Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 окт 2023, 11:26

corvin писал(а):Раньше была модной тема двоеверия: мол, Автор двоеверец – он христианин, но поклоняется также и языческим богам. Однако анализ того как употребляются имена языческих богов показывает, что понимаются эти боги чисто мифологически. Им никто не молится, и они сами не оказывают никакого воздействия на реальность. Альтернатива: на колоне Трояна Юпитер дарует победу римлянам. Проблема Иллариона не в наличии вокруг Бояна языческих персонажей, а в саркастическом отношении со стороны Автора, если Боян это действительно Илларион.

Для того, чтобы понять почему Автор называет Бояна (Илариона, в схиме Никона) "внуком Велеса" нужно вспомнить суть СЗБ, где Иларион метафорически показывает путь христиан, пришедших напрямую от язычества более правильным, чем путь иудеев, заключившим с Богом Завет (Авраам), затем принявших Закон (Моисей), но когда пришла Благодать Христианства (Иисус), оставшихся в Законе. Отсюда и первые христиане (работники одиннадцатого часа) - "внуки" языческого периода.

    "Прѣжде законъ, ти по томь благодѣть, прѣжде стѣнь, ти по томь истина. Образъ же закону и благодѣти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа прѣжде, ти потомь свободнаа, да разумѣеть, иже чтеть!" (СЗБ)
    ---
    "Пакы иже по лѣтѣхь и по родѣ мнозѣ възниче Моисий, иже и боговидѣниа на Синайстѣй горѣ сподобися, емуже прѣдлагает Богъ Закон написанъ на скрижалѣх каменых, людем израилевомъ под Законом повелѣваа быти. Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу..."(ПКС)
Климент Смолятич в ПКС продолжает мысль Илариона в СЗБ. В своих метафорах он называет Христа - Солнцем: ]"Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь..." (ПКС)

Климент обращает внимание на прекратившееся при Завете многоженство: "Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися..." (ПКС) В СПИ же Автор пишет, что Всеслав Полоцкий волком добегал до "кура Тмуторокани" (куръ Олексия).

Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак. = дорискаше до куръ [=куръ Олексия (Ипат.1116-1117)] Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 18 окт 2023, 17:02

corvin писал(а):Обапол (оба полы) это не краестрочия (существительное). Оба полы это предлог, и его нельзя свивать.
Вы совершенно сознательно занимаетесь подтасовкой: в СПИ не "слав сего времени" (славы какие?), а “славы оба полы сего времени” (свивая славы где?).

Вы не приводите примеры из древнерусских памятников, а воспринимаете текст конца XII века шаблонами современного языка. Это неправильно. Вот примеры того времени:

    И ставше {ГДЕ?] обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу..". ( Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.).

    "И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста [ГДЕ?} обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (ПВЛ 1097) - цит. СССПИ "Полъ"
Не "оба полы" (предлог), а ГДЕ? "обаполы" ( = с обеих сторон, по краям) - наречие.

Свивая ЧТО? славы ГДЕ? с обеих сторон ЧЕГО? сего времени. Если "слава" в виде строки, то "обаполы" таких строк называется краестрочие.

    "Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте..."
    ----------
    Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Гимнографы периода Устава ВКЦ (до 1060-х) в обязательном порядке "свивали" строки слав в акростих, обычно это делали только по начальным буквам, но Боян свивал с обеих сторон в акро(теле)стих. Славы в каноне делятся на ветхозаветные "ирмосы" и тропари, прославляющие текущие события. Автор указывает, что Боян свивал именно тропари ( = славы сего времени).
Дополнительные подсказки: Боян назван 1) «славий» (обращение к гимнографу Роману Сладкопевцу Мин.1 Окт), 2) «песнотворец» (обращение к гимнографу Косме Маюмскому Мин.12 Окт.).
P.S. Так кто из нас не хочет видеть очевидного?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 18 окт 2023, 17:47

Не "оба полы" (предлог), а ГДЕ? "обаполы" ( = с обеих сторон) - наречие.

То, что отвечает на вопрос ГДЕ? это предлог. Наречие отвечает на другой вопрос.
Автор указывает, что Боян свивал именно тропари ( = славы сего времени).

У вас “славы” имеют определение “сего времени” (какие славы?). Но тексте СПИ этого нет. Вы добиваетесь этого запрещённой перестановкой слов. На самом деле “сего времени” указывает на место где свиваются славы.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 18 окт 2023, 18:28

corvin писал(а):То, что отвечает на вопрос ГДЕ? это предлог. Наречие отвечает на другой вопрос.

В любом поисковике наберите: "какая часть речи отвечает на вопрос ГДЕ?". Даже спорить не буду, для нашего обсуждения достаточно того, что Вы согласны, что правильный вопрос между спорными словами: ГДЕ?

corvin писал(а):У вас “славы” имеют определение “сего времени” (какие славы?). Но тексте СПИ этого нет. Вы добиваетесь этого запрещённой перестановкой слов. На самом деле “сего времени” указывает на место где свиваются славы.

Не "славы" какие, а "обаполы" (= краестрочия) какие. Песнотворец Косма Маюмский (Мин. 12 Окт) был творцом "канонов", в которых были ветхозаветные строки "образцы" - ирмосы и строки, прославляющие текущие события - тропари, краестрочия которых в период ВКЦ свивали в акростих.

Само слово "свивать" означает выборочно брать из разных мест и плести из выбранного единое целое.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 18 окт 2023, 18:55

Не "славы" какие, а "обаполы" (= краестрочия) какие.

Вы пытаетесь представить "обаполы" как существительное. Приведите пример использования "обаполы" в качестве существительного. В ваших промерах "обаполы" это только предлоги или наречия.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 19 окт 2023, 15:48

corvin писал(а):Вы пытаетесь представить "обаполы" как существительное. Приведите пример использования "обаполы" в качестве существительного. В ваших промерах "обаполы" это только предлоги или наречия.

Разве на вопрос ГДЕ? отвечает существительное? Это наречие места = неизменяемые слова поясняют глаголы и отвечают на обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда?
См. (Срезн. II:1146) примеры "Оба полы" в ст. "полъ" = берег, сторона.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 19 окт 2023, 15:48

corvin писал(а):Вы пытаетесь представить "обаполы" как существительное. Приведите пример использования "обаполы" в качестве существительного. В ваших промерах "обаполы" это только предлоги или наречия.

Разве на вопрос ГДЕ? отвечает существительное? Это наречие места = неизменяемые слова поясняют глаголы и отвечают на обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда?
См. (Срезн. II:1146) примеры "Оба полы" в ст. "полъ" = берег, сторона.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 19 окт 2023, 16:36

Не "славы" какие, а "обаполы" (= краестрочия) какие.

Краестрочия - это существительное. Одно слово может заменять другое как синоним. Но только если они одной части речи.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 окт 2023, 17:32

Здравствуйте, Лемурий и corvin."
Свивая славы оба пола..."- этим текстом автор соединяет в единство первую и вторую сигнальные системы,открытые И .Павловым в 1932 году.. Автор пародии знал о ней в Xllвеке.
О богах Велесе и Даждьбога напишу позже.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 19 окт 2023, 19:19

Доброе.
Слово "обополы" можно перевести различно. Понимают как "обе стороны времени", так и "обе половины времени". Смысл более менее одинаков. В каких выражениях Боян, если бы он видел поход Игоря, "свил" бы воедино "славу" походов прошлых лет и "славу" похода Игоря. Путает правильный перевод и прочтение здесь словечко "сего". Стоит только это слово прочитать как "с его", и все становится на свои места. Речь опять же идет о Бояне и самом авторе "Слова", который и делает здесь предположение о том, в каких бы выражениях Боян, живи он во времена похода Игоря, воспел этот поход. "Пети было песнь Игореви, того (Олега) внуку".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 20 окт 2023, 00:01

Зачем вообще нужно слово обаполы? Мы можем сказать – вокруг озера был лес. Но сейчас могут сказать также – вокруг дороги был лес. Что не совсем корректно, потому что спереди и сзади дорога, леса там нет. Т.е. для одномерных, линейных объектов слово вокруг не подходит. Старый, более точный язык использовал слово обаполы (по обе стороны), которое служит аналогом вокруг в одномерном случае. Поскольку временной интервал одномерен, Автор использует слово обаполы. Ни о каком соединении, стягивании, сплетении прошлой и будущей слав в СПИ речь не идет. Боян-соловей увивает временной интервал, событие как-бы венком из слав. Слава здесь жанр хвалебных песен.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 окт 2023, 05:45

Все музыкальные инструменты,не исполняющие церковную музыку были греховные."Чернец Иларион писал книги в келье у отца Феодосия,а тот тихо распевал псалмы"
"Однажды Феодосий пришел к князю и увидел множество музыкантов,играющих перед ним: одни бренчали на гуслях,били в органы ,а иные свистели в замеры и так играли и веселились"Блаженный спросил:"Вот так ли будет на том свете?"Князь велел прекратить музыку".
Греховные музыкальные инструменты отбирались у песнотворцев и сжигались целыми возами. Славить бога - православие, славить князей( князем славу рокотаху)- тщеславие.Людская слава кончается могилой."Князем слава а дружине аминь""славы хотяше иже прилагают дом к дому и села к селом ( сё мое а то мое же)от них же оказанный Клим зело свободен -землю 4 локти идеже гроб копати"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 20 окт 2023, 13:16

Доброе.
А чем "увивание" и "венки из слав" отличаются от "свивания слав"? И что зазорного, если Боян за дело хвалит князей? Князья тоже люди. Важнее понять смысл этого места. Опять видим двоих из разных времен: Боян и сам Автор.
Автор "Слова" пытается здесь вообразить в каких выражениях Боян, бывший для него образцом и авторитетом, воспел бы поход Игоря. Все просто и понятно.
Ну и по музыкальным инструментам. Действительно, преобладала церковная, даже церковная вокально-хоровая музыка, но была и светская. Мудрость здесь опять же в мере. Просто надо понимать когда, какую, для каких целей, в каких обстоятельствах музыку использовать.
Как говорится: на Бога надейся, а сам не плошай.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 окт 2023, 16:39

Какая светская музыка в 12 веке?Синкретизм в песни , которая состоит из слов , музыки и обряда.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 20 окт 2023, 23:56

corvin писал(а):Краестрочия - это существительное. Одно слово может заменять другое как синоним. Но только если они одной части речи.

Слово «оба полы» = с двух сторон, по краям, а краестрочие получается, если «славу» представить в виде строки. Получается по краям строки.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29