Сабина писал(а):Тогда если Илья - йылык, то он мог быть и мусульманином, учитывая, как хазарские династии при своём многоверии преимущественно склонялись не только к иудаизму, но и к исламу, особенно если присовокупить к описываемым в былинах сведениям, что Илья употреблял спиртное, рубаи Омара Хайяма, который настолько возвышенно описывал винопитие, словно хотел сказать, что благочестие мусульманина и состоит именно в том, чтобы нарушать придуманные религией запреты
++++
Сабина писал(а):Да, конечно, Илья мог быть кем угодно,..
А вот мог ли он прежде крещения неформально исповедовать раввинистический иудаизм и при этом ввязываться в одноразовые военные авантюры как пограничная служба у упомянутых Вами веротерпимых хазар, позже перебегая к языческому владыке, ориентированному на Византию?
В былине “Бой Дуная с Добрыней” приведен казус: Илья Муромец СУДИТ за драку двух богатырей Дуная и Добрыню. С точки зрения права он не имел на это никакого права. Судить мог только князь.
(А. Быков Моральный облик былинного богатыря Дуная Ивановича (“Бой Дуная с Добрыней”))
Но если прототипом былиного Ильи Муромца является СТЕПНЯК (например: берендей, торк, каракалпак или хазар, (за Мстислава Тмутараканского воевали хазары ), то все становится на свои места.
Народные предания донесли до нас противоречивые сведения о русском богатыре Илье Муромце:
- из семьи смерда, но имел право судить и выносить приговор (в былине “Бой Дуная с Добрыней” приведен казус: мужик Илья Муромец СУДИТ за драку двух богатырей Дуная и Добрыню. С точки зрения права он не имел на это никакого права. Судить высокородных мог только князь), был знатным дипломатом, знал несколько языков, в т.ч. тюркский;
- инвалид с детства, но при этом поединщик, наездник, стрелок из лука, владел приемами рукопашного боя и холодным оружием, старший богатырь;
- жил в Карачарове возле Мурома, (каравчу (тюрк.) - дозорный, стражник; каракцы (тюрк.) - разбойник) ;
- воевал с Соловьем Будимировичем (Рахмановичем, Одихмантьевичем) (Соловей: салава (тюрк.) - стражник);
(отличительная черта Соловья - свист. Стрелы имелы разные наконечники, в том числе те, которые издавали свист. Так как стрелы летели с дозвуковой скоростью, то сначала был слышан свист, от которого коленки подгибались, а потом прилетала смерть)
- сбивал и пропивал кресты с церквей, но при этом строил индийские церкви (Тут строил стар [Илья] церкву Индейскую (или Иудейскую?);
- был крещен Добрыней, но при этом уже имел библейское имя (языческое имя не известно);
- служил у русского кн.Владимира, охранял южные границы (южный путь из Крыма до Киева - Муравский шлях - проходил по левобережью Днепра; марав (тюрк.) - запад )
- громил на юге кочевых наездниц и "овладел" их вождицей (имея травму позвонка затруднительно овладеть женщиной, даже если она не сопротивляется);
- воспитывал сына и дочь у хазарского правителя (для тюркского аталычества характерно воспитание сыновей у равного по знатности правителя) (в бою встретился с Жидовином-богатырем (хазарином) и по его силе догадался, что перед ним родной сын - Соколик)…
Из более чем 700 видов птиц, обитающих на прилегающих территориях, для персонажей былин выбраны имена Соловей и Сокол, которые имеют перевод с тюркского: салава (тюрк.) – стражник, дозорный; саклавчу (тюрк.) – стражник … Почему не дятел, не удод, не орлик, не чиж, не щегол...? Вероятность случайного совпадения ~1 / 500000.
Во-первых.Необходимо отметить, что период, которому соответствуют былины, конец X начало XI. В это время союзниками кн.Владимира были торки, берендеи, черные клобуки - тюркские племена (тёрё - закон, обычай, право; торки - законники(??)). По древнему тюркскому закону - тёрё избирался правитель - Олий (Эллий) - из самых знатных - самый старший. Олий, как верховный правитель племенного объединения, имел право судить и выносить приговор, вести дипломатические переговоры, решать религиозные проблемы, вести войну, воспитывать сыновей у равных по знатности правителей-союзников (аталыков). Олий, как сын степей, должен был быть прекрасным наездником, стрелком, рубакой.
Хазарский каган - избирался из представителей определенного рода, на определенный срок (максимум на 40 лет).
Олий(эллий) - избирался из представителей отдельных семей из самых достойных и знатных - самый старший; на срок до 5-6 лет.
(НАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ САМОУПРАВЛЕНИЯ ТЁРЕ
Институт Тёре - самобытный народный форум-суд, управлявший всей жизнью и деятельностью. В его состав входили на демократических основах избранные представители всех сословий. Во главе Тёре стоял избранный, самый авторитетный из князей. Подобные Тёре были и в каждом отдельном обществе, а главный Тёре руководил всеми. При главе Тёре - верховном правителе Олие (Вали) - находились глашатаи, извещавшие страну о принятых решениях. При нем же находилась военная дружина, состоящая из отдельных отрядов воинов, приведенных каждым из князей. Воины собирались на Басиат кошах. Там они занимались военной подготовкой, джигитовкой и пр. Отряды воинов оберегали границы страны и по приказу Олия выходили на защиту родной земли. На Тёре рассматривались все уголовные и гражданские вопросы, выносились наказания, узаконивались новые обычаи и обряды. Таким образом, Тёре является государственным, юридическим и гражданским органом управления.
(И. М. МИЗИЕВ ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА ))
Во-вторых. Олий(эллий) и, допустим, зафиксированая славянская форма Илий соответсвующая словоформе - йыллы - 1.ежегодный; 2.старый (по Константину Багрянородному – хазарскую крепость Саркел охраняли 300 воинов, которых меняли ЕЖЕГОДНО)
стар-казак Илья Муромец, Илейка
Илья Муромец в былинах всегда "старый". Один из возможных переводов слова "ИЛЬЯ" с тюркского - СТАРЫЙ (йыллы).
Очевидно, объединение в былинах нескольких прототипов под одним именем «Илья Муромец». Деяния «Олия с Муравского шляха» перенесены на «Илью из Мурома».
Можно сделать вывод, что "Илия Муравский" - это собирательный образ.
Очевидно, что Илия Муравский - ежегодно назначаемый предводитель гарнизона для охраны укреплений на южных рубежах, назначаемый из самых достойных, самых знатных, самый старший. Пока на южнорусских границах были торки, берендеи, черные клобуки - об этом знали все. После уничтожения населения Торческа и Юрьева монголами, об этом уже не помнил никто, а слава и песни остались.
Традиционная формула призвания князя на киевский престол: "Хочет тебя вся русская земля и все чёрные клобуки".
Сабина писал(а):Может быть Вы и правы, но я как-то не уверена...
Я ни в чем не уверен.