему началась междоусобица?
После смерти Владимира ( Василия ) ум 1015г. Русь разделилась на три княжества : Киевское( Ярослав Мудрый ум 1054г)) , Полоцкое( потомки Изяслава ум 1001 и Тьмутороканьское(Мстислав ) .В сюжете боя между дядями, сыновьями Ярослава Мудрого, и племянником Всеславом , потомком Изяслава, нашло отражение отношений, когда племянник принадлежит к другому роду , чем дяди. Поэтому встреча между родственниками была враждебной или преступной .
Всеслав своим поступком « расшиби славу Ярославу»
«обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу»." ...обесися сине мгле (под покровом тумана) с три кусы( три раза покушался на врата Новгорода, который не защитили потомки Ярослава) , а другому –« притрепа славу деду своему Всеслав».

Дед Всеслава Изяслав( ум 1001г) снискал славу в битве с литовскими захватчиками , а Всеслав истрепал славу деда войной со «своими» , русскими.
Рекрутские обряды, как и похоронные, посвященные самым горестным, трагическим событиям в жизни человека. Похоронные обряды являются очень древними по своему происхождению. Символика похоронных причитаний переходила в свадебные причитания и рекрутские :
« На чужой на сторонушке
Три поля горя насеяны,
Печалью то огорожены,
Горючими слезами поливаны» (Русская народная поэзия. Ленинград . 1984г стр.190).
В них можно отметить древние черты анимистических представлений о родстве человека и растения.
«Токъ.на Немизе, снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ».
В «Слове…» мы находим древнее представление о тождестве человеческой и природной жизни. Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от причитаний похоронных: уход в солдата на войну народом психологически приравнивался к смерти.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 июн 2013, 09:52

Троян в "Слове о полку Игореве..."
Я присоединяюсь к истолкованию слово «век» в том значении, которое ему не свойственно: либо в значении «год» (Приселков), либо в значении «колено, поколение княжеского рода», которые назывались также «степенями» (Петрушевич, Шляков, Ильинский и др.).
Счисление времени по поколениям княжеского рода было естественным в 12 веке."Троян" значит третье поколение.Отсчёт времени происходит от « помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира…» старого Владимира ( ум 1015г), вторым князем был Ярослав (ум. 1954г)
Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
За ним наступили «вечи Трояни» третьего князя Изяслава ( ум 1078г). При его княжении и происходят события : приход Олега из Тмуторокани и междоусобные войны с Всеславом Полоцким 1067-69г.
Счисление времени происходило и по солнечно – лунным циклам и языческий бог Троян определял солнечный год и лунные месяцы. Тогда
«На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий…» автор называет дату прихода к власти Всеслава Полоцкого на седьмом месяце солнечного года «Люди же освободили Всеслава в 15 день сентября». Год на Руси в то далёкое время начинался в марте, сентябрь седьмой месяц.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Евгений Беляков » 30 июн 2013, 23:12

Таня!
Я присоединяюсь к Вашему мнению, что век означает поколение (жизнь одного человека). В этом значении слово "век" сохранилось до нашего времени. "Краток был его век" и т.д. Но слово "Троян" я, скорее, сейчас склонен считать каким-то из именований Бога (Троян=Троице). "Земля Трояна"=земля православных христиан, земля Троицы, русская земля. Возможно, есть тут и попытка соединить скифский миф и византийский вариант.
Дальше - смотрите.
Владимир (Креститель) - 1 век. С него начинается эпоха Трояна (=Троицы, православия на Руси).
Ярослав Мудрый - 2 век.
Святослав Ярославич (+ его поколение: Изяслав, Всеволод) - 3 век.
Олег Святославич (+Владимир Мономах) - 4 век
Святослав Ольгович - 5 век
Игорь Святославич - 6 век
И уже Владимир Игоревич - 7 век.
Вы спрссите: почему Всеслав - это 7 век. На самом деле разбиение на фразы в СПИ СПОРНО. На это мало кто обращал внимание, но давайте посмотрим, как можно прочитать.
Вы бо своими крамолами начасте наводити поганыя на землю Русскую, на жизнь Всеславлю, которое бо беше насилие от земли половецкыи на седьмом веце Трояни.
Речь идет о том, что Игорь и Всеволод привели половцев (Кончака) в Полоцкую землю. Этот эпизод мы уже разбирали.
Автор СПИ говорит: смотрите! уже 7-е поколение существует Русь (земля Трояна), а все еще приводим врагов, творящих насилие.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 253