Ещё вчера было недоброе предчувствие, что Дивъ именно там,
где у греков многоточие после слова "боги".(2 перевод)
Интересно, что "знаки и монстры" древнерусский переводчик понял,
как "чюдеса и знамения".
Модератор: Лемурий
Serg писал(а):краевед писал(а):Если Шлеев считает, что они применялись как удила, то это неправильно, т.к. у скифов для этой цели применялся так называемый псалий
Распределители и псалии с удилами являются совершенно разными предметами и помещаются в разных местах упряжки.Профессор Б.А.Шрамко сделал вывод, что изделие было выполнено из высокохудожественной бронзы с добавлением каких - то примесей, которые давали прочность псалию.
Нет такой бронзы — "высокохудожественной". Просто то изделие из-за соответствующих природных условий покрылось качественной "благородной" патиной.
…насколько можно выдержать морозы и снега в открытой степи, без возможности запастись дровами.
В степях, где жили половцы, были леса вдоль рек. Например, так было в степной части нынешних Краснодарского края и Адыгеи. Совсем не обязательно на зиму оставаться в совсем безлесном районе.
краевед писал(а):1. Псалии являются стержнями, к которым крепятся удила.
2. Несомненно, псалии должны иметь достаточную крепость для долгосрочного использования, поэтому в состав бронзы могли вводиться дополнительные компоненты. Я не знаю. подвергался ли псалий впоследствии анализу, но. что удивительно, он отличался от других предметов, сделанных из бронзы цветом патины. Обычно бронза покрывается зеленым налетом. псалий же в отличие от других предметов, сделанных из бронзы имел более темную патину, несмотря на то, что изделия относились к одному времени. Конечно же. скифы не знали такого понятия, как "высокохудожественная бронза", это высказывание скорее определяло более качественную бронзу относительно иных предметов. из нее сделанных.
3.
Лемурий писал(а):краевед писал(а):Половецкие навершия с изображением грифона могли нести солнечную символику, не только как предмет убранства колесниц, но и как знак власти и намек на статус хозяина такого навершия - солнцеликий, сиятельный, подобен солнцу.
На сколько знаю, у скифов не было оружия в виде сабель или мечей. Основным оружием являлся акинак, возможно, имея разную длину.
Интересный пост, уважаемый краевед, про археологические находки получился. Тут возразить нечем, сам в земле артефакты не искал, но в части теории замечу, что ВСЕ навершия с грифоном, которые находили получается были с полукольцами по бокам, т.е. являлись элементами конской сбруи. Логика понятна: символ Солнца - колесо - ось со спицами, расходящихся лучами. А грифон связан именно с Солнцем и его колесницей:48. Что же до золота, добываемого грифонами41, то существуют скалы, усеянные золотыми каплями, словно искрами, и золото это упомянутые твари высекают из камня силою клюва. Грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженною четверкой грифонов. Огромностью и мощью грифоны подобны львам и даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов. А вот летать они — словно слабокрылые птицы — не горазды, ибо нет у них подлинных крыльев42, присущих птичьей породе, но имеются лишь алые перепонки, натянутые на лапах между пальцами: расправляя эти перепонки, они взлетают и бросаются с воздуха, так что неодолим для них только тигр, проворством сродный ветрам..."
----
41 Что же до золота, добываемого грифонами... — Неарх и Мегасфен золотодобытчиками представляют не грифонов, а муравьев (Страбон, XV, 1, 44), которых Филострат, напротив, помещает в Эфиопии (VI, 1). Предания о грифонах, стерегущих золото, также достаточно распространены (Геродот, III, 116; IV, 13, 27.79 и др.), причем грифоны всегда изображаются обитающими на краю земли, рядом с домом Солнца (т. е. в стране гипербореев, в Индии или в Эфиопии)
42 ...нет у них подлинных крыльев... — У грифонов орлиные головы, но львиные лапы, так что при рационалистической интерпретации эта четырехногость становится помехой для полета.
---
Флавий Филострат Жизнь Аполлония Тианского (отв. ред. М.Л. Гаспаров). Изд-во «Наука; Серия «Литературные памятники»; М., 1985, С.71
краевед писал(а):1. Да, удила находятся в пасти лошади, а к чему они крепятся?
2. Вместе с псалием были обнаружены и другие предметы. сделанные из бронзы, которые находились в тех же условиях хранения, что и псалий. тем не менее он отличался и по цвету патины и по сохранности, что отметили многие видевшие его археологи. Я конечно, не специалист по древней металлургии, но факт говорит сам за себя.
Такого же качества бронзы я встречал при раскопках курганов скифов у пос. Песочин под Харьковом., где было обнаружено бронзовое зеркало знатной скифянки. Скорее всего это говорит, что эти предметы быта скифов являлись привозными, отличаясь от местного производства более высоким качеством бронзы.
3. Как мне показалось, я достаточно ясно объяснил откуда у г.Змиева выползли змеи…
…связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон.
краевед писал(а):...по мифам грифоны являлись охранниками золота, вполне может быть связано и с загадочным русским золотом "Слова". Игоря каят иза того, что он вместе с жиром в Каялу насыпал русского золота. После того как повержен Див (грифон) русское золото оказывается у готских дев.
Не буду здесь полемизировать относительно географического расположения готских дев. Крымские готы тетракситы или же жительницы о.Готланд, но получается интересная связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон. Хоть этот герб появился позже написания "Слова", тем не менее это говорит. что в Новгороде почитался образ грифона. который впоследствии стал гербом города. видимо выполняя охранительные функции.
Лемурий писал(а):краевед писал(а):...по мифам грифоны являлись охранниками золота, вполне может быть связано и с загадочным русским золотом "Слова". Игоря каят иза того, что он вместе с жиром в Каялу насыпал русского золота. После того как повержен Див (грифон) русское золото оказывается у готских дев.
Не буду здесь полемизировать относительно географического расположения готских дев. Крымские готы тетракситы или же жительницы о.Готланд, но получается интересная связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон. Хоть этот герб появился позже написания "Слова", тем не менее это говорит. что в Новгороде почитался образ грифона. который впоследствии стал гербом города. видимо выполняя охранительные функции.
Уважаемый краевед, «ЖИРЪ» - это пажить (=пастбище), место корма. Европейские купцы кают Игоря не за потерю золота Руси, а за потерю "серебряных струй” Переяславля - Греческого, Залозного и Соляного торговых путей, проходящих через днепропетровские пороги близ Канева, где купцы вынуждены были перетаскивать свои "бремена" по берегу и становились лёгкой добычей кочевников. Именно к Каневу и призывает Автор князей. Див - это Ангел-хранитель Русской земли, над которой утерян контроль. Канев, замечу, также к Киевской волости (=всей земли Русской по ряду 1180) принадлежал.
Что касается «герба» Новгорода с грифоном -покажите мне его. То что печатали на монетах вовсе не означало геральдику города, грифон, прежде всего, это охранительная символика.
Грифон на новгородской печати // Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XII вв. Т.III
Serg писал(а):краевед писал(а):1. Да, удила находятся в пасти лошади, а к чему они крепятся?
Они лежат прямо на десне и языке, в промежутке, который имеется между передними и задними зубами. Сдвинуться вбок им не дают соединённые с ними псалии. А вперёд они не выпадают, т. к. эту конструкцию фиксирует на одном месте кожаная уздечка, подсоединённая к псалиям.
2. Вместе с псалием были обнаружены и другие предметы. сделанные из бронзы, которые находились в тех же условиях хранения, что и псалий. тем не менее он отличался и по цвету патины и по сохранности, что отметили многие видевшие его археологи. Я конечно, не специалист по древней металлургии, но факт говорит сам за себя.
Такого же качества бронзы я встречал при раскопках курганов скифов у пос. Песочин под Харьковом., где было обнаружено бронзовое зеркало знатной скифянки. Скорее всего это говорит, что эти предметы быта скифов являлись привозными, отличаясь от местного производства более высоким качеством бронзы.
Качеством бронзы можно назвать её прочность, которая нужна для оружия и инструментов. Только это и стремились иметь древние, скажем, переходя на оловянистую бронзу. А окисление её никак не могло контролироваться. Это процесс стихийный. Сделать анализ всех микроэлементов в сплаве древние на имели возможность и даже не подозревали о них. Тем более, они не могли предугадать, какие будут в будущем происходить с металлом в почве электро-химические процессы. А это зависит от того, в какое место, например, могилы положат бронзовый предмет: на тело человека, просто в насыщенный гумусом грунт или в чистую глину; какая степень влажности там будет и т. д. Поэтому нельзя называть древние предметы качественными или некачественными, исходя из их сегодняшнего внешнего вида.
3. Как мне показалось, я достаточно ясно объяснил откуда у г.Змиева выползли змеи…
Я это понял. Непонятно было, зачем это всплыло для меня. Возможно, это надо было адресовать другим участникам беседы. А вот про безлесье тех мест ничего не сказали. Хотя по нынешнему виду местности судить тоже нельзя. Климат меняется, и древесно-кустарниковая растительность то наступает, то исчезает. Например, сейчас трудно представить, что в бронзовом веке Северный Кавказ не имел лесов.…связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон.
Так на гербе Новгорода медведи и рыбы.
краевед писал(а): Не совсем точно понял текст, уважаемый Лемурий, книги М.Л.Серякова. где он сообщает не о гербе Великого Новгорода, а о городской печати. на которой был изображен грифон, а на другой стороне текст: печать Великого Новагорода... Серяков М.Л. Радигост и Сварог. Славянские боги. // Москва. Алгоритм, 2013 Глаава 8
краевед писал(а):4. Дело в том, что половцы. не смотря на то. что отдельные прадставители их знати приняли христианство, в большинстве своем остались на позициях многобожия. за что в Руси их называли "поганые".
Тогда у половцев еще были свежи предания о происхождении их родов от представителей животного мира. У каев - змеев. что их прародителями являлись Змей - Дракон и Хатун. Другие половцы считали, что их прародителем был лебедь или гусь. Другие половцы своим прародителем видели волка.
Характерный пример тотемической связи половецкого рода, который связывают с Бурчевичами, приводится в ПВЛ, когда Боняк, чтобы узнать последствия битвы с венграми на Вагре в 1099 г., гадает: взвыв по волчьи, ждет ответа и когда волк отозвался ему. то это было воспринято как добрый знак. Половцы тогда одержали победу.
Тотемические представления тогда среди половцев еще были достаточно развиты м пример с Боняком красноречиво свидетельствует об этом. Именно поэтому я и обращал Ваше внимание на то, что тотемизм у половцев еще не исчез полностью, оставаясь в легендах и преданиях о их происхождении, приводя пример со змеями - каями, представителем которых был и Шарукан. О тотемических верованиях кочевников достаточно красноречиво говорит сообщение Ибн Фадлана: "... мы видели как одна группа поклоняется змеям, другая - рыбе, третья группа - журавлям". Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. // АН СССР, М. - Л., 1939, С.66
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 16