sasha a писал(а):Арсений писал(а):В деле есть один факт...
"И еще, если не доказательство, то аргумент в пользу реальности царевича Дмитрия: лишь в начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью, но сделанные только где-то в начале XVII века. То есть после объявленного убийства сына мать более десяти лет не делала таких заупокойных вкладов! Почему? Да потому, что тот был жив, она это знала, а делать вклад за живого, даже ради конспирации – грех! А вот с 1606 года делать вклад было уже можно – Дмитрия убили по-настоящему
Инокиня Марфа, бывшая царица Мария, публично признала Отрепьева-Дмитрия сыном.
Вклад по душе царевича Дмитрия был сделан царицей инокиней Марфой в Кирилло-Белозерский монастырь через год после его смерти -
15 мая 1592 г. - и представлял собой искусно вышитый покров. Следовательно, царевич Дмитрий был мертв.
Мария Нагая по мере сил и средств занималась золотошвейным делом, которое в Угличе у нее постепенно приходило в упадок. Лицевой покров на раку Преп. Кирилла был сшит в 1587 году. После 1591 года Марию Нагую сделали инокиней и она перестала вышивать, смогла лишь делать вклады в приделы к храмам.
"Покров сшит в мастерской Марии Нагой и подарен монастырю в 1587 г. Авторская подпись "Вклад Царицы инокини Марии Нагих" верна без слова "инокини" т.к. инокиней Марфой Мария Нагая стала в 1591 г. См. обсуждение (№15450) и далее." (
http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2126 )
"Шитье Марии Федоровны Нагой. На примере произведений шитья вкладов Марии Нагой очень хорошо видна потребность русских княгинь в их благочестивом рукоделии. Будучи хозяйкой царицыной светлицы и располагая мастерством не только вышивальщиц, но и художников, которым она могла поручать знамение образов на ткани, Мария вкладывала дорогие и красивые произведения шитья. Отосланная охладевшим к ней царем в Углич, в свой удел, она продолжала вышивать, не смотря на то, что прежними средствами уже не
обладала. Последний ее вклад выглядит очень бедно даже для опальной супруги государя, но тем дороже он для исследователя, так как передает стремление царицы в любых обстоятельствах молить о своей семье, особенно о чаде — царевиче Дмитрии." (
http://www.ceninauku.ru/page_25454.htm )
"Интересно, в описании монастыря Геронтия и Тюменева упомянуты 4 покрова. Правда у Тюменева сказано, что он подарен в 1587, когда царевич еще был жив, а в современных ссылках указывается дата 1592 и "по царевиче Димитрии в годовщину его смерти".
В теории именно этот покров мог бы быть назван вкладом Марии Нагой. Хотя она уже и была инокиней Марфой, все равно о ней помнили как о царице.
Но в тексте 1897 года дано подробное описание именно этого покрова: "Сверху вышита икона Троицы, а в кайме тропарь св. Кириллу..."
Иконы Троицы на покрове нет.
Надпись под ногами преподобного очень мелкая, прочесть не могу там ничего.
В кайме частично текст тропаря:
Яко крин в пустыни Давидски процвел еси, отче Кирилле,
злострастия терние искореняя,
и собрал еси в ней ученик множество,
страхом Божиим и учением твоим наставляемых,
ихже и до конца яко чадолюбивый отец
не оставил еси посещая, да вси вопием:
слава Давшему ти крепость,
слава Венчавшему тя,
слава Действующему тобою всем исцеления." (
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15450#p15450 )
"Он сохранился до сих пор, но только перешит на другой фон, скорее всего из-за ветхости старого.
Хранится покров ныне в музее Кирилло-Белозерского монастыря.
Датировка: 16 в. 1587 г.
Мастерская: царицы Марии Нагой, XVI в.
Текст в подножной надписи: "В лето 7095 [1587] повелением государя царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии и его царицы и великой княгини Ирины божию милостию государя и царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии сын его царевич князь Дмитрий Иванович Углицкий сии покров приложил в Кириллу Белозерскому чудотворцу за их государево здоровье и за свое и за матерь свою царицу и великую княгиню Марию".
Этот покров был сшит в мастерской царицы Марии Нагой. Возможно ею самой." (
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15450#p15450 )
" В 1584 г. после смерти Иоанна Мария Федоровна, ее братья воевода Михаил Федорович, а также Андрей Федорович и Григорий Федорович были отправлены на житье в Углич. После трагической гибели царевича Димитрия в 1591 г. и попыток Нагих возложить вину на Бориса Годунова Марию за «небрежение» заставили постричься под именем Марфы в инокини, а ее братьев за самовольную расправу с мнимыми убийцами заточили в тюрьму.
Она, правда, сначала была монахиней другого монастыря, Николаевского на Выксе, но именно в Горицах заложила придел ( северо-западный ) к Воскресенскому храму в память своего погибшего сына.
Есть сведения, что сооруженный несколько ранее придел Кирилла Белозерского — также ее вклад. Более того, имеются документы и о сооружении ею третьего придела, во имя Смоленской иконы Богоматери Одигитрии." (
http://www.library.pravpiter.ru/book_2/12.htm )