Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 25 авг 2015, 14:11

"Святославъ же перебравъ дружину и хотѣ ѣхати съ Бѣлозерьци..." (Ипат. 1146)

Онемь же молящимся, Данилъ же и Василко за нѣ хоти с ними брань створити. - ГВЛ

Отличие в двойственном числе наверное.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Валерий Колесников » 25 авг 2015, 15:23

Лемурий писал(а):Зачем выдумывать несуществующие глаголы?


Почему несуществующие? Вот пожалуйста А. Зализняк:
https://ru.wiktionary.org/wiki/хотеть
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 авг 2015, 16:57

Валерий Колесников писал(а):Почему несуществующие? Вот пожалуйста А. Зализняк:
https://ru.wiktionary.org/wiki/хотеть

Там же по-русски написано, подведите курсор: "данная форма предположительна или малоупотребима".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 авг 2015, 17:02

corvin писал(а):Отличие в двойственном числе наверное.

А вот в Хлебниковском списке по-древнерусски написано без ошибок: :arrow: " 74 Х. зане хотѣ."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 25 авг 2015, 21:25

А по-моему в Хлебниковском списке ошибка, и не может единственное число совпадать с двойственным.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 авг 2015, 22:18

corvin писал(а):А по-моему в Хлебниковском списке ошибка, и не может единственное число совпадать с двойственным.

Это ж по какому учебнику?

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 26 авг 2015, 12:26

Вариант Хлебниковского списка ошибочен, потому что должно стоять двойственное число, а в нем единственное. "хоти" скорее всего новодел автора ГВЛ.
Строка СПИ "Рек Боян и ходына..." испорчена и переводят ее кто как хочет. Во всяком случае сочетание имени собственного и определения через союз "и" абсурдно.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 авг 2015, 13:15

Вы двойственное число какой формы глагола рассматриваете?
Надо см. аорист, а там дв.ч. 3-е лицо: (-ста) или (-тѣ). См. выше Гамановича приводил.

В 12 веке частицу "и" употребли не только как соединительный союз, но и как разделение частей предложения, знаков препинания не было.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 сен 2015, 12:58

Здравствуйте , Лемурий !
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу»
Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще . В русской генеалогии прямым считается родство исключительно по мужской линии, «от отца к сыну нисходящее». «Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Родословие – это история семьи, происхождение рода, сохранённая в памяти песнотворца.
« Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице…».
Генеалогическое древо династии «от старого Владимира до нынешнего Игоря» уходит корнями в 980г., время возникновения рода . Первым известным предком Игоря был старый Владимир ( ум 1015)
«О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ» . Кроме похода Игоря автор сообщает важные факты семейной истории:
1 колено Владимир Святославович (в крещении Василий) (ум. 1015)
Возникновение рода Игоря .
«В 980 И Напал Владимир( Ум 1015) на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены»(Летопись)
В «Слове…»
« и с хотию на кров,
а тъи рекъ:
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.»
2 колено Ярослав Владимирович Мудрый (978— 1054), сын великого князя киевского св. Владимира и Рогнеды
События связанные с Ярославом Мудром ( ум .1054г)
Междоусобная война между братьями « старому Ярославу,храброму Мстиславу,иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми» «Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль»
3 колено Святослав Ярославич (1027—1076), сын великого князя киевского Ярослава I Владимировича Мудрого
Междоусобица между сыновьями Ярослава Мудрого ( Изяславом , Всеволодом и Святославом – предком Игоря) и Всеславом Полоцким
«Ярославе вси внуце и Всеславль
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.

На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.»
4 колено Олег Святославич (ум. 1115) — князь черниговский, сын великого князя киевского Святослава Ярославича и его междоусобица с родственниками Всеволодом и Изяславом в 1078 г..
« Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла
за обиду Олгову
храбра и млада князя.
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,
нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
5 колено Святослав (Николай) (?—1164), князь новгородский (1136—1138, 1139—1141, 1142—1144), Стародубский и Белгородский (1141—1146), Новгород-Северский (1146—1157), Черниговский (1157—1164) упомянут в «Слове…» как отец Игоря и Всеволода
«Игорь ждетъ мила брата Всеволода.
И рече ему буй туръ Всеволодъ:
"Одинъ братъ,
одинъ светъ светлый -
ты, Игорю!
оба есве Святъславличя!»

6 колено Игорь (1151—1202), князь Путивльский (1161—1164), Курский (1164—1178), Новгород-Северский (1178—1198), Черниговский (1198—1202)
Рассказ о походе Игоря: «начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 16 сен 2015, 17:42

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще . В русской генеалогии прямым считается родство исключительно по мужской линии, «от отца к сыну нисходящее». «Почнемъ же, братие, повесть сию отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря».

Справка: Автор ругает в СПИ двух князей:

1. ДЕД Игоря и одновременно Святослава Киевского - Олег Святославич, названный в СПИ прозвищем от "Гориславны" - Гориславичем:

    Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.
    Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.
Никак не отвертишься - укор роду Ольговичей, начиная с их предка.

2. ПРАДЕДА жены Святослава Киевского - Всеслава Полоцкого.

Потомкам ОБЕИХ ветвей в СПИ недвусмысленно говорится:

    Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени[=вредоносные]:
    уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ,
    вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю,
    которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!


КТО виноват в бедах Руси? Ольговичи и Всеславичи.
ПОЧЕМУ? Своими крамолами наводят поганых на землю Русскую.
Поэтому и призывает Автор этих потомков ВЫСКОЧИТЬ из дурной дедней славы Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 сен 2015, 20:03

Здравствуйте, Лемурий!
Автор с самого начала своей песни сообщает , что его рассказ лишен выдумки «а не по замышлению Бояню!» , а какой сложилась история семьи Игоря, такой и песня будет « Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени». Рассказ - песня имеет дидактическую направленность , автор Боян даёт оценки прошлым событиям в назидания потомкам .
« Усобица княземъ на поганыя погыбе,
рекоста бо братъ брату:
"Се мое, а то мое же".
И начяша князи про малое
"се великое" млъвити,
а сами на себе крамолу ковати.
А погании съ всехъ странъ прихождаху съ побъдами
на землю Рускую.»
Ярославе вси ( сыновья Ярослава Мудрого) внуце и Всеславль ( Всеслав Полоцкий внук Изяслава (ум 1001 ) Первого сына Владимира ( чьё христианское имя Василий )Изяслава (ум 1001г) «Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ».
«Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!»
Автор не ставит целью найти правых и виноватых, его стремление правдиво поведать Владимиру Игоревичу историю его семьи , чтобы он понял моральные нормы того времени, на примерах из жизни предков .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 сен 2015, 07:21

С самого начала Автор пишет:

Не лепо нам было, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича.
Эту же песнь начнём по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна.

т.е. "замышление Бояна" = стиль повестей [временных лет]. А ввел его редактор 1073 года ДКС Никон Великий (=Иларион в схиме).

Правдиво Игорю пишет Автор о чём?
Что дед его Олег Гориславич крамолы сеял?
Что войско его в Дону пробиралось как стадо галок, где воинам - кметям все овраги ведомы?
Что Ольговичи, наконец-то, доспели на брань? Ведь до этого они только обещали, но к общерусским походам не присоединялись.
Что Ольговичам и Всеславичам надо бросить их мечи вредоносные и выскочить из "славы" их крамольных предков?

Если это рассказ и "правдив", то только с точки зрения сторонника Мстиславичей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 сен 2015, 09:04

Доброе утро, Лемурий!
Поход Игоря только часть событий из его родословной.
замышление Бояна – замысел , вымысел никогда не может быть стилем т.к.
ЗА́МЫСЕЛ - Нечто задуманное, замысленное. Это намерение, задуманное, но ещё не реализованное, то, что придумано, порождено воображением и не существует в действительности .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 сен 2015, 17:34

Добрый вечер, Татьяна!
Зачем читать древнерусские слова современным языком?
Разве в СПИ про вымысел написано? Эко Вы ловко "замышление" в замысел преобразили, а тот в вымысел.
Отрывайте Срезневского:

Изображение

Обратите внимание на примеры: об издании Евангелия - замышление Олексия, далее замышление архимандрита Иосифа. Где тут хоть намек на вымысел?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 сен 2015, 21:09

Замышление - это намерение, задуманное, но ещё не реализованное. Задуманный план действий, деятельности, намерение. В основе замышления лежит воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — фантазия.
Художественный вымысел — все то, что создается воображением писателя, его фантазией.
Лемурий ,психические процессы они одинаковы и в 12 и в21 веке.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 312