Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 26 фев 2016, 08:11

Лемурий писал(а):
Да и новгородский епископ Никита не "прост", это тот же самый Никита из которого Великий Никон бесов изгонял см. "Киево-Печерский Патерик", Вы такие истории с теми, кого "Дивъ обуялъ" любите. А то взял себе "моду" цитировать Библию по памяти. После "уроков Никона" он эти "бесовские замашки" бросил и сам удивлялся откуда это в нём...


Видимо с Вами тоже Никон "поработал": никогда не цитируете по памяти,
уважительно относитесь к приводимым цитатам и в оформлении, и самое
главное к содержанию оных.
ни за море ходилъ, ни от философъ научихся,
Но бых аки пчела, падая по розным цвѣтом, совокупляя медвеный сотъ;
Тако и азъ, по многим книгамъ исъбирая сладость словесную и разум,
И съвокупих, аки в мѣх воды морскиа


Не знаю как это Никон делал(изгонял бесов),
а вот его последователь Клим,судя по 1147г. оратор слабоват, поэтому
заключал в К.-П. м-рь другого Новгородского епископа Нифонта.
Скорее всего Нифонт и церковь св.Климента в Ладоге строил с намёком:
мол не стать тебе Климушка Святым Климентом.
А когда самого отправили в места не столь отдалённые - "расплакался".
И "шестокрыльцы-Мстисловичи" не спасли своего духовника, а может
сами и упекли.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 фев 2016, 10:23

С чего бы ему "расплакаться" аки Адаму из Рая изгнаному? Если Вы про "слезы" с Лаче озера, то он в думцы к сыну Мачешича набивался, а переживал токмо по поводу, что братия вниманием обделила, наверняка, после" рукописания на Клима" под нажимом Константина. А судя по тому, что он такой упрёк как СПИ Ольговичам написал - характер у него был бескомпромиссный! На том и стоит Церковь Русская!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 27 фев 2016, 13:42

Птицы-Ангелы на деревьях.
Когда же этот ветер стих, услыхал я с запада звук другого ветра, внушающий мне непостижимое наслаждение, дуновение которого приносило пар, похожий на снег. И великолепие растущих там де­ревьев было наполнено дивным благоуханием, превосходящим все земные ароматы, так что я забыл о тех восхитительных чудесах, которые уже миновал и которыми насладился. Птицам же этим, с их щебетанием и пением воспламеняющих и ликующих песен, пора­зился я в уме своем: были ли это птицы или ангелы, Бог знает.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=780&pagefile=780-0071
Лист 63.
А в этой рукописи целая глава "О птицах райских".
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=6&manuscript=004&pagefile=004-0139
Лист136.
Наша цитата на л.137.
Последний раз редактировалось userdez 27 фев 2016, 14:11, всего редактировалось 1 раз.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение PoslannikM » 27 фев 2016, 14:04

Див, див! А дива-то никакого, может, и не было вовсе?

Исходный текст: "Сбися дивъ - кличет връху древа, велитъ послушати...".

Исправленный: "БесъднИк кличетъ върхузръва, велитъ послушати...". Бесъдник (стар.) - духовник, проповедник.

Перевод: "Духовник зовёт верхогляда, велит одуматься...".
И далее, вслед за тем, весьма интересное место: "Земли незнаемъ, влезъ...". Знаете, как это будет звучать по-современному? А приблизительно так: "Лезешь в воду, не зная броду...".

Это место требует небольшого пояснения. В войске Игоря на время похода, несомненно, имелся духовник, священник. А что вы думали - это своеобразный средневековый "политотдел" в армии! :) Имелись и тогда такие. И, вполне возможно, с духовником были и монахи.
Но войсковой священник, скорее всего, погиб во время битвы. Потому князь Игорь и "выписал" себе на время долгого плена другого. Приехавшего к нему из Руси. Судя по всему, довольно набожным был, однако ж, новогород-северский князь. Или же наоборот, вполне показным святошей... :)
Последний раз редактировалось PoslannikM 27 фев 2016, 20:29, всего редактировалось 4 раз(а).
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 27 фев 2016, 14:17

Одуматься стоит.
Див или не Див, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ним?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 27 фев 2016, 14:50

PoslannikM писал(а):Див, див! А дива-то никакого, может, и не было вовсе?


Никто и не смеётся. Вы имеете право на эту версию.
А был ли Див?
http://www.youtube.com/watch?v=jGd2Hasvr3E
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 29 фев 2016, 19:26

Лемурий писал(а):
Да и новгородский епископ Никита не "прост", это тот же самый Никита из которого Великий Никон бесов изгонял см. "Киево-Печерский Патерик", Вы такие истории с теми, кого "Дивъ обуялъ" любите. А то взял себе "моду" цитировать Библию по памяти. После "уроков Никона" он эти "бесовские замашки" бросил и сам удивлялся откуда это в нём...

Не могли стерпеть этого преподобные те отцы: Никон — игумен, Иоанн, который после него был игуменом, Пимен Постник, Исайя, что был епископом в Ростове, Матфей Прозорливец, Исакий святой Пещерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Никола, бывший после епископом Тмуторокани, Нестор, который написал Летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Черниговским, Онисифор Прозорливец. И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали беса от него, и после того он не видал его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг, и тот, кто прежде наизусть знал жидовские книги, теперь не ведал ни одного слова из них, да, попросту сказать, вообще ни одного письменного слова не знал, те блаженные отцы едва его научили грамоте.

Там не один Никон старался, а консилиум братии.
В то время Клим-митрополит стол святительский занял без благословения царьградского патриарха. И принуждал Клим блаженного епископа Нифонта совершать службу вместе с ним. Нифонт же сказал ему: «Раз ты не принял благословения от святого вселенского царьградского патриарха, то не буду ни служить с тобой, ни поминать тебя на святой службе, так как поминаю святого царьградского патриарха». И хотя Клим сильно гневался на Нифонта, подбивал князя Изяслава и своих сторонников осудить его, но не смог зла ему сотворить никакого.

А вот Нифонта Клим не сломал.
http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/kievo-pecherskiy_paterik/13
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 мар 2016, 11:34

userdez писал(а):
И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали беса от него, и после того он не видал его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг, и тот, кто прежде наизусть знал жидовские книги, теперь не ведал ни одного слова из них, да, попросту сказать, вообще ни одного письменного слова не знал, те блаженные отцы едва его научили грамоте.

А вот Нифонта Клим не сломал.

:arrow: Вот что книги греческие делают!

Надо заметить, что Нифонт ни один раз был в Киево-Печерском монастыре, посему ОЧЕНЬ странно, что если его первый раз там "заточали", то зачем он и второй раз туда же вернулся тв 1156 году, причём по своей воле, да ещё с новгородской казной, когда он дожидался приезда нового византийского митрополита Константина, взамен русина Климента, но "на радостях" - умер.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 мар 2016, 09:38

В 50-е гг.12 века дела бесовские творились и на Руси
и в церкви(череда смертей, завещание митрополита Константина...)
Странно, что главы о Нифонте и Климе нет в сборнике 17века.
Все остальные главы на месте.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=800
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 мар 2016, 11:25

Более того скажу, Нифонт с новгородской казной (десятиной за время митрополитства Климента) приехал в Киево-Печерский монастырь к игумену-греку Феодосу, чтобы встречать нового митрополита-грека Константина, но вот что пишут в Лавр. летописи за 6664 (1156):

"Преставися Феодосъ, игуменъ Печерскый, и по немъ Нифонтъ епископъ Новгородьскый, месяца априля въ 18 день, и положиша и в Печерьстемь манастыре...":

Изображение

http://expositions.nlr.ru/LaurentianCod ... =237&n=283

Так русская десятина не покинула родных стен.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 мар 2016, 13:09

В один день две смерти. Странно всё это.
вскоре постигла его болезнь. И рассказал он о дивном видении. «Когда за три дня до своей болезни пришел я, — рассказывал он, — с заутрени, прилег ненадолго, то сразу же уснул чутким сном. И очутился я в Печерской церкви стоящим на месте Святоши,

Не случайно упоминание ни с того, ни с чего Святоши.
У Святоши был лекарь-сириец Пётр("лечца хитра вельми"),
который всё пытался его лечить,
но не "залечил" до смерти, давая ему "суровое зелие".
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=800&pagefile=800-0132
Лист 129.
 Когда бывал болен этот блаженный, лекарь, видя то, начинал приготовлять врачебное зелье против той болезни, которая тогда случалась — огненного ли жжения или болезненного жара, но прежде чем он приходил, князь уже выздоравливал и не давал лечить себя. И много раз так бывало. Однажды разболелся сам Петр, и Святоша послал к нему, говоря: «Если не будешь пить лекарства, быстро поправишься, если же не послушаешься меня, много страдать будешь». Но тот, рассчитывая на свое искусство и думая избавиться от болезни, выпил лекарство и едва жизни не лишился. Только молитва блаженного и исцелила его.

Да и слова Нифонта, что болезнь эта от Бога подозрительны
И проснулся я и теперь понимаю, что болезнь эта от Бога».

Значит и сам сомневался.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 мар 2016, 18:08

А во сне Нифонту привиделся основатель КПМ Феодосий, который "манил" его ко всем ранее ушедшим. После этого сна 13 дней Нифонт промучился и почил в Бозе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 мар 2016, 19:41

Усердец, взываем с Mitus к Вашим источникам. Есть возможность найти эту страницу?

"Царство варварское, еже суть турци и авари..."
Из Откр. Меф. Пат. Пам. отр. лит., II, 232 (XV в. ~ XII в.).

Это про "шеломы оварские"!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 03 мар 2016, 09:11

"Да и новгородский епископ Никита не "прост"

Это было "чистой воды" несторианство, а может и хуже-"жидовья ересь"
Не случайно переполошилась вся верхушка братии
с Никоном во главе.
Прельстившись, монах перестал молиться

все книги иудейские знал хорошо. Евангелия же и Апостол, этих святых книг, Господом в благодати переданных нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не разрешал беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что прельщен он врагом.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 03 мар 2016, 09:28

Лемурий писал(а):Усердец, взываем с Mitus к Вашим источникам. Есть возможность найти эту страницу?

"Царство варварское, еже суть турци и авари..."
Из Откр. Меф. Пат. Пам. отр. лит., II, 232 (XV в. ~ XII в.).

Это про "шеломы оварские"!

Источники не "мои", но Слава Богу общедоступны.
Попробую.
http://feb-web.ru/feb/todrl/t04/092.pdf
О славянских переводах Откро­
вения имеется обстоятельное исследование В. М. Истрина: «Откровение
Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской
и славяно-русской литературах» (М., 1897). Славянских переводов, по ука-
заниюВ. М. Истрина, было два. Судя по хронологии списков, можно думать,
что один из переводов был старше другого. Оба они сделаны были в Бол­
гарии, второй, по предположению В. М. Истрина, в XIII—ХІ в.; первый —
был сделан раньше, причем у нас на Руси он был известен автору началь­
ной летописи, т. е. в начале XII в. То обстоятельство, что Τούρκοι π'Αβάρεις
в первом переводе переданы через «Оугорьско и Обърьско царство», между
тем как во втором — «Турци и Авари»,

Первый перевод в 1897 г. был известен В. М. Истрину в шести списках.
Они распадаются на две группы: к первой относится Синод. XVI—XVII в.
№ 591;

Опять Синодальная Библиотека, это хуже, но не смертельно.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 216