И снова все возвращается на круги своя. Интересно, уважаемый Shurik, чем Вам так не угодил несчастный царевич! Надеюсь, Вы не забыли главный принцип, коорым должен руководствоваться в своих изыскания историк - судить о событиях и людях sine ira et studio!
Еще раз вернемся к тем источникам, на которые Вы опираетесь, пытаясь доказать виновность царевича. Итак, это сообщения иностранцев (того же Шенборна, де Лави) и, насколько я понимаю, С.М. Сольвьев, который опирался на доступные ему бумаги.
Несколько слов об этих источниках. О иностранцах и о том, насколько можно им доверять. Вопрос - а каковы источники информации Шенборна и де Лави. Естественно, что они не были допущены к материалам следствия и должны были пробавляться теми слухами, которые вращались в придворной среде - одним словом, система ОБС ("одна баба сказала") Интересно, а какие такие слухи могли вращаться в окружении Петра - неужели там были люди, которые могли встать на защиту царевича и сказать правду о нем? Так что это только половина правды о деле, но не вся.
Теперь о материалах следствия - опять же напомню Вам о главном правиле римского уголовного права - искать ответ на вопрос "Кому это выгодно" Неужели Вы всерьез полагаете, что следствие было заинтересовано в том, чтобы найти истину? Это типичный политический заказной процесс, показательный, с расчетом запугать возможную оппозицию. Фраза Петра весьма примечательна - "В эту минуту царь, обратясь к духовенству, сказал: «Смотрите, как зачерствело его сердце, и обратите внимание на то, что он говорит. Соберитесь после моего ухода, вопросите свою совесть, право и справедливость и представьте мне письменно ваше мнение о наказании, которое он заслужил, замышляя против отца своего. Но мнение это не будет конечным судом; вам, судьям земным, поручено исполнять правосудие на земле. Во всяком случае я прошу вас не обращать внимание ни на личность, ни на общественное положение виновного, но видеть в нем лишь частное лицо и произнести ваш приговор над ним по совести и законам." Ведь из нее уже вытекает приговор - неужели Вы всерьез полагаете, что церковные иерархи и сановники будут судить по совести. Да ни в коем случае - им важнее шкура своя, а не жизнь царевича, отвергнутого своим отцом.
Наконец, о показаниях царевича - они был иисторгнуты пытками или их угрозой. а Вы уверены в том, что если бы Вам показали дыбу (я уже не говорю о том, что если бы Вы испытали ее на себе), то Вы не признали себя шпионом и тайным агентов Аль Каиды, Усамы бен Ладена, Гондураса, Тегусипальпы, марсиан и еще черт его знает кого? Не судите, да не судимы будете!
Что же касается слухов о сумасшедствии царевича - так это обычная диффамация. Ненормального легче простого остранить от власти или казнить. Ведь тогда преступление вовсе не является таковым - а деянием, направленным на достижение общественного блага.
В конце концов, речь идет об обычной придворной интриге и борьбе за власть, в которой все средства были хороши. Историю пишут победители, и еще не ясно, что было бы, если царевич остался бы жив и в конце концво стал бы императором. Во всяком случае, его сын Петр Алексеевич, став Петром II, сделал практически тоже, что и предполагал Алесей (если судить по его показаниям), И реформы после Петра не закончились, просто они приобрели более взвешенный и нормальный вид, без шарахания - князь Д.М. Голицын, будучи консерватором, тем не менее полагал, что они необходимы, но осторожные, постепенные, аккуратные. Иначе лошадь просто бы пала от непомерной нагрузки. И снова, реформы в России шли начиная со времен совместного правления Филарета и Михаила РОманова, и без такого надрыва, как при Петре. И Вопрос о цене петровских реформ все еще открыт.
