Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 май 2015, 21:46

Ну так это "старенькое":

В широко употребляемые старые формы существительных с основой на -о с флексией именительного падежа множественного числа -и вкрапливается в «Слово о полку Игореве» несколько окончаний винительного -ы: «шеломы» (13, 33), «щиты» (33), «хоботы» (37), «цвѣты» (43). Хотя слияние именительного и винительного падежей множественного числа в одной форме старого винительного имен на -о получило свое развитие с XIII в., все же отдельные случаи попадаются в памятниках XII в.: «Труды исправляются свѣтлостию учения воиньству» (Златостр., 1, XII в.). Заимствование из старославянского языка представляет собой слово «тучя» в «Слове о полку Игореве»: «Чръныя тучя съ моря идутъ» (12). В древнерусской письменности XII столетия и позднее существительные с основой на -а мягкой разновидности в именительном и винительном падежах множественного числа часто сохраняли церковнославянскую флексию. Например: «И быша мълния и громи» (Муч. Ирины, Усп. сб., 109, XII в.); «Не видѣ ли лютости туча» (там же, 110); «Свѣтьлы луча имы» (Златостр., 92, XII в.); «Ти да быша сѣдѣлы птица пѣснивы по вьршью дубьному» (там же, 93); «Купьци твои бяаху вельможа земля» (Слово Иппол. об антихр., 61 (42), XII в.).
---
Виноградова В. Л. "Слово о полку Игореве" и "Задонщина" по некоторым данным морфологии // Слово о полку Игореве — памятник XII века, М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 255—275.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 май 2015, 21:49

Zinchenko_tanya писал(а):«до ныняшнего Игоря»
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
нынешний
прил. разг.
1) Относящийся к настоящему времени; теперешний.
2) Сегодняшний.

Именно ТАК, Татьяна, именно. Автор СПИ современник Игоря Святославича (ум. 1201), точнее так в августе-сентябре 1187 года, когда и было написано СПИ, жили ОБА!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 26 май 2015, 22:35

Высокий процент отклонений от старых норм указывает на время не ранее середины 13-го века.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 26 май 2015, 23:01

Бобров А. Г. - "Второй доказательный аргумент М.А. Шибаева относится к чтению «Слова о полку Игореве» «Съ тоя же Каялы Святоплъкъ повелѣя отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святѣй Софии къ Киеву»48. Речь идет о битве на Нежатиной ниве около Чернигова в 1078 г. Еще И.М. Кудрявцев более полувека назад обратил внимание на то, что в «Повести временных лет» (как в Лаврентьевском, так и в Ипатьевском списках) говорится о захоронении умершего кня­зя не в Софийском соборе, а «в церкви святыя Богородица», то есть в Десятинной церкви, в то время как согласно С1 его хоронят «в святей Софии в Кие­ве»49. Такой же текст читается в Н4, причем М.А.Шибаев, сопоставив целиком данное летописное известие в С1-Н4 с текстом «Повести временных лет», пока­зал его вторичность, заключающуюся «в неудачном сокращении» и даже «не­правильном понимании событий» составителем протографа летописей XV в. «В этом контексте, - отмечает М.А. Шибаев, - сообщение о захоронении Изяслава в Софии необходимо признать не следом использования раннего источника, а искажением информации в ходе сокращения и ошибочной интерпретации летописного текста»50.

Таким образом, эти два чтения, если они не объясняются вторичной правкой текста «Слова о полку Игореве» редактором XV в., могут, действительно, сви­детельствовать о создании этого памятника не ранее появления свода-прото­графа C1-HK2 (и H4) (по нашим представлениям, этот летописный памятник - Свод митрополита Фотия, созданный в конце 1410-х гг.51)."
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 май 2015, 23:26

corvin писал(а):Высокий процент отклонений от старых норм указывает на время не ранее середины 13-го века.

ИЛИ Автор СПИ церковный книжник, пользующийся старославянскими переводами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 май 2015, 23:41

corvin писал(а):«В этом контексте, - отмечает М.А. Шибаев, - сообщение о захоронении Изяслава в Софии необходимо признать не следом использования раннего источника, а искажением информации в ходе сокращения и ошибочной интерпретации летописного текста»

А кто сказал, что Святополк вообще хоронил своего родного отца? Он разве в Нежатитой битве участвовал? НЕТ.

Если принять конъектуру «полелѣя», то окажется, что Святополк непосредственно участвовал в перевозке тела убитого отца; если согласиться с конъектурой «повелѣ яти», то он лишь распорядился это сделать. Но в обоих случаях предполагается присутствие Святополка на месте событий.
Однако в ПВЛ (см. с. 132—135) явно утверждается, что в 1078 Святополка в Южной Руси не было.
--------
Энциклопедия СПИ, в 5 т, Спб. 1995, О. В. Творогов. "Святополк Изяславич"


А вот своего названного "отцом" тестя хоронил, причём самолично вывозя его к Киеву.

Следуя Буткову, В. Н. Перетц видит здесь отражение эпизода, описанного в "Повести временных лет" под 1096 г. Тогда половцы с ханом Тугорканом, тестем Святополка, осадили (31 мая) Переяславль. 19 июля Святополк одержал над ними победу на реке Трубеже, причем "Тугорган убьенъ бысть, и сынъ его и инии князи мнози ту падоша; наутрея же налезоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ, аки тьстя своего и врага, и привезъше Киеву и погребоша и на Берестовое, а другымъ, идущимъ въ монастырь". Название Тугоркана отцом, а не тестем, имеет параллель в Волынской летописи: "Володимеръ зовяше тестя своего Романа, река: господине отче" (1274 г.); слова же "ко святей Софии къ Киеву" - синонимы и вовсе не означают, что Тугоркан похоронен в Софийском храме...
Необъясненным остается "съ тоя же Каялы", а не с Трубежа. Сообщение Буткова, что русские преследовали половцев (от Трубежа, на котором стоит Переяславль) до р. Каялы, пока ничем не оправдано.
--------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107


Кстати, заметили уточнение не просто комони, а угорские иноходцы, такое уточнение могли внести токмо свидетели события. А путь с р.Трубеж к Киеву лежал через брод Заруба, откуда вышел Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 26 май 2015, 23:46

А говорят что СПИ ориентировано на древнерусский.

По-поводу "нынешний" из энциклопедии СПИ:
"Однако в связи с уточнением хронологии летописания Н. Г. Бережковым оказывается, что соотношение этих событий не может служить обоснованием датировки С. Бережков в своей работе «Хронология русского летописания» (М., 1963) доказал, что в статье 6695 Ипат. лет. совмещены статьи 6695 и 6696 мартовских годов и сообщение о смерти Ярослава входит в повествование о событиях 1187/1188, а сообщение о возвращении Владимира из половецкой степи — в перечень событий 1188/1189, т. е. смерть Ярослава должна датироваться 1187, а возвращение Владимира на Русь — 1188. Таким образом, С. могло быть написано либо до событий 1187, либо после них, и князья, к этому времени уже умершие, ретроспективно названы как люди действительно жившие в 1185 независимо от времени написания С."
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 май 2015, 00:01

corvin писал(а):"...сообщение о возвращении Владимира из половецкой степи — в перечень событий 1188/1189, т. е. смерть Ярослава должна датироваться 1187, а возвращение Владимира на Русь — 1188. Таким образом, С. могло быть написано либо до событий 1187, либо после них, и князья, к этому времени уже умершие, ретроспективно названы как люди действительно жившие в 1185 независимо от времени написания С."

Смерть Ярослава 1.10.1087 после свадьбы сына Игоря на дочери Рюрика владельца "всей Русьскои земли": голова (жених) идет к плечам (невесте). Примирение Ольговичей и Мстиславичей.

Тогда же венчали пару Владимира и Кончаковны. Всё в лето 1187 года. Мы даже уточнили день...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 27 май 2015, 00:22

Не о том речь когда женился, а о том когда вернулся.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 май 2015, 09:58

corvin писал(а):Не о том речь когда женился, а о том когда вернулся.

А без разницы когда, всё в один год (1187 или 1188), в тот же что и СПИ Автор завершил:
Если верить летописцу, а не Бережкову, то в 1187:

Ипат.1187:
1. "На Боришь день отда Верхуславу, дщерь свою, великыи князь Всеволодъ..."
"Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ..."

2. "Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии"

3. "Тогда же приде Володимерь [Игоревич] ис Половечь с Кончаковною, и створи свадбу Игорь сынови своему, и венча его с детятемь..."

Вот и посмотрите в какой год был "Офросеньинъ день, а заутра Богослова".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 май 2015, 10:30

Подскажу:

День Иоанна Богослова отмечают 8 мая (ст.ст.) 26 сентября и в день 12 апостолов 30 июня на что день в день указывает Симеоновский список.

Заутра Богослова (30 июня), значит "неделя"(=воскресенье) на которой справлялись свадьбы Верхуславы и Ростислава Рюриковича, а также Ярославы Рюриковны и Святослава Игоревича 29 июня 1187 года - можете проверить по календарю, 1188 никак не вяжется, именно 1187!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 май 2015, 11:56

Почему именно 29 июня (неделя=воскресенье) 1187 года и 30 июня день Богослова, а скажем не 24 июня - день рождества Иоанна Предтечи - дело в том, что до 28.06 включительно был строгий Апостольский пост и первый день, когда не было поста, да ещё выпадал на воскресенье, по которым и свершали все таинства, было 29 июня 1187 года, посему и Верхуславу поторопились замуж выдать, а невесте было 8 лет от роду.

Изображение Изображение Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 июн 2015, 18:30

Здравствуйте corvin.
corvin » Вт май 26, 2015 11:21 am писал:
«Автор дает образцы стиля Бояна (не буря занесла соколов … и т.п.). Они совершенно не похожи на стиль летописей. ..»

Так каков же образец стиля Бояна ?
« Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
А ,Н. Веселовский в статье « Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля» ( Журнал Мин. Нар . Просвещения, 1898г.,№3.ч. CCХVI,стр 1 – 80)
«…еще к одному типу параллелизма… Отрицательный параллелизм встречается в «Слове о полку Игореве…»
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому". И уточняет что «внимание останавливается на той, на которую не простерлось отрицание… Не бывать ветрам , да повеяли , - не бывать бы боярам , да понаехали»
Простейший народно – поэтический параллелизм таков : картинка природы, рядом с ней такова же из человеческой жизни :»
« галици стады бежать
къ Дону великому".
« А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому» .
Похожее отрицание"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая …»
часто встречается в песнях , автор и назвал своё обращение к Игорю песнью« Пети было песнь Игореви. А т .к. в тексте «Слова…» синкретизм, поэзия не отделена от песни (музыки) и от обряда , то похожий текст надо искать в свадебных обрядах.
В обрядовой поэзии , слово комментирует действие обряда. Так переход невесты со «своей» стороны на «чужую» жениховую сторону сопровождался песнопениями :
«Да не сама я к вам залетела
Да занесла меня туча грозная
Да затащили буйны ветры»
Чистова К., Чистова Б. (Ред.).
Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сборник
1984. 368-369стр.



« Не щиплите гуси серые,
Не сама я к вам залетела
Занесло меня погодою
, Что погодою несносную
Что несносным буйным ветром»
Чистова К., Чистова Б. (Ред.).
Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сборник
1984. 324стр.
Соколами в «Слове…» обозначены русские воины «О, далече зайде соколъ, птиць бья, - къ морю».
Значит , текст:"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому". Надо понимать так : русские князья пошли в поход на половцев без Игоря ( ведь ему поётся данная песня) не по своей воле («Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая» -), а потому что «галици стады бежать
къ Дону великому»( « А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому») .
В настоящем времени написан поход Игоря в степь в1185г, все что произошло до него автор Боян считает старым временем «О Бояне, соловию стараго времени!». Автор приглашает Игоря принять участие в походе 1183г
И только жизнь русичей начинает налаживаться при княжении Святослава Киевского (ум 1194г). В 1183г. «тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей», как соколы терзали стадо лебедей , так русские князья , собравшись вместе с разных земель победили половцев. В летописи «побудил бог Святослава, князя киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев. И собрались к ним:
1..Мстислав
2 Глеб
3. из Переяславля Владимир Глебович
4. из Луческа Всеволод Ярославич
5.с братом Мстиславом
6. Мстислав Романович
7.Городенские Изяслав Давыдович
8.и Мстислав
9. князь Пинский Ярослав
10. с братом Глебом и
помощь из Галича от Ярослава».
Игорь же из за распутицы не догнал войско Святослава Киевского, по берегу реки Сулы, и Святослав с победой возвратился в Киев .
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 июн 2015, 22:11

Zinchenko_tanya писал(а):« Не щиплите гуси серые,
Не сама я к вам залетела
Занесло меня погодою
, Что погодою несносную
Что несносным буйным ветром»
Чистова К., Чистова Б. (Ред.).
Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сборник
1984. 324стр.

Красивая находка, Татьяна, ничего не скажешь, правда к СПИ отношения никакого не имеет. Ни полк же "невест" ведет Игорь. В СПИ так и написано: ни соколов занесла буря через поля широкие, а стада галок бегут к Дону Великому. Не то, а это. В обрядовой поэзии альтернатива отсутствует, токмо отрицание.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июн 2015, 07:17

Здравствуйте , Лемурий!
Вспомните былину " Садко" ,на море разыгрывается разрушительная буря .Не стихла буря. Пришлось Садко самому отправиться к Морскому царю. После бури Садко попадает на «чужую» сторону, в подземный мир к Морскому царю .
Вспомните и про сон Святослава , похожий на сон невесты .Автор перерабатывает свадебные обряды ( старые словеса) и приспосабливает их к повествованию о походе Игоря .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 251