Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 авг 2015, 19:19

«Старое время», « Старые словеса» - « песни – славы о прошлом , значит опора на пямять.
Будущее время – это события мысленно представляемые, опора на воображение:
. «скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы».
« Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече»:
Игорь мыслию поля меритъ
отъ великаго Дону до малаго Донца..
В «сего времени» свиваются еще и причинно – следственные связи : в прошлом события , поступки людей, в а в будущем ответ на суде перед Богом за свои деяния :
«Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 авг 2015, 09:18

Думать о будущем , мечтать - парить в облаках, быть в облаках, грезить, уноситься в облака, парить между небом и землей, уноситься в мечтах, витать в облаках. В "Слове ..." летая умомъ подъ облакы,
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 авг 2015, 16:03

А на древнерусских примерах? Да ещё хорошо бы чтобы с
10-тью струнными гуслями сочетались, как здесь:

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Сперва должно исповедаться Господу в гуслех, то есть телесные действия производить стройно. Поскольку мы грешили телом, когда представили уды наши рабы греху в беззаконие (ср.: Рим. 6, 19), то и исповедуемся телом, употребив то же орудие к истреблению греха. Ты злословил? Благословляй. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь. Ты убил? Претерпи мученичество или, что равносильно мученичеству, при исповедании изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу во псалтири десятоструннем. Сперва должно исправить действия телесные, чтобы совершались согласно со словом Божиим, а потом уже восходить к созерцанию мысленного.

Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве.
---------
Святитель Василий Великий Беседы на псалмы . Беседа на псалом тридцать второй.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 авг 2015, 18:26

«Боянъ же, братие … нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
Из текста ясно , что Боян играл на струнном музыкальном инструменте, возможно , это были гусли , но сколько в них струн мы никогда не узнаем И свои песни – славы Боян пел князьям.
Гимны же это религиозная поэзия , пелись в основном хорами , или певец пел стих, а народ отвечал на них пением рефрена . Гимны служили для музыкального оформления богослужений.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 авг 2015, 21:56

А Вы у Роберта спросите, он Вам из книги, которую ему пересылал, цитату приведет:

    Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтыри пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, пойте Ему стройно, с восклицанием! (Пс. 32:2-3)
    Благо исповедать Господа и петь имени Твоему, Вышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь, на десятиструнной псалтыри, с пением, на гуслях. (Пс.91:2-4)
    Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе (Пс.143:9)
Смотрим контекст:

    Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху. Тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше
...что Боян играл именно на многострунном инструменте, очевидно из слов поэта: 10 пальцев Бояна уподоблены им десяти соколам, пущенным на целую стаю лебедей. Видимо, число струн было значительно больше десяти, если автор, такой точный и конкретный во всех деталях, допустил подобное сравнение.
---------
Кулаковский Л.В. Песнь о полку Игореве (Опыт воссоздания модели древнего мелоса), М., 1977, с.32-33
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 авг 2015, 18:23

Лемурий, добрый вечер !
Смотрим «Слово…», и видим , что, «не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше» упоминается и в предыдущем тексте:

«Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше,
та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
Хочу спросить не у Роберта , а у Вас. Что означает данный текст ? О чем он ?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 авг 2015, 19:17

Здравствуйте ,Лемурий!
« Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше,
та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
« Помняшеть бо рече» - способность человека сохранять и воспроизводить прежние знания о событиях . Опора на память необходима в прошедшем, « старом времени».
Свойство времени упорядочивать события . У время нет начала и конца , но автор может от какой – нибудь вехи отложить время «първыхъ временъ усобице».
Течение времени ( «который дотечаше») происходит лишь в одном направлении из прошлого к настоящему и последним событием прошедшего времени автор считал «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей».
Впереди последнего события» та преди песнь пояше» сообщение о
«старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
События происходящее одно после другого есть то , что существует в разное время .
Первые времена «първыхъ временъ усобице» автор связывает со старым Владимиром
« О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира», а существовать совместно значит быть в одно и то же время .
Тогда , последнее событие «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» произошло при нынешнем Игоре т.к. Боян еще раз отмечает протяженность времени по роду, откладывая время «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 авг 2015, 23:28

Zinchenko_tanya писал(а):«Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше,
та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
Хочу спросить не у Роберта , а у Вас. Что означает данный текст ? О чем он ?

А это, Татьяна, недвусмысленный намёк Автора на имя Бояна - кто вставил в ДКС тмутороканские легенды о Мстиславе, иже зареза Редедю и о других тмутороканских князьях, которым был самовидец. На Руси такой был ОДИН.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 авг 2015, 08:01

Здравствуйте, Лемурий!
« Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше,
та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю».
Какие бывают войны?
Война́ — конфликт между людьми ,происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий.

Междоусобные – между «своими», родственниками- князьями «Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице». Примером в «Слове …» служит междоусобная война между киевскими и полоцкими князьями, начиная от «старого Владимира» основоположника княжеских родов на Руси .
« О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ». Автор Боян достаточно широко освещает междоусобицы русичей от Владимира( ум 1015) до его внуков :
«Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ…
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ»
Гражда́нская, междоусобная война́ — ряд вооружённых конфликтов между феодалами за деньги и власть внутри государства, на территории Руси . Война между «своими» Начинается от возникновения рода «старого Владимира» и продолжается его потомками Ярославичами , сыновьями Ярослава Мудрого, с другой ветвью Полоцких князей Всеславом Полоцким. « Ярославли вси внуце и Всеслав»
Другая форма войны это вооруженная борьба, боевые действия между племенами, народами, государствами. Война между «своими» и «чужими»

« Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» в свадебном обряде сокол жених , а невеста – лебедь , представители двух родов, делящих людей на « своих» и «чужих». В фольклоре невеста могла быть представлена не только лебедью , но и галкой .Соколы – русские князья
«О, далече зайде соколъ, птиць бья, - къ морю!».
Лебеди представители « чужого» рода:
«А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому:
крычатъ телегы полунощы,
рци лебеди роспущени.»
И третья форма войны : Русские князья, приходящие из Тмуторокани, возвращаются к практике использования половцев в междоусобицах. Война между «своими» с привлечением « чужих» - наемников .
«старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
Пример в тексте
« Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 авг 2015, 22:56

И при чём тут войны и Боян? Автор недвусмыленно пишет, что оный поведал о тмутороканских легендах (Мстиславе с Редедей, Красном Романе). При этом Боян - песнотворец старых времен Ярослава Мудрого - Олега Гориславича. Он ведь не токмо о войнах пишет, он летопись ведет. Мстислав с Редедей воевал, а Роман Святославич в битвах не прославился, однако о них поведал Боян, поколику оба были мз Тмуторокани.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 авг 2015, 10:01

Здравствуйте , Лемурий!
Общая схема параллелизма двучленного нам известно картинка природы :
Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше» ,
а рядом с ней таковая же из человеческой жизни
та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
Сопоставляются мотивы :
1) Междоусобные войны среди «своих» :
«временъ усобице» и
«старому Ярославу,
храброму Мстиславу»
В тексте «Слова …» упоминается междоусобная война Ярослава Мудрого из Киева и его брата Мстислава из Тмуторокани : «Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль»
« В год 6532( 1024) Пришел Мстислав из Тмуторокани в Киев… и пошел Яросла с Якуном на Мстислава . Мстислав же, услышав, вышел против них к Листвену». (Летопись)
2)Война «своих» с « чужими,» параллель покоится на категории действия « Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» и
« храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми»
В год 6529(1022) …Мстислав находился в Тмуторокани и пошел на касогов . Касожеский князь Редедя, сказал: Чего ради погубим дружины. Но сойдемся , чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои и землю, если же одолею я, то возьму все твоё… И схватились бороться крепко… Мстислав бросил на землю. И выхватил нож и зарезал Редедю .»
Разор текста « Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»
« храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми» сообщает нам , что самой маленькой по количеству людей войной была битва двух человек Мстислава и Редеди , а самой многочисленной войной во времена написания «Слова …» был объединённый поход 10 князей –соколов русских с о стадом лебедей -подовцев« Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей». (Счастливый автор , он и не предполагал что на земле ещё будут мировые войны с миллионами солдат ) И такой победоносный поход Святослава киевского был ,за который ему славу поют:
« Ту немци и венедици,
ту греци и морава
поютъ славу Святъславлю».
Сам автор Боян не участвовал в данном походе
« Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше», в это время он пришел к Игорю, чтобы уговорить его выступить в поход вместе со Святославом
« О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ…», и пока Игорь в распутицу топтал грязь по берегам Сулы, Святослав вернулся с победой в Киев
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве».
3) Война междоусобная с привлечением наёмников – половцев.
« красному Романови Святъславличю»
« В год 6587(1079) Пришел Роман с половцами у Воиню, Всеволод же встал у переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад и убили его половцы.»
Автор рассказывает ,что если кто то из князей обратится за помощью к половцам в междоусобице, то его ждут осуждения, как Олега, принесшего горе на русскую землю «Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами …», а то и смерть как «красному Романови Святъславличю».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 авг 2015, 12:37

Татьяна, открывайте "Разыскания..." А.А.Шахматова, находите эти эпизоды в ДКС 1039 года и убеждайтесь, что вставил эти тмутороканские легенды редактор ДКС 1079 года Никон Великий (он же Иларион Киевской до схимы), песнотворец (=гимнограф) Ярослава Мудрого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 авг 2015, 13:54

Лемурий ,это до нас дошли « легенды о Мстиславе, иже зареза Редедю и о других тмутороканских князьях» в летописи. В а в 12 веке информация передавалась из уст в уста «Помняшеть бо рече», запомнил и рассказал. И информация распространялась очень быстро . Игорь только появился на родной земле , а уже эта весть облетела от окраины и до центра Руси, до Киева .
«Игорь князь въ Руской земли;
девици поютъ на Дунаи, -
вьются голоси чрезъ море до Киева».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 авг 2015, 14:57

Ну а КТО, Татьяна, был ходыной до Тмуторокани и обратно мин. 3 раза? Кто эти тмутороканские легенды на Русь принес и через летопись потомков с ними ознакомил?
Перечисляйте кандидатов. Лично мы знаем токмо ОДНОГО!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 авг 2015, 15:55

Игорь ещё не возвратился из плена , а о его поражении знают и на Руси и за её пределами , как и об победоносном походе Святослава
«Ту немци и венедици,
ту греци и морава
поютъ славу Святъславлю,
кають князя Игоря».
Вот так быстро распространяется информация.
Из Тмуторокани легенды на Русь могли принести: сам Мстислав , его
дружинники , калики перехожие , купцы, монахи, « сарафанное радио» и т.д. А вот записать в летопись мог и Никон , а в «Слове …» пропеть Боян. Через летопись и «Слово…» мы, потомки, с этими легендами ознакомились . Информация из двух источников ,остальные не дошли.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 250