Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 июн 2015, 09:12

"Старые словеса", Татьяна, это "замышление Бояна", это стиль летописной братии, введенный основателем русского летописания Никоном Великим (= Иларионом в схиме).
Автор же пишет, что будет писать по былинам СЕГО времени, а НЕ по "замышлению Бояню".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июн 2015, 11:14

Лемурий!
Автор Боян поёт( а не пишет ) на грани двух эпох в истории поэзии :старой народной песни и книжной поэзии нового типа . Певец сказитель, с развитием индивидуального поэтического творчества, обязан сказать слушателем песни , что его повествование правдиво т. е. «по былинам СЕГО времени». И очень важно сказителю Бояну отметить, что его произведение лишено выдумки- замысла (замышления), а НЕ по "замышлению Бояню"
Эпические песни , такие как «Слово о полку Игореве…» лишь постепенно дифференцировались из первоначальной связи с народным( свадебным ) обрядом. Героический эпос представляет более позднюю ступень развития эпического искусства, уже отошедшего от первоначальной связи с магическим обрядом. Однако о существовании такой связи в прошлом свидетельствует само название сказителя «Боянъ бо вещий» . Вещий -знающий или предсказывающий будущее, пророческий.
.Боян ничего в тексте не предсказывает «НЕ по "замышлению Бояню» , а поёт так, как события разворачивались на самом деле «по былинам СЕГО времени» .
Боян современник Игоря он поёт ему песню «Пети было песнь Игореви…», и общается с киевским князем , а только киевские князья выводили свои родословные непосредственно от богов («Велесов внуче, Даждьбожа внука)
«Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 июн 2015, 13:15

Татьяна, а кого по-Вашему называли на Руси песнотворцами?

    «Яко же историци и ветия, рекше летописъци и песнотворцы, прикланяють своя слухи в бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять словесы и възвелтатъ мужъствовавьшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчаютъ, колми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложити храбром и великим воеводам божиям...» (цит.по Кусков В.В. История древнерусской литературы, М. 1998)
    -------
    "Как историки и витии, то есть летописцы и песнотворцы, преклоняют слух свой к бывшим между царями ратям и ополчениям, чтобы возвеличить мужественных воинов, крепко стоявших за своего царя, не убегавших с поля боя, и тех кто славящими похвалами увенчан быть достоин, не тем ли более прилично нам приложить хвалу к хвале храбрым и великим воеводам Божиим... (пер. Л.)
    -------
    ( Слово Кюрила мниха на сбор св. Отець 318 )
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июн 2015, 16:40

Летописцы писали , а песнотворцы пели .Песнотворцы представители старой народной песни, а летописцы - книжной поэзии нового типа, когда текст отделяется от музыки и обряда .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 июн 2015, 18:34

Татьяна, гимнографический канон, в котором надо свивать обаполы (=краестрочия) слав сего времени (=тропарей) и который аккомпанировался на 10-струнных гуслях-псалырь, тоже назывался творчеством песнотворца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 28 июн 2015, 20:39

В оригинале не "свивать обаполы слав сего времени ", а "свивая славы оба полы сего времени". Т.е. не обаполы слав свиваются, а славы вокруг.

Летописцы отличаются от песнотворцев не тем что одни раньше других. Это просто разные жанры. Так как Боян представлен в СПИ он песнотворец. Дан образец его стиля. Это точно не стиль летописей, и Автор использует этот стиль до конца СПИ. Например: "Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ пѣти!" .

Само Слово есть попытка Автора создать письменную не религиозную поэзию.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 июн 2015, 12:38

Здравствуйте Лемурий и corvin !
«иже истягну умь крепостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ»
В первобытном обществе была система обрядов инициации, которые сопровождались различными, часто мучительными испытаниями, где юноша должен показать и мужество , и крепкий ум . После « сдачи экзамена» юноши и девушки переходили в класс взрослых, женились и их посвящали в тайны и законы племени , а также рассказывали им о ратных подвигах предков.
Этот обряд трансформируется сначала в героическую сказку , а затем в эпос .
«В героической сказке древнейшие формы брачной поездки героя связаны в патриархально- родовом обществе с экзогамными отношениями, когда добыча невесты из чужого рода племени нередко сопровождалась умыканием и тем самым в отражении сказки и эпоса должна была получить героический характер, свидетельствуя о мужестве, физической силе, предприимчивости молодого витязя.»
В. М Жирмунский Сравнительное литературоведение восток и запад. Ленинград «Наука» 1979г. Стр 221
В «Слове…» автор изображает героев , принадлежащих к классу князей и их воинскую свиту. Древний героический эпос - своего рода придворная литература .В центре внимания личные подвиги:
"О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!
Рано еста начала Половецкую землю
мечи цвелити,
а себе славы искати.
, стремление к личной славе
« ищучи себе чти, а князю славе".
, столкновение индивидуальных интересов
«Усобица княземъ на поганыя погыбе,
рекоста бо братъ брату:
"Се мое, а то мое же".
За столь длительное развитие эпос выработал традиционные образы и сюжетные схемы, которые передавались в ряду поколений как готовые формулы, символы , метафоры, наполненные только новым содержанием и другими героями .Это и есть особый поэтический язык ( «старые словеса»), выражающий одинаковый психологический процесс в жизни общества .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 июн 2015, 23:50

corvin писал(а):В оригинале не "свивать обаполы слав сего времени ", а "свивая славы оба полы сего времени". Т.е. не обаполы слав свиваются, а славы вокруг.

А какая разница: капуста краснокочанная или краснокочанная капуста? "Оба полы" не согласуется по падежу и числу, поколику это было отдельное слово. Свивая что? Слав обаполы (=краестрочия).

corvin писал(а):Летописцы отличаются от песнотворцев не тем что одни раньше других. Это просто разные жанры. Так как Боян представлен в СПИ он песнотворец. Дан образец его стиля. Это точно не стиль летописей, и Автор использует этот стиль до конца СПИ. Например: "Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ пѣти!".

Давайте от простого. Кто в ДКС 1039 года в редакции 1073 года сделал вставки о Мстиславе и Редеди и другими тмутороканскими легендами? А ведь он был летописец.

corvin писал(а):Само Слово есть попытка Автора создать письменную не религиозную поэзию.

Скажем так: песнь по былинам (достоверным рассказам) сего времени, созданная книжником-клириком.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 июн 2015, 23:56

Zinchenko_tanya писал(а):«иже истягну умь крепостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ»
В первобытном обществе была система обрядов инициации, которые сопровождались различными, часто мучительными испытаниями, где юноша должен показать и мужество , и крепкий ум ...

Мы же это уже разбирали:

"иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ..."

Все усилия толкователей подыскать в древне-русской книжности параллели к "истягну", дающие желательный им смысл "стянул", оказались безуспешны, как и попытки видеть конструкцию с повтором "и стягну и поостри" (В. Миллер, Потебня) или украинизм - iст (Чапленко) - явные модернизмы. Утолстившееся, притупленное от долгого употребления лезвее стального орудия (топора, косы) кузнец разогревает на огне и отковывает тоньше - оттягивает (совр. технический термин), вытягивает, а затем оттачивает на бруске. Здесь - образ из кузнечного дела, и оба глагола "истягнути - поострити", без насилия на их основным значением, выступают в профессионально-реалистическом смысле. Этот излюбленный технический образ у автора встречается и в других местах: "Олегъ мечемъ крамолу коваше", "Начяша князи ... сами на себѣ крамолу ковати", "князи сами на себе крамолу коваху", "храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена".
---------
Тиунов И. Д. Несколько замечаний к "Слову о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве". Сборник исследований и статей под ред. В.П. Адриановой-Перетц, М.— Л., 1950 г., с. 196
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 июн 2015, 00:59

Лемурий , пишу , Вам пишу, а Вы как ничего не помните . Да, это прямое значение слов принятое в среде кузнецов « Утолстившееся, притупленное от долгого употребления лезвее стального орудия (топора, косы) кузнец разогревает на огне и отковывает тоньше - оттягивает (совр. технический термин), вытягивает, а затем оттачивает на бруске.»
И очень интересно посмотреть как Вы «мечем крамолу ковать» будите, или сердце острить «поостри сердца». Благо у слов есть и переносное значение:
"Олегъ мечемъ крамолу коваше"
ковать
- ударами молота придавать заготовке накую-нибудь форму; изготовлять при помощи ковки
Синоним ковать - КЛЕПАТЬ
, клепывать что (клепаю), соединять или скреплять металлическия вещи холодною ковкой, пропустя гвоздь и расплющив концы его, или загибая листы край в край.
Клепать (клепли) на кого, наговаривать или взводить напраслину, обносить, клеветать. Значит «мечемъ крамолу коваше» (переносно) возводить на кого то напраслину, клеветать
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 июн 2015, 08:25

Zinchenko_tanya писал(а):И очень интересно посмотреть как Вы «мечем крамолу ковать» будите, или сердце острить «поостри сердца». Благо у слов есть и переносное значение:

Так, Татьяна, и буду - берём СПИ и читаем:

    "Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 июн 2015, 08:30

Доброе утро, Лемурий . Так и пишите , сначала прямое значение слов в кузнечном деле, а потом переносное относительно сердца , ума, крамолы. И все будет понятно .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 июн 2015, 11:18

Лемурий , не вырастает эпос из гимнографии . У него совершенно другой путь развития : обряд , богатырская сказка и героический эпос .Это не я придумала , такой путь развития повествования о военных походах отметили в своих работах А.Н. Веселовский, В Н. Жирмунский и другие.
«свивая славы оба полы сего времени» , понимаете ВРЕМЕНИ! Надо соединить (свить) две части (оба пола) , по которым можно определить ВРЕМЯ!. Это же проще простого : соединяем день и ночь. Автор по этим ориентирам дня и ночи рассказывает о событиях Игорева похода .
1)«Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю.
Солнце ему тъмою путь заступаше;
НОЩЬ, стонущи…»
2) Длъго ночь меркнетъ.
Заря свет запала,
3) С зарания
4) Другаго дни велми рано
5) Съ зараниа до вечера,(день )
съ вечера до света(ночь)
6) далече рано предъ зорями
7) Бишася день,
бишася другый;
третьяго дни къ полуднию
"Си ночь, съ вечера
9) Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,( два раза солнце зашло за горизонт)
10) Погасоша вечеру зари.
Зори утренняя и вечерняя отделяют день от ночи .
Писала же об этом. Все просто , понятно .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 30 июн 2015, 15:23

Лемурию
Обаполы наречие или предлог. В СПИ предлог. Вы заменяете «по краям» на «края». Это другая часть речи.
Старые словеса это стиль песен Бояна. Автор стилизует свое Слово под старые словеса Бояна. Писал ли Боян в свободное от пения время летописи не суть важно. Хотя вряд ли писал.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 июн 2015, 16:16

corvin писал(а):Обаполы наречие или предлог. В СПИ предлог. Вы заменяете «по краям» на «края». Это другая часть речи.

Наречие "обаполы" отвечает на вопрос КАК?
"И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (Ипат. 1097)

Есть словоформа, отвечающая на вопрос ГДЕ?
"И ставше обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу..". Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.).

А предлога "обаполы" НЕТ, есть предлог обаполЪ, но это совсем другое слово:

    "и стояша межи собою недѣлю обаполъ Дрьюти" (Ипат.1180)
Словоформа: ѡбаполъ
Часть речи: предлог
Падеж: родительный
Лексема: обаполъ

corvin писал(а):Старые словеса это стиль песен Бояна. Автор стилизует свое Слово под старые словеса Бояна. Писал ли Боян в свободное от пения время летописи не суть важно. Хотя вряд ли писал.

Боян свивал краестрочия "слав сего времени" (=тропарей);
Боян использовал 10-струнные гусли, очевидно, гусли-псалтырь;
Боян популяризировал тмутороканские легенды о Мстиславе, Редеди и Красном Романе;
Боян обращался к хоти (=жене) кагана (а их токмо два: Владимир Святой и Ярослав Мудрый, остальные домыслы);
Земля Бояна продавалась клиром Святой Софии;
На Руси знаю токмо одного такого гимнографа времен до Студийского Устава, который понятие "каган" для Владимира и Ярослава ввёл, который был при Ярославе Мудром, а потом в Тмуторокане, который являлся родоначальником русского летописания. Так что из всего богатства выбора другой альтернативы НЕТ: Иларион Киевский (Великий Никон в схиме).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 285