Zinchenko_tanya » 14 ноя 2014, 09:26
Здравствуйте , Лемурий!
ПРОСТРАНСТВО - является важнейшим элементом мифопоэтической архаичной модели мира, и осмысливалось в рамках этой модели совершенно отлично от того, как оно представляется человечеству под воздействием современной науки. Для сознания характерно освоение пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Это мифологическое пространство организовано, расчленено и состоит из трех частей по горизонтали , соединение которых происходит в центре по вертикали.
На Збруческом идоле вертикаль разделяется на три части горизонтальными линиями и отмечается : мир Небесный , Земной и Подземный т.е. на вертикальную линию наносятся линии горизонтальные , отмечающие зоны мироздания, которые и образуют фигуру креста . Если показывается мир небесный, то горизонтальная линия находится вверху и у нас получается Т образный крест . Захотели отметить мир земной, горизонтальная линия в середине, получаем четырехконечный крест +. На вертикальную линию нанесли три зоны мироздания, три горизонтальных линии , получили восьмиконечный крест и т.д.
Посмотрим на Збруческий идол, миру небесному отведена большая площадь, значит служитель культа, общался преимущественно с ним, а мир человеческий волхва практически не интересует, он –то представлен на идоле самой маленькой картинкой .Но надо отметить, что подземный мир занимает большую площадь , чем земной, значит покровители волхва обитают и там .
Автор пишет «Слово…» « старыми словесами», а для них характерно образное мышление, поэтому вертикальную линию креста , соединяющего три зоны мироздания, представляли древом, корни которого уходили в подземный мир , на средних ветках жили люди , а вершина поднималась в небо:
«. Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.
« Серый волк» определял горизонтальную границу между земным и подземным миром , а орел охранял вход в небесный мир . Между ними и находится мифологический земной мир .
Вертикальную линию мирового древа могли заменить на гору:
« скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.»
и овраг – яругу
« по дубию;
влъци грозу въсрожатъ
по яругамъ;».
Вспомним историю слов «буй и яр» « Его древнейшее значение , как указал еще А . А. Потебня: гора , холм, высокое открытое место», второе значение слова буй «глубокое место в реке, озере» В Слове яр « Нетрудно заметить ту же что и у слова буй связь представлений, на наш современный взгляд, алогичную : гора и водная пучина ,верхний край и дно оврага. Не только синонимичность слов яр и буй, но именно аналогичность семантической структуры представляет большой интерес». «Наличие единства противоположных значений ( в словах яр и буй), на наш взгляд, является свидетельством древности слов с такой семантической структурой… с очевидными совпадениями не каких то оттенков значения, а довольно необычных их сочетаний, какая не свойственна нашей эпохи, а должна быть отнесена к ранней истории наших языков….» ( Подробнее в книге Б. А. Ларин История русского языка и общее языкознание. Москва Просвещение 1977. Стр.89-100).
Гора и водная пучина (дно оврага) образуют вертикальную линию в центре пространства , которая соединяет зоны мироздания : горнюю (небесную) , дольнюю – земную, и подземную .
Данный образ возник во многих религиях в глубокой древности. Так в космогонии Египта появляется пространство, определяющее его вертикальную линию : « Из праокеана поднимается первичный холм или гора,- сияющий камень Бен- бен» и только потом происходит деление пространства по горизонтали «богиня неба Нут, отделяется от Геба бога земли…»..
Горизонтальные и вертикальная линии пространства, образующие крест, в древности имели образы древа , горы и могли заменяться.
За злодеяния на свадьбе во время возникновения рода «отъ стараго Владимера (ум 1015) до ныняшнего Игоря»,
,( Владимир убил отца Рогнеды и двух ее братьев) автор предлагает распять Владимира на горе, как на кресте казнили самых злостных разбойников:
« О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:»
Татьяна