Здравствуйте , userdez и Лемурий !
Текст «Слова…» невозможно читать по словарю . Например :
Дерево - Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.
Трава - однолетнее или многолетнее растение с тонким зеленым стеблем.
«… храбрии русичи:
сваты попоиша, а сами полегоша
за землю Рускую. Ничить трава жалощами,
а древо с тугою къ земли преклонилось» .
« плачется мати Ростиславля
по уноши князи Ростиславе.
Уныша цветы жалобою,
и древо с тугою къ земли преклонилося».
Этот мотив надо связывать с первобытным анимизмом, с верой о родстве человека и растений. Трава и деревья, вырастающие на могиле, отождествляются с умершими. На что « жалуются» умершие люди в образе цветов и травы? На насилие, приведшее к их смерти, хотя в первом случае насильники половцы , а во втором - река Стугна , представительница сил природы.
В словарях мы найдём только лексическое значение слова Содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Например : сокол - хищная птица с сильным клювом и длинными острыми крыльями, парящая при полете.
А в свадебном обряде сокол – жених . Значение слова меняется по сравнению с первоначальным. Значит, текст родословной Игоря нельзя рассматривать вне обрядового действия .
Смысл в тексте имеет даже не слово , а порядок перечисления слов : перечисление стихий от легких к тяжёлым означает творение мира: звук , воздух , вода , огонь , земля , как в плаче Ярославны:
1) звук
« На Дунаи Ярославнынъ гласъся (звук)слышитъ,
зегзицею незнаема рано кычеть:
"Полечю - рече - зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце,
утру князю кровавыя его раны
на жестоцемъ его теле".
2) воздух
Ярославна рано плачетъ
въ Путивле на забрале, аркучи:
"О ветре, ветрило!( воздух)
Чему, господине, насильно вееши?
Чему мычеши хиновьскыя стрелкы
на своею нетрудною крилцю
на моея лады вои?
Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти,
лелеючи корабли на сине море?
Чему, господине, мое веселие
по ковылию развея?"
3) вода
Ярославна рано плачеть
Путивлю городу на забороле, аркучи:
"О Днепре Словутицю! ( вода)
Ты пробилъ еси каменныя горы
сквозе землю Половецкую.
Ты лелеял еси на себе Святославли носады
до плъку Кобякова.
Възлелей, господине, мою ладу къ мне,
а быхъ не слала къ нему слезъ
на море рано".
4) огонь
Ярославна рано плачетъ
въ Путивле на забрале, аркучи:
"Светлое и тресветлое сълнце! ( огонь)
Всемъ тепло и красно еси:
чему, господине, простре горячюю свою лучю
на ладе вои?
Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже,
тугою имъ тули затче?"
5) земля
Прысну море полунощи,
идутъ сморци мьглами.
Игореви князю богъ путь кажетъ
изъ земли Половецкой
на землю Рускую,( земля)
къ отню злату столу.
Те же стихии перечисленные в обратном порядке означают разрушение половецкого войска : Святъславь грозный великый Киевскый -
грозою:
бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы
и харалужными мечи,
1)земля
наступи на землю Половецкую,
притопта хлъми и яругы
2) вода
взмути ръки и озеры,
3) солнце - огонь
иссуши потокы и болота.
А поганаго Кобяка изъ луку моря,
отъ железныхъ великихъ плъковъ половецкыхъ,
4) воздух
яко вихръ, выторже:
и падеся Кобяка въ граде Киеве,
въ гриднице Святъславли.
Ту немци и венедици,
ту греци и морава
5) звук .
поютъ славу Святъславлю,
кають князя Игоря.