Модератор: Лемурий
userdez писал(а):Интересно, какое слово с греческого древнерусский переводчик
записал как "Див"(чудо, знамение).
Serg писал(а):И взгромоздить грифона на дерево, это то же самое, что и, например, коня.
Лемурий писал(а):
По контексту СДЗ Климент Смолятич говорит о своём патроне Изяславе Мстиславиче, про то как он нашел жену себе злообразную, стрелу с чемерицей, от которой человек мучается желудочной болезнью и умирает дня через три в муках.
Он же пишет: у некоего человека умерла жена, а он начал детей своих продавать. Как раз умирает жена Изяслава и он берет себе в жены цареву дщерь из Обезов - Русудан, у которой все мужья, а их было штук 5 (это кого по именам знаю) умерли от желудочного заболевания в муках. С новой злообразной женой он и полгода не прожил.
userdez писал(а):Мог бы найти и дородную русскую княжну, выращенную
на молоке и брюкве.
Лемурий писал(а): Русская Церковь получила бы автокефалию и Климент Смолятич был бы первым митрополитом свободной церкви.
Нѣ у когоже умрѣ жена. Онъ же по малых днех нача дѣти продавати. И люди рѣша ему: «Чему дѣти продаешь?» Он же рече: «Аще будуть родилися в матерь, то, возрошьши, мене продадут».
Лемурий писал(а):Serg писал(а):И взгромоздить грифона на дерево, это то же самое, что и, например, коня.
А зачем придумывать? Достаточно взглянуть на фасад древнерусского собора, чтобы увидеть воочию и грифона, и коня на древе:
Лемурий писал(а): Как описывал её грузинский летописец, не побоявшийся сказать Эзоповым языком, только к 80-ти годам полюбила целомудрие.
Древнерусские письменные памятники:
1. 1047г. Упырь Лихой. "Дивъ тя дах. На Дивъ". Див- знамение.
2. 1185г. Ипат. лет. Див - знамение.
Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братья и дружино! Тайны Божия никтоже не вѣсть, а знамению творѣць Богъ и всему миру своему. А намъ что створить Богъ или на добро, или на наше зло, а то же намъ видити».
3.1187г. Климент Смолятич. СПИ. "Дивъ кличет. Вержеся Дивь." Див- знамение, херувим.
Спала князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону Великаго.
4. 1197г. Ипат. лет. "В Дивъ удобрена по Приточнику". Див - херувим.
5.????. Житие св. Власия. "В Дивъ превратити". Див - ангел.
Дивъ - общеупотребительное древнерусское слово с 1147г. по 14 век,
обозначающее знамение, херувима, ангела.
Дивъ(ь) - Божественная сущность, имеющая служебно- подчинённое
отношение к Господу, не обязательно крылатая, но мгновенно перемещающаяся
в пространстве (возможно и во времени).
бъıлъ веселъ . съ своею дружиною . и шелъ спать 1 здоровъ . ӕко же леглъ тако боле того не въсталъ .
userdez писал(а):В результате этого Киев достался Долгорукому. Скорее всего он и режиссёр всей этой трагедии...
Остается присоединиться к той оценке этой смерти [Изяслава II Мстиславича], которую дает профессор М. Грушевский, считавший ее великой утратой для Киевщины, а тем более тяжелою, что дела международных отношений стали складываться черезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позволительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно, навсегда для Киева вопрос о русском митрополите...
-------
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913), Спб, 2003, с. 211-212
Можно ещё добавить "Дивъ сего бяше обуял" из "Жития Боголюбского".
Там тоже знамение
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 285