Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 фев 2016, 14:47

В библии есть несколько мест, в которых есть слово "Экстазис"-это греческое слово переведено в основном как "исступление". Обычно Апостолы и другие христиане входили или их вводил Бог в транс- и видели ведения от Бога.

греч "Экстазис"-
экстаз, исступление, транс, изумление, помрачение;
часто обозн. состояние, наводимое Богом на человека, когда
его сознание полностью или частично отключается.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
(Деян.10:10,11)

17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление,
18 и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства о Мне.
(Деян.22:17,18)

А еще по другому в Библии называли это состояние:
"был в духе"

сопровождалось откровением от Бога.

Иоанн:

10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
(Откр.1:10)

https://vk.com/topic-631080_22896203
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 фев 2016, 15:13

Лемурий писал(а):От дивлюсь Вашим потугам, уважаемый userdez, от дивлюсь!


А меня устраивает роль местного дурачка на Форуме среди умных:
сказал что-то умное(редко) - хорошо, сказал глупость - а что с меня взять,
одно слово "userdez". :wink:
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 фев 2016, 15:45

Ну вот, никто не сомневается в Ваших возможностях, просто методы поиска, скажем мягко, "ненаучные".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 фев 2016, 09:42

Лемурий писал(а): просто методы поиска, скажем мягко, "ненаучные".

Согласен, надо взрослеть и заняться научным поиском.
Нет там ничего, вчера раза три перечитывал.

Респект и уважение! Да ещё рукопись,писанную полууставом!!!
1. Перечитайте ещё раз и найдите места, где употребляется
словосочетание "обуял(м) его(сего).
2. Кому разрешён допуск к работе с рукописными фондами
Синодальной библиотеки? Может ли туда попасть userdez
и поработать со стр. 50 "Жития Андрея Юродивого"-
рукописной книги 15 века?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 фев 2016, 10:39

Tibaren пишет, что userdez прав.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 фев 2016, 17:16

Всё это хорошо, только ещё больше запутывает ситуацию.
В нашем списке это состояние приписывается Епифанию, а
что там такого - ну слегка удивился рассказу мальчика, нет
чтобы "Ах!!! и Ох!!!", как об этом состоянии пишут в библии
(с видениями, исступлением, голосом и видом САМОГО).
С наступлением же утра он вышел в сопровождении Епифания на свою духовную борьбу. Тогда Епифаний, призвав к себе того маль­чика, с которым святой говорил на сирийском языке, стал выведы­вать у него, как это таинство было сотворено в нем. Мальчик же, относившийся к нему с большим доверием, изложил без утайки все, что с ним случилось. "Господин мой, - говорил он, - когда я во­шел в твою комнату, то внезапно потерял дар речи, ибо увидел, как лицо того святого сияло ярче солнца. Пораженный, услышал я го­лос (откуда - не знаю), говоривший мне: "Взгляни, и ты поймешь, сколь великим сделала его глупость ради Господа". Тогда я стал смотреть: и вот, от луча, бывшего на праведнике, отделилась какая-то часть и приблизилась к моему лицу, и тотчас я начал произво­дить его движения - сколь долго, ты видел. Затем у меня отняли это, и я стал, каким был раньше, то есть приверженным к обычным мирским вещам. Так вот, господин, отныне будь сам попечителем моего спасения, ведя меня по тропе велений Божьих". Услышав это, Епифаний изумился в душе и почувствовал головокружение. Со слезами обняв мальчика, он поцеловал его глаза, ставшие свиде­телями таких таинств

Вот у мальчика был этот Дивъ. У меня есть подозрение,что
Епифаний вводит нас в заблуждение, как в известной песне
Высоцкого и в Синодальном оригинале Див обуял мальчика.
Но теперь то я знаю, что мои домыслы ненаучные, поэтому
ещё сильнее хочется ознакомиться с 50 листом Синодального списка.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 фев 2016, 17:36

один из слуг Епифания, которо­му отец его поручил покупать еду, наблюдая за святым, понял смысл его служения и, сев в ногах у него, стал со слезами умолять святого, чтобы тот заступился за него пред Богом, дабы и ему вести такую жизнь. А праведник понял в душе, что именно стремится получить этот мальчик, и, желая наедине поговорить с ним, силою Святого Духа изменил речь его на сирийскую, затем сел и стал говорить с ним по-сирийски, как и хотел. И мальчик так заговорил с ним: "Если бы я не был способен на это, я бы и не просил тебя помочь мне стать таким, как ты сам". Святой же ему ответил: "Ты не можешь вынести испытаний и тяжких трудов этого подвига, ибо тесен этот путь; а посему оставайся лучше таким, каков ты есть, в благочестии и скромности, учась у своего господина тому, что лучше и что ве­дет к спасению, избегая похоти, прелюбодеяния, злопамятности и всех остальных страстей, дабы не случились с тобой такие беды". А мальчик сказал ему: "Итак, если ты не хочешь внять мне, ничтож­ному, скажи мне, что не можешь сделать это, и я, конечно, оставлю тебя".

Епифаний же, заметив внезапное превращение мальчика, ибо тот заговорил на языке, которому не учился, сказал: "Что за чудо! Ди­вен Бог в святых своих!" А блаженный Андрей спросил Господа об этом мальчике, что в самом деле должно произойти по его просьбе, и явился ему голос, говорящий: "Нет в том пользы, откажись от это­го предприятия; но покажи ему, каково это дело, чтобы он не осуж­дал тебя как бессильного". И блаженный немедля повелел ангелу, стоящему рядом с ними: "Наполни чашу радости духовной, из которой изливается благодать отпущенного мне дара". Ангел же Господа сделал так, и говорит ему блаженный: "Напои сидящего у моих ног". Он же напоил его тотчас невидимо, и мальчик начал делать знаки, подобные тем, что делал богоносный отец

Это из гл. 18 заметка про нашего мальчика.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 фев 2016, 18:34

Только заметил, что "прохиндеи" перевели : "и обуим его",
как "и почувствовал головокружение :roll: ".Это ещё больше
настораживает относительно Епифания.
Епифаний изумился в душе и почувствовал головокружение.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 09 фев 2016, 12:15

Serg писал(а): Какие там скифы и аримаспы? На тиаре изображены женские фигуры. Это классическое изображение амазонок.

Артамонов утверждает, что это молодые варвары. Кстати, они изображены в штанах, т.е. штаны изобрели амазонки?
Юноша, сражающийся с грифоном.
http://kronk.spb.ru/library/artamonov-m ... 1.htm#t291

...
Лемурий писал(а):Tibaren пишет, что userdez прав.

Экстаз (греч. Ekstasis - Исступление, Восхищение)
— состояние аффекта, проявляющееся в сильном нервном возбуждении, утрате контроля над своими действиями, стирании грани между вымышленным и реальным. Э. часто является элементом религ. культа. В арсенал религ. средств, вызывающих Э., входят изнурит, посты, неистовые пляски, самобичевание, ночные бдения, длит. молитвы, сосредоточение внимания на к.-л. объектах. В истории религии разных народов известны наркотич. способы искусств, вызывания Э. Для погрузившихся в Э. характерны нарушения чувства времени и пространства, зрит. и слух. галлюцинации, потеря болевой чувствительности и т. д. Наиболее типичные случаи проявления Э. в религии — шаманские камлания, хлыстовские радения и глоссолалии пятидесятников в христианстве, процессии шахсей-вахсей в исламе.
Источник: http://gufo.me/content_fil/jekstaz-grec ... z3zeyjs98H

В этой связи в фразе "Дивъ сего бяше обуялъ" интересно слово обуял.
Это слово практически всегда в русском языке связано с негативным оттенком - обуяла гордыня, например.
Поэтому положительный образ Дива все же сомнителен.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 09 фев 2016, 18:37

Karl писал(а):
Serg писал(а): Какие там скифы и аримаспы? На тиаре изображены женские фигуры. Это классическое изображение амазонок.

Артамонов утверждает, что это молодые варвары. Кстати, они изображены в штанах, т.е. штаны изобрели амазонки?

Жаль, что Артамонов это утверждает. Штаны, конечно, изобрели не амазонки. Тем более, что они являются мифологическими персонажами. Не так давно было обнаружено, кажется, на Тамани, изображение реальных сарматских девушек в процессе рейда за головами. Там они одеты в обычные простые длинные платья. Смотрится не очень.

Штаны — это одежда степняков — всадников и кочевников. И вообще, северных народов. Мифологических амазонок греки как раз и изображали в таких пёстрых штанах. Почему это не мужчины? Во-первых они всегда с косами. Во-вторых, сверху одеты в обычное платье, только более короткое. Оно так и показано: лёгким, развевающимся и встающим паращютом на ветру. Одевается через голову. Мужчины носили распашные куртки из более плотного материала, возможно, кожи. Спереди их подол образует углы, что часто напоминает комбинезон. (Есть мнение, что они и могли застёгиваться вокруг ног как комбинезон.)
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1366
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 фев 2016, 20:04

Будете, Serg, в Шотландии непременно поинтересуйтесь историей килта.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 фев 2016, 00:19

Karl писал(а):В этой связи в фразе "Дивъ сего бяше обуялъ" интересно слово обуял.
Это слово практически всегда в русском языке связано с негативным оттенком - обуяла гордыня, например.
Поэтому положительный образ Дива все же сомнителен.

Немного другое значение, современными шаблонами не мерьте:

Срезн.
Изображение

Кстати, здесь тот же отрывок, но не "Дивъ обуялъ", а "Диво его бяше обуяло...".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24717
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 10 фев 2016, 09:46

Лемурий, вот что пишет об этом глаголе языковед В. В. Виноградов
Глагол обуити — обуяти является отыменным образованием от имени прилагательного буй, которое в старославянском языке значило: `глупый, лишенный смысла' (ср. русские омонимы: буй, буйный). Глагол обуяти — обуити выражал два основных значения: 1) `Лишать смысла, делать безумным'. Например, в Минее 1096 г.: «Мудрость обуиль еси елиньскую» (л. 21); 2) `Терять силу, становиться бессодержательным'. Например: «Аще соль обуяеть, чимь осолиться» (Евангелие Матф. V, 13) (Срезневский, 2, с. 561; ср. также с. 558).
...
Обуять— `лишить ума, сил, воли' («Объяснение старинных и областных слов», Русская баллада. Предисловие, редакция и примечания В. И. Чернышева. М., 1936.с. 479)
...
В формулах народных заклинаний часто встречается и бесприставочный глагол буять. Проф. Н. И. Барсов в своей заметке «К литературе об историческом значении русских народных заклинаний», подчеркивая западноевропейское влияние на стиль русских заклинаний, писал: «Там, на синем море-окияне, на острове Буяне, свободно происходят те любовные похождения, которые невозможны в стране господства Домостроя. ”Тут-то ходил, тут-то гулял, тут-то буял, тут-то искал раб божий имярек“. В заклинаниях, относящихся к этому циклу, сине-море олицетворяется. На спрос раба божия, пришедшего сюда гулять и буять, сине-море с притворною скромностью отвечает: ”о раб божий, имярек, и ты, раба божия, имярек! Где тут быти, где гуляти, где буяти? Тут, раб божий, и черный ворон костей не занесет“. Но раб божий, имярек, таким ответом не смущается и настойчиво заклинает, чтобы силою неведомою, действующею на сине-море-окияне и на острове Буяне, его душечка к нему преклонилась всем сердцем, душою и телом, всею правдою, во всяк день и во всяк час, во дни и нощи...»

И тут же Н. И. Барсов замечает: «В древнем... языке буять (сличи: ”страсть обуяла“, ”обуяла похоть“ и т. п.) слово это значит ”похотствовать греховно“» (Русск. старина, 1893, январь, с. 214—215). Н. И. Барсов готов был и народнопоэтический образ острова Буяна поставить в этимологическую связь с этим глаголом.

В «Церковнославянском словаре» А.X. Востокова форме обуити приписано переходное значение — `обратить в буйство, обезумить', а обуяти— непереходное — `обезуметь' (греч. μωραίνεσθαι; ср. обуитися— μωραίνειν, stultum esse). Но очевидно, и то и другое употребление — переходное и непереходное — совмещалось в любой из этих форм — обуити и обуяти.
http://wordhist.narod.ru/obujat.html

Все очень наглядно.
Див ли, Диво ли, но, исходя из разбора сопутствующего глагола, положительного в этом образе мало.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 10 фев 2016, 09:55

Кстати, здесь тот же отрывок, но не "Дивъ обуялъ", а "Диво его бяше обуяло...".

Там ещё есть пример из "Ж.А.Ю." 6-27 на "обнять".
"Обуим, лобза его".
Но опять всё упирается в контекст.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 10 фев 2016, 15:17

В Синодальной библиотеке нашего "Ж.А.Ю." нет.
Там только рукопись Жития 18 века.
Наша же рукопись хранится в Государственном историческом
музее Москвы.
В Государственном историческом музее в Москве хранится одно из замечательных
собраний рукописей нашей страны - Синодальное /бывшее Патриаршееу собрание V.
Синодальное собрание представляет исключительную ценность, как в силу своего
исторически сложившегося состава, так и по вошедшим в него уникальным памятникам
древнерусской письменности, начиная с XI в. В Синодальное собрание вошли также отдель-
ные рукописи царской библиотеки


ЖИТИЯ,ПЕРЕВЕДЕННЫЕ С ГРЕЧЕСКО ГО
N631 /С ин.924/ Житие_Андрея ю р о д и во го ^, ХУ в., 4 °, юго-западный русский полуустав,
185 л.
Водяной знак: Два круга, типа Лих. Б ум .м ельн. № 296, 297, 1417, 1458 г г .
л.Б /ч и сты й /. На обороте помета ХУП в.: "Книга Андрее уродивый”. Рядом
помета Афанасия Скиады: " V i d e t u r s c r i p t u s s e ç u l o 1 б " .
л.1. На нижнем поле почти стерш аяся владельческая пом ета Иосифова Воло­
коламского м онасты ря: "Иосифова".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2228
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 298