Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 30 окт 2023, 10:10

Если поход Игоря рассматривать как обряд инициации для Владимира, то ведь этот обряд каждый проходит самостоятельно. Иначе говоря, сын Игоря должен был бы сам совершить поход на половцев без Игоря и Всеволода.
Далее, опять же видим искажение текста. По тексту ведь не "а сын Всеволож Владимир", но "сын Всеволож а Владимир". Аналогичный оборот имеется и в конце "Слова": "Княземъ слава, а дружинъ!"
Ну и "по остри". До сих пор ведь говорят "острый ум, острый глаз" и т.п. И никто тут ничего сомнительного не усматривает. Аналогично и выражение "по остри сердца" (острое сердце) несколько устаревшее, но из той же серии.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 окт 2023, 14:04

Крепкий - слабый
Крепкий ум - слабоумие.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 31 окт 2023, 10:06

Есть предложение вернуться к "темным местам" самого текста "Слова".
Как, например, правильно перевести и понять выражение: "Спал князю ум похоти и жалость ему знамение заступи..."?
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 ноя 2023, 13:21

corvin писал(а):По моим представлениям важно понимать, что СПИ поется на два голоса. Первый голос – это голос как-бы Бояна. Стиль его эпически-поэтический. Голосом Бояна излагается сама история похода. Второй – голос как-бы самого Автора. Стиль его критическая проза. Именно это двухголосие не дает ответить на вопрос – стихи СПИ или проза, и исключает адекватный перевод СПИ стихами.

А были ли в то время "песни" в современном смысле этого слова? Сколько читаю древнерусской литературы, не встречал ничего похожего ранее XVI века: Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году из сборника «Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах». Кирша Данилов свой сборник песен составлял в конце XVIII века, в его сборнике все древние песни записаны речитативом.

А вот былины 100% были.

"Голосом" Бояна излагаются два гипотетические иронических зачина СПИ, далее начинает уже Автор и к Бояну XIв повествование не переходит. Автор XIIв повествует один. На вопрос стихи или проза можно уверено ответить - речитатив.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 ноя 2023, 13:29

Zinchenko_tanya писал(а):В первые времена усобицы, мужчины бились с женщинами за власть. Победил патриархат. И до сих пор меня зовут по отцу Николаевна,как и жену Игоря в 12 веке звали по отцу Ярославна,а жену буй тур Всеволода - Глебовна . Что изменилось с "первых времён"?

В списке послухов со стороны "продавца" "земли Бояна были "Михаил Елисавиничь и Иван Янъчин. Елисава - порфироносная вдова, мать Святополка Изяславича, умерла 4 января 1107 г., а Янка - дочь Всеволода Ярославича, основательница Янчина монастыря, скончалась 3 ноября 1112 г..."(Рыбаков 1972:415)
А Вы говорите, что ничего не изменилось.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 ноя 2023, 13:41

Тамара писал(а):Как, например, правильно перевести и понять выражение: "Спал князю ум похоти и жалость ему знамение заступи..."?

Для этого надо прочитать статью Александра Николаевича о древнерусских понятиях "ум" и "разум".

см. Ужанков А.Н. «Категории "ума" и "разума" в русском средневековом сознании» // Древняя Русь: Пространство книжного слова. Историко-филологические исследования / Отв. ред. В.М.Кириллин. М., Языки славянской культуры, 2015. с. 98-107

    "Итак, бессмертная человеческая душа несет в себе образ Божий и состоит из трех составных частей — ума, слова (логоса) и духа, соответствующих трем Ипостасям Троицы — Отцу, Сыну (Иисус Христос — Воплощенное Слово) и Святому Духу... (С.102)

    Ум, это совершенно очевидно, воспринимается на Руси как высшая духовная сущность, стоящая гораздо выше разума. «Умъ нашь есть на небесех, не печемся ни о чем земных спроста, а житие наше бестрашно есть, а на много лета продлеемся. Егда же от жития сего тленнаго отходим, в другое нетленное приходим, иде же умъ нашь всегда». Человек умный — значило духовный. Ум — очи духовные, часть души, находится в сердце. Разумный — значит интеллектуал..."
    (С. 105)
Похоть - страстное желание, алчба славы спалило Игорю душу и ревность [зависть к подвигам предков] ему знамение [солнечное затмение] заступило - искусить [изведать] Великий Дон.

Этот отрывок перекликается с летописью:

    "И стояша на вежах 3 дни веселяся, а рекуще: «Братья наша ходили с Святославомъ, великим князем, и билися с ними, зря на Переяславль, а они сами к ним пришли, а в землю ихъ не смѣли по них ити. А мы в земли их есмы, и самѣхъ избили, а жены их полонены, и дѣти у насъ. А нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ. Оже ны будет ту побѣда, идем по них и луку моря, гдѣже не ходили ни дѣди наши, а возмем до конца свою славу и честь». А не вѣдуще Божья строенья..."(Лавр.1186)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 ноя 2023, 14:02

В древней Руси существовал обряд инициации: юношей уводили в незнакомую местность и оттуда юноша сам должен найти дорогу домой. Подросток с крепким умом легко
находил дом, а слабоумный плохо ориентировался в пространстве, мог выбрать не тот путь и погибал от голода , холода, хищных зверей, а чаще у бабы Яги "на лопату и в печку"Юноши с крепким умом " легко ориентировались по пересечённой местности" А мои ти куряне сведоми ...
Пути им ведомы" - дороги и тропы являются важными ориентирами в незнакомой местности.
Яруги им знаеми"- необходимо запоминать и уникальные ориентиры "яруги -овраги"
Скачут аки серые волки в поле"- открытая местность "поле" способствует более быстрому движению.
Ориентация по пересечённой местности- важное умение, которое может оказаться полезным( побег Игоря из плена)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 ноя 2023, 14:46

Zinchenko_tanya писал(а):Юноши с крепким умом " легко ориентировались по пересечённой местности" А мои ти куряне сведоми ...

Куряне, аки серые волки, по оврагам к беззащитным вежам крадутся половецких жён и детей полонять. На это "крепкий ум" нужен или это очевидная ирония Автора?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 ноя 2023, 16:37

Во , как просто !
А я то думала, что это выбор жизненного пути правильный и ошибочный. Но Игорь все - таки нашел дорогу домой.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 02 ноя 2023, 10:10

Работа А.Н.Ужанкова в целом солидная, научная, интересная. Вопрос в том, как ее конкретно применить к тексту "Слова"?
Летописная цитата так же хороша, но Летопись и "Слово" писали разные авторы, взгляды которых на поход Игоря не во всём, видимо, совпали. Именно поэтому о "похотливом" Игоре, который якобы не принял во внимание неблагоприятное предзнаменование в виде солнечного затмения, нужно говорить подробнее. Правильно ли обычно переводят и понимают это место? Буквально ведь чуть выше в тексте идет речь о "братьях и дружине". И сразу становится понятно, что говорится здесь не о "княжеской похоти". Напротив, Игорь подумал прежде всего не о себе, а о своих братьях и дружине ("спал умом", опустился умом Игорь до своих ближних, до своей "хоти") и обещал остаться с ними до конца при любом исходе похода. И свое слово сдержал, хотя и мог избежать плена.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 02 ноя 2023, 18:10

Напротив, Игорь подумал прежде всего не о себе, а о своих братьях и дружине ("спал умом", опустился умом Игорь до своих ближних, до своей "хоти") и обещал остаться с ними до конца при любом исходе похода. И свое слово сдержал, хотя и мог избежать плена.

Вы удивительным образом не замечаете, что вопрос был о том продолжать ли поход вопреки знамению, или вернуться. У вас знамение оказывается всего лишь надоумило Игоря дать дружине некоторые гарантии для пользы дела.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 02 ноя 2023, 18:32

Zinchenko_tanya писал(а):Во , как просто ! А я то думала, что это выбор жизненного пути правильный и ошибочный. Но Игорь все - таки нашел дорогу домой.

Ну да, ну да, "герой":

    "И по малых днѣхъ ускочи Игорь князь у половець — не оставить бо Господь праведнаго в руку грѣшничю: очи бо Господни на боящаяся его, а уши его в молитву ихъ! Гониша бо по нем и не обрѣтоша, якоже и Саулъ гони Давыда, но Богъ избави и́, тако и сего Богь избави из руку поганых. А они [оставшиеся в плену] вси держими бяху твердо, и стрегоми, и потвержаеми многими желѣзы и казньми..."(Лавр.1186)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 ноя 2023, 08:49

При чем тут "герой"?
Автор рассказывает Владимиру Игоревичу в обряде посвящения, т.е. в "Слове...", различные пути к богу. В язычестве - это путь домой. Не слабоумный , а безголовый князь Игорь"Тяжко Ти головы кроме плечю..."( Без царя в голове) вернулся в русскую землю" Русской земли без Игоря".В христианстве - поход Игоря это длинный путь к Богу."Игорь едет по Боричеву к Святой Богородици..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 03 ноя 2023, 10:03

Вопрос о походе и знамении легко решается при правильном взгляде на соотношение церковного и мирского в жизни. В Ипатьевской летописи есть хорошее место на эту тему. Бояре и дружина Игоря увидели в солнечном затмении дурной знак. На это Игорь ответил им, что "тайны божественной никто не ведает, а знамение творит бог, как и весь мир свой. А что нам дарует бог - на благо или на горе нам, - это мы увидим".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 03 ноя 2023, 15:02

В Ипатьевской летописи:
Игорь же обратился к братии своей: «Если нам придется без битвы вернуться, то позор нам будет хуже смерти; так будет же так, как нам Бог даст».

Здесь дается альтернатива: либо вернутся без битвы, что в понимании Игоря позорно, либо положившись на волю божью вступить в битву.
Но в СПИ альтернатива другая! Либо вступить в битву и может быть погибнуть, либо жить в плену:
И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 28

cron