corvin писал(а):Я не могу объяснить, что граница диалектов подходила через Смоленское княжество, поэтому про диалект Автора это не ко мне
А тут и гадать не надо: и смоленские, и брянские, и торопецкие говора в юность Автора СПИ - Смоленское княжество.
corvin писал(а): Причем здесь Осмомысл не понятно. Тем более что он умер 87-ом. Чем эти ребята заслужили высшую степень похвалы, в то время как другие только простую?
Исходя из контекста СПИ Осмомысл, бывший среди пирующих на венчании у Верхуславы 11.07.1188, сдерживает «королевский путь» своими железными полками, а зимой 1188/89 угры перешли Вегерийский перевал и захватили Перемышль на болони реки Сан, Галич и Плеснеск. Обращения с мёртвым князьям зачем? А к живым логично и угроза захвата ключевых городов торгового пути через Карпаты тоже актуальна, особенно накануне осенью 1188.
corvin писал(а): Раньше говорилось, что цель Автора прославить Мстилавичей.
Бесконечно славить можно только Бога с Богородицей и иже с ними, но никак не князей. Даже Боян и тот не славил князей, а скакал по ИХ
«мысленному древу», оценивая плоды того древа - труды и подвиги, а если древо оказывалось бесплодно, подобно смоковнице, то записывал о них "
накладая очитыя персты на чернилныя струны"
«совестных книг» на Судный день. Боян перебирал
10 заповедей, какую тронет, та и зазвенит - «не лжесвидетельствуй», а то будет как с Мстиславом, зарезавшего Редедю в борьбе БЕЗ оружия или Красным Романом, не сдержавшего данной им половцам клятвы, посему и лежат его кости там до сих пор без погребения в знак презрения.
corvin писал(а): Если призыв закрыть полю ворота относиться ко времени написания, то он не уместен, потому что никаких вторжений спустя 3 года половцы не устраивали. Скорее все Слово о полку понимается как рассказ о прошлом. В таком случае и призывы, и здравицы тоже часть рассказа о походе, и по времени привязаны не ко времени написания, а ко времени похода.
Так не против "вторжения" призыв. В СПИ же есть частицы УЖЕ БО и СЕ БО, служащие "
для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем"(СССПИ "Сей").
Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, а раны Игоревы, буего Святъславлича!
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ.Речь о среброносных торговых путях (Гречнике, Залознике, Солоном) идущих к Переяславлю и о купцах торгового пути "из варяг в греки", изменившего свой путь через Торопец на путь через Полоцкое княжество. Поневоле задумаешься, а так ли неправ был Б.А. Рыбаков предлагавший в Авторы начитанного купца боярина Петра Бориславича, наш Автор радеет именно за ТОРГОВЫЕ ПУТИ Руси конца XIIв.