Владимир принял крещение ради приобщения к «византийскому содружеству» православных государств, восприняв прежде всего веру и культуру, приверженность которым позволила Руси быть равноправной среди европейских народов, сохранить целостность после распада Византии и нашествия монголов. Отсюда, наверно, и «кюръ» в словаре И.И. Срезневского , то есть «кюре»-пастор (пастырь, по русски-наставник паствы).
Однако, практическая деятельность кира Херсона говорит о том, что он был не самый главный в византийской администрации этого города и больше был связан с хозяйственной деятельностью. Возможно, он являлся постоянным членом херсонской (и любой другой администрации приморских городов), а более высокие должности появлялись по необходимости и не в каждом городе.
«В глазах византийцев, Русь, приняв крещение, становилась частью империи. В определенном смысле русские действительно признали принцип главенства императора над всем христианским миром.
Если князь Владимир и в самом деле именовался "Basileuz", как об этом сообщает один поздний источник, то не потому, что ему хоть в какой-то степени была передана императорская власть ("translatio imperil"), а вследствие подчинения шурину, законному императору Василию II.
История русской митрополии, оставшейся один на один с Золотой Ордой и продолжавшей удерживать в своей юрисдикции всю без изъятий Русь, убедительно показывает высокую жизнеспособность религиозных и культурных ценностей, полученных от Византии. Религиозные, культурные и даже политические узы "византийского содружества" крепились преимущественно церковью, исторические катастрофы не смогли их разрушить, что со временем, в конце XIII и XIV веке, сделало возможным возрождение.» (
http://krotov.info/library/13_m/ey/vmr_2.html )
"Героизированный образ Василия I наделяется чертами мудрого политика, философа, ревнителя православия. Именно ему отводится роль просветителя славян, распространителя христианства среди других племен и народов, в том числе болгар (крещение болгарского царя Бориса относится к 864/68 гг., а в 870 г. по назначению константинопольского патриарха Игнатия в Болгарии утверждается архиепископство) и росов.
Здесь повествуется об учреждении архиепископии на Руси, созданной заботами императора Василия I и патриарха Игнатия. Описывается своего рода ритуал «выбора веры», подкрепленного чудом с неопалимым Евангелием. Вслед за крещением (части) русской дружины ок. 860 г. при императоре Михаиле ΠΙ и патриархе Фотии новый этап христианизации Руси, судя по данным Продолжателя Феофана, относится к периоду правления Василия I и патриарха Игнатия, возможно, ко времени ок. 874 г.
Представление о том, что с тех пор в глазах византийцев Русь была страной христианской, входящей в византийское «содружество» христианских народов, стало в науке общераспространенным. Более того, нередко считается, что Византия даже «не заметила» крещения Руси Владимиром.
Однако это не совсем так. Помимо известных хронографических данных о распространении христианства на Руси в последние годы были обнародованы новые материалы неизданных рукописных текстов. Они позволяют по-новому подойти к вопросу о взгляде византийцев на крещение Руси (Шрайнер. 1991. С. 154 и след.)." (
http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/II.3.htm )
«В этой связи примечательно, что имперские киры Херсона могли оставлять свою должность и переходить на иную. К примеру, Зоил, очевидно, был имперским архонтом Херсона и, вероятно , дослужился даже до стратига, на что указывают моливдулы с этим именем.»(
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yand ... dPfrBH3Epz )