Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 авг 2015, 08:44

Татьяна, если старое время - это время Владимира -Ярослава (11 век), то в каком веке песнотворец старого времени Ярославова жил?
Лета первого христианского князя Ярослава не середина, его лета сменяют не старого Владимира, а вечи (=тысячелетия) Трояни = времена язычества.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 авг 2015, 08:54

Здравствуйте Лемурий!
С доисторических времён хранят люди память о своих предках. Когда-то имена и сведения о родственниках до седьмого колена и дальше передавались из уст в уста. В русской традиции родословная ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии.
Существует два вида родословий:
- восходящее (от потомка к предкам)
Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя хоти: Где Святослав внук «Ольгова коганя», а Олег внук «старого времени Ярославля»
- нисходящее (от предка к потомкам). «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря» или
«минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.»Где Ярослав – дед, Олег – внук, а Святослав- отец.
Начало родословной откладывается от произвольной точки , она и определяет родоначальника. «помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира»
«Старый Владимир (ум 1015г) родоначальник. Разветвление начинается со «старого Владимира» , причём прежде всех отделяется линия Полоцких князей, потомков Изяслава Владимировича.
.Первенец «старого Владимира» первое звено рода «Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ» ( Василий христианское имя Владимира).Внук Изяслава « притрепа славу деду своему Всеслав» Всеслав полоцкий.
Еще одна ветвь - это потомки сына Владимира Ярослава ( ум 1054г.) «Ярославе вси», внуки «старого Владимира»( Изяслав, СВЯТОСЛАВ , Всеволод) . События
«Помняшеть бо рече

първыхъ временъ усобице» происходят в Полоцком княжестве,
« Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ». Всякий род начинается со свадьбы , где основатель рода «старый Владимир» женится на полоцкой княжне Рогнеде и при этом убивает её отца с дружиной и двух братьев.
« и с хотию на кроватъ и рекъ:
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.»
Первый сын Старого Владимира ( ум !015) Изяслав ( ум 1001г) умирает раньше отца и на киевский стол претендовать не может.
«Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи».
Междоусобная война( без привлечения наёмников) разгорается между внуками «старого Владимира»*( сыновьями Ярослава Мудрого, из родословной Игоря в ней участвует Святослав) и внуком Изяслава , Всеславом полоцким . «Ярославе вси внуце и Всеславль»

« Уныли голоси,
пониче веселие,
трубы трубятъ городеньскии.

Ярославе вси внуце и Всеславль!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.

На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.
Аще и веща душа въ дерзе теле,
нъ часто беды страдаше.
Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ»
Следующий отрезок в середине родословной автор Боян откладывает от деда до внука
«минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.» Где дед Ярослав ( ум 1054) , а Олег его Внук.
Это междоусобная война Олега с дядей Всеволодом и его братом Изяславом с привлечением наёмников - половцев:
« Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла
за обиду Олгову
храбра и млада князя.
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,
нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
Внуками Олега были Игорь и Святослав киевский – это уже «нынешнее время» и об их походах сообщил Боян Владимиру Игоревичу : «трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича» и «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 авг 2015, 09:26

Zinchenko_tanya писал(а):Существует два вида родословий:
- восходящее (от потомка к предкам)
Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя хоти: Где Святослав внук «Ольгова коганя», а Олег внук «старого времени Ярославля»

Доброе утро, Татьяна! Вы не сделали синтаксический разбор, иначе бы не писали подобную абракадабру:

Ольгова - притяж. прилаг. муж.рода род. пад., т.е. относится к песнотворцу старого времени
а
Коганя - тоже прилаг. прилаг., но жен. рода имен. пад., т.е. относится к хоти, так обращение начинается: "коганова жена".

Вы же какого-то "Ольгова коганова" придумали с разбега длинного поэтического вступления.

Еще одна ветвь - это потомки сына Владимира Ярослава ( ум 1054г.) «Ярославе вси», внуки «старого Владимира»( Изяслав, СВЯТОСЛАВ , Всеволод

Опять из-за того что выдернули соединительный союз "И", а также не учитывая что "Ярославе" в зват. пад., хитро сплетаете в поколения, которые в СПИ НЕ присутствуют:

    Ярославе [Черниговский] И вси внуце Всеславли!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 авг 2015, 12:30

Лемурий , достали Вы меня синтаксическим разбором .
Предложение :" Рекъ Боянъ и ходына
Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля
Ольгова коганя хоти:
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы
Руской земли безъ Игоря».

Главные члены предложения : Рекъ Боянъ хоти.
Кто? Боян
Что сделал ? Рек.
Рекъ кому ? Хоти .
Второстепенные члены предложения:
Боян ходына и песнотворец чей?
« Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя» именование Святослава киевского по протяженности рода от деда до внука два раза , осложнено предложение однородными членами.
В предложении есть прямая речь . Что сообщил Боян хоти ?
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы
Руской земли безъ Игоря». Прямая речь основана на двучленном параллелизме , сначала образ страдания и зла тела без головы , потом такое же ощущение из жизни человека «Руской земли безъ Игоря» Они вторят друг другу при различии объективного содержания. Сопоставлены два мотива, один подсказывает другой , причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 авг 2015, 13:08

Татьяна, с разбора и надо начинать и лишь потом версии строить. Начали хорошо, а потом комом:

Не песнотворц, а песнотворца (род.пад.)
Славит Автор КОГО?
Песнотворца старого времени КАКОГО? Ярославова -Олегова оба притяж. прилаг. муж.р. в род. падеже и относятся к слову песнотворец.
Прямая речь начинается с обращения "Коганова жена" и заканчивается словом "головы". Речь в ней тяжело жене без мужа, как и мужу без жены:

    (СДЗ)Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей» = (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и христос глава церкве..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 авг 2015, 14:32

Родословная Игоря
« Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря :
«старое время» от деда до внука :
1 колено Владимир Святославович (в крещении Василий) (ум. 1015)
2 колено Ярослав Владимирович Мудрый (978— 1054), сын великого князя киевского св. Владимира и Рогнеды
3 колено Святослав Ярославич (1027—1076), сын великого князя киевского Ярослава I Владимировича Мудрого
Среднее время родословной:
4 колено Олег Святославич (ум. 1115) — князь черниговский, сын великого князя киевского Святослава Ярославича
5 колено Святослав (Николай) (?—1164), князь новгородский (1136—1138, 1139—1141, 1142—1144), Стародубский и Белгородский (1141—1146), Новгород-Северский (1146—1157), Черниговский (1157—1164)

6 колено Игорь (1151—1202), князь Путивльский (1161—1164), Курский (1164—1178), Новгород-Северский (1178—1198), Черниговский (1198—1202)
.
7 Владимир Игоревич - Владимир (Петр) (1171—?), князь Путивльский (1185—?), Галицкий (1206—1207, 1210—1211
)нынешнее время 1185 г
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 авг 2015, 16:38

От "Старого Владимира" это от Мономаха, которого нельзя было пригвоздить у горам Киевским, он в походы против половцев в 1111 году ходил, а Владимир Святославич и не ведал про таких.
Также Владимир сын Всеволож "уши" ворот Чернигова закрывал при угрозе от Олега из Матархи.

Поколенное наименование только в обращении к князьям, но там НЕТ Ольговичей, одни Мстиславичи и их союзники по 1180 году.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Валерий Колесников » 24 авг 2015, 12:43

Лемурий писал(а):Не песнотворц, а песнотворца (род.пад.)
Славит Автор КОГО?
Песнотворца старого времени КАКОГО? Ярославова -Олегова оба притяж. прилаг. муж.р. в род. падеже и относятся к слову песнотворец.
Прямая речь начинается с обращения "Коганова жена" и заканчивается словом "головы". Речь в ней тяжело жене без мужа, как и мужу без жены:


Всем привет! Извиняюсь за то, что встреваю в разговор в средине дискуссии, но хотелось бы заметить, что никаких «песнотворцев» в первоисточнике нет, а также никаких «хотей» как одушевленных существ в «Слове» и в природе и даже в эзотерике не существует. И сравнение «хоти» с женой князя, можно сравнить с болезненным академическим воображением.
«Хоть и» – это союз уступительный (см. словарь С. И. Ожегова), который употребляется для выражения предположительного условия. С него начинается заключительное витиеватое поучение Бояна: «Хоть и тяжко ти (той) головы, кроме (без) плечю, зло ти (тому) телу (народу) кроме головы (без князя)», заканчивающееся словами «кроме головы», и к которому Автор от себя добавляет фразу: «(А) Русской земли безъ Игоря», имея в виду Игоря Святославича.
Сложносоставное слово «пестворца» в этом изречении можно разбить на два слова и перевести как «перстом творящий (созидающий)». При этом буква «т» в середине словосочетания является по-видимому конечной в слове «пест» – палец и одновременно начальной в слове «творца» – искусный мастер. «Ходына» это не коллега Бояна, а тяжелое военное время (година) которое случилось в царствование Святослава.
Значит, фразу читаем так: «И (в) годину (буква «Х» читается как придыхательное «Г» – южнорусский говор) Святослава перстом творящий». Данное выражение подразумевает под собой характерный волевой царский жест (т. е. перстом указующим). Этим жестом вседержавный властелин подводил окончательный итог какой-либо ранее обсуждаемой серьёзной государственной проблеме, за которым следовали созидающие дела его подданных. Далее перечисляются другие властелины Киевской Руси, уходящие по срокам правления в прошлое. Для которых, это мудрое поучение Бояна начинающееся с союза «хоть и» тоже было актуальным и злободневным.
Таким образом перевод этого отрывка может выглядеть так:

Говаривал еще Боян; (в своё время)
И в годину Святослава – перстом творивший.
И в старые времена Ярослава,
И в Олегово коганство:
«Хоть и тяжко той голове без плеч,
Зло тому телу без головы».
А Русской земле без Игоря!
Солнце светится на небесе,
Игорь Князь в Русской земле!!!

Значит Великий князь Игорь, согласно поучению Бояна это голова, как и Святослав, как и Ярослав, как и коган Олег, а русский народ это плечи. И на тот момент он становится главой Киевской Руси. И в соответствии с этим статусом его так пышно встречают и славят. Он для всех своих подданных, является олицетворением Солнца на земле. Поэтому девушки поют, поэтому страны радуются и города веселятся и везде слышны здравицы в его честь. Мир и спокойствие вернулось в страну вместе с законным наследником. Все вздохнули с облегчением, наконец-то тяжкая военная година закончилась, междоусобица и дележ власти между князьями прекратились, можно помянуть погибших воинов и начать строить планы на будущее. Вот в чем смысл концовки, а не в «ходыне», не в «песнотворце», и не в «хоти».
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 авг 2015, 18:05

Здравствуйте , Лемурий !
В «Слове…» три персонажа с именем Владимира. Все эти князья разные люди , т.к. именование идет не только по имени , но и по роду.
1)« а Володимиръ подъ ранами.
Туга и тоска сыну Глебову» .
Формула отец – сын , где Владимир сын Глеба .
2) Следующий Владимир обозначен по роду формулой: дед – отец – внук .
«давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ», где дед Ярослав, отец Всеволод и внук Владимир .
3) « О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира …».
« отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»
«Старый Владимир» - родоначальник( первый князь), «нынешний Игорь» последнее звено рода нисходящего родословия (от предка к потомкам).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 авг 2015, 22:17

Валерию:

    Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая...
Так что там не "болезненное академическое воображение" подсказывает? "Хоти" - это предлог, междометие или восклицание, типа "ой-вей"???
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 авг 2015, 22:55

Татьяне:
1) Владимир Глебович князь Переяславский;
2) и 3) Владимир Всеволодич Мономах. Об этом Головин, С.М. Соловьев, а больше всех Рыбаков писали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Валерий Колесников » 25 авг 2015, 09:11

Лемурий писал(а):Валерию:

    Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая...
Так что там не "болезненное академическое воображение" подсказывает? "Хоти" - это предлог, междометие или восклицание, типа "ой-вей"???


"Кая раны дорога, братие, забывъ чти и живота, и града Чрънигова,
отня злата стола, и своя милыя хоти красныя Глебовны, свычая и обычая?"
Этот отрывок я перевел так:

Отцовский золотой престол,
Как свою милую хочешь
Красну Глебовну?

Слово «хоти» в этом отрывке лично я понимаю, как глагол хотеть (хочешь), несовершенный вид, переходный. И в обоих случаях надо учитывать контекст. В первом случае глагол, а во втором союз. К примеру, глядя на этот отрывок, можно слово «дорога» понимать как путь дорога или как дорогой предмет. Рана то у Игоря оказалась дорогой.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 авг 2015, 09:52

Зачем выдумывать несуществующие глаголы?

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 25 авг 2015, 13:21

Онемь же молящимся, Данилъ же и Василко за нѣ хоти с ними брань створити. - ГВЛ
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 авг 2015, 13:55

corvin писал(а):Онемь же молящимся, Данилъ же и Василко за нѣ хоти с ними брань створити. - ГВЛ

Странная какая-то словоформа. А Вы уверены что букву переписчик не пропустил или написал ни так:

    "Святославъ же перебравъ дружину и хотѣ ѣхати съ Бѣлозерьци..." (Ипат. 1146)

Словоформа: хотѣ
Часть речи: глагол
Время: аорист
Лицо: 3-е
Число: единственное
Лексема: хотѣти

    "не хотѧи добра межи братею, хотѧи приложити зло къ злу..." (Ипат. 1146)

Словоформа: хотѧи
Часть речи: причастие
Разряд: действительное
Время: настоящее
Число: единственное
Род: мужской
Падеж: именительный
Лексема: хотѣти

Какая же лексема тогда в Вашем случае?

Ну, КОНЕЧНО, ошибка переписчика:

:arrow: 74 Х. зане хотѣ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 257