краевед писал(а):Если "Слово" и памфлет, то через посредство осуждения Ольговичей автор осуждает всю княжескую верхушку без предпочтений к какому либо княжескому дому.
Если в начале СПИ говорится о крамольном деде
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше, а середине текста про то что
О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена., а на протяжении всего текста про
усобицу 1180, организованную Ольговичами, то приоритеты Авторы расставлены контекстом.
Рюрик и Давыд упомянуты в панегирических обращениях, а Ярослав Черниговский и все внуки Всеславовы в наследстве "бесславия", из которого им надо выпрыгнуть, Святославу отсыпают на лоно бумерангом усобицы 1180 года души убиенных дружинников, Игоря кают купцы европейские и только Мстиславичи - "не худа гнезда" = из хорошей семьи, славны своими предками. Вот и упоминание о
подвиге Изяслава Мстиславича в литовском походе 1132 года как пример ЧЕСТИ и СЛАВЫ отцов и дедов.
"Не слави ся въ бештьстьи отьця своего, нѣсть бо ти слава къ бештьстьи, нъ слава чловѣку отъ чьсти отьця своего…"(Изб.1076)
Кстати, в работе
Стефанович П. С. Древнерусское понятие чести по памятникам литературы домонгольской Руси //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 2(16). С. 63-87. автор статьи пишет, что понятия "чести" и "славы" часто стали появляться с 1146 года в летописи Изяслава Мстиславича, позже его сына Мстислава Изяславича (указ.соч.С.86), при которых духовником был митрополит Климент Смолятич.
краевед писал(а): Снова возвращюсь к вопросу относительно того, о каком внуке идет речь - авторе "Слова" как к продолжателю творчества Бояна или же речь идет об Игоре, внуке Олега Святославича. Считаю. что более верен второй вариант: "было песне Игореви того внуку" с указанием на деда Игоря Олега Святославича. Как уже писал ранее упоминание о князе как внуке в книжной и летописной традициях происходило в том случае, если речь шла о смерти князя: "преставися князь Романъ сынъ Ростиславль вноукъ великого князя Мстислава" Ипат.л. (1180).Тем более, что форма написания текста: "БЫЛО песне Игореви того ВНУКУ" может говорить о том, что эта фраза может быть вставкой в более ранний текст - песня Игорю, а точнее повесть посвященная ему написана была ранее и эта вставка дает понять, что она написана уже после смерти Игоря.
Про несостоятельность этого "аргумента" Б.А.Рыбакова
писал ранее. Петь ту песнь КОМУ? Игореви (=Игорю) (дат. пад. ед. ч), Если Вы, уважаемый краевед, имели ввиду
песни как молитвы об усопших, то здесь падеж не тот. Провожали с "обычными песнями", а Игорю такие песни могли только о погубленной им дружине петь.
краевед писал(а): "Слово" действительно может быть памфлетом, но написанным в связи с жестоким захватом Киева в 1203 г., когда уже Рюрик привел в Русь в качестве союзного войска половцев, заручившись поддержкой Ольговичей. Через идею автора повествующую о примирении двух враждующих княжеских лагерей. Ольговичей и Мстиславичей. просматривается мысль автора "Слова" - получила ли Русь долгожданный мир после примирения?
Примирение Мстиславичей с Ольговичами состоялось
25.09.1188 года, отсюда и к церкви Мстислава Великого Пирогощей Игорь, как представитель Ольговичей, направляется, отсюда и "
"Руской земли безъ Игоря" = свадьба сына Игоря Святослава на Ярославе - дочери Рюрика, хозяина всей Русской земли по ряду 1180 года. Позже сентября 1188 года в СПИ ни одного события НЕТ.