Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 июн 2024, 06:00

Доброе утро, Лемурий.
Река Стугна начинается в истоке тонкой струйкой" худу струю имея",затем начинает "богатеть"пожреши чужие ручьи и стругы",а в устье река исчезает, умирает,растворяется в реке Днепр.Так и князь Ростислав стремящийся к славе , почестям , мечтам о богатстве погибает в реке.
Вспомним письма Климента Смолитича"...кто ищет славу тот привосокупляет дом к дому,к селу села, холопов и крестьян и борти и пожни поля и пустоши.Владеет он. четырьмя локтями под могилу"
Тщеславие-потребность своего превосходства,жадность в поиске мировой славы закагчиваются со смертью человека.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 22 июн 2024, 13:03

Zinchenko_tanya писал(а):Река Стугна начинается в истоке тонкой струйкой" худу струю имея", затем начинает "богатеть" пожреши чужие ручьи и стругы",а в устье река исчезает, умирает, растворяется в реке Днепр. Так и князь Ростислав стремящийся к славе , почестям , мечтам о богатстве погибает в реке…Тщеславие-потребность своего превосходства, жадность в поиске мировой славы заканчиваются со смертью человека.

Приветствую, Татьяна! Не «исчезает» к устью, а расширяется. Если уж вспомнили Климента, то смолятичи (жители смоленское княжества) говорили так:

    «В. А. Козырев («Сл. о п. Иг.» и соврем. рус. нар. говоры. — Русская речь, 1975, № 5, с. 32): «В Брянской области нами записано следующее: „Ба́нка — э́та адно́, а то́ кукшы́н, виш, с ру́шишькъй, нъвярху́ растре́ный (то есть ‘расширенный, более широкий’)“. Здесь употреблено страдательное причастие расстре́ный от глагола расстре́ть (в брянских говорах вообще довольно обычны глаголы с таким корнем: простре́ть ‘протянуть’, распростреться ‘распространиться’, распростреть ‘разостлать’)». (СССП "Рострѣти")
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 июн 2024, 16:11

Устье - конечный участок водотока.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 22 июн 2024, 19:04

Zinchenko_tanya писал(а):Устье - конечный участок водотока.

У глагола рострети первое значение рассечь на части, разбить.

◊ Ростре — 3-е л. ед. ч. аориста.

    «Наконѣць Фуваилъ на древѣ повѣшенъ бывъ, и растрѣнъ бысть пилою…» Прол. БАН-II, 8 об.)цит. по СССПИ)
Вы устье реки видели? У Волги, например, в районе Астрахани.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 июн 2024, 21:07

Лемурий , я живу рядом с Астраханью и много раз там бывала в командировках.
Река Стугна в пространстве течет от истока до устья .,от начала реки и до ее конца. А пространство всегда связано со временем "от первых времён и до последнего настоящего времени "сего времени"События ,произошедшие на реке Стугне , из трёх временных пластов: дорога Игоря из настоящего ,личностного время Игоря по. былинам сего времени. ",
смерть Ростислава- время историческое "трудных повестей"
и мифологическое время"старые словеса""уныша цветы жалобою ..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 23 июн 2024, 12:50

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий , я живу рядом с Астраханью и много раз там бывала в командировках.

Тем более, как краевед должны знать «рострена» [=рассечена на части] Волга «к усту» или нет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 23 июн 2024, 14:59

До сих пор, между прочим, через реки принято переправляться с помощью плавсредств.
Относительно "темных мест". Ряд уже обсуждали. Напр., не "спала князю умъ похоти", а "спал а князю умъ по хоти". Аналогично построены в тексте фразы: "сынъ Всеволожь а Владимир", "Князем слава, а дружине".
Не набор слов в виде "кая раны дорога", а вполне понятное "от тебя ... Всеволоде кая раны. Дорога братие забывъ чти и живота и града Чернигова..."
Фраза "и схоти ю на кровать" читается как "и с дружиной погибая, и с дружиной на смертном одре". Кровать в качестве смертного одра упоминается и в "мутном сне" Святослава.
Выражение "рекъ Боян и ходы на Святославля пъстворца..." надо понимать в том смысле, что автор "Слова" называет здесь Бояна "песнотворцем старого времени Ярослава (Мудрого) и Олеговым "хотем".
Сам автор "Слова" далее говорит, что мысли Бояна о единстве Руси и ему самому близки, приводит слова Бояна о "голове без плеч и теле без головы". Дополнительно от себя автор добавляет, что в его время Русской земле также тяжело без Игоря.
Можно еще попробовать разобраться в "Плаче Ярославны". Многое в нем звучит странно. Ярославна обращается к ветру, реке Днепру, солнцу, но во всех 3х случаях присутствует слово "господине". Возникает вопрос: могла ли христианка Ярославна реку, ветер, солнце назвать словом "господин"? Природные ли стихии просит здесь Ярославна за Игоря?
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 июн 2024, 05:53

Доброе утро, Лемурий.
."растрена к усту"если в пространстве река Стугна разделена на три части , то и во времени появляются три "рукава":
1) событие1185 года- конец дороги Игоря.
2)1093 год- нелепая смерть Ростислава-.
3)"Уныша цветы жалобою и дерево с тугою к земле приклонилось"
Эти события ,как я Вам и писала,взяты из трёх временных пластов : личностного времени Игоря ( сего времени), исторического( от старого Владимира до нынешнего Игоря) и мифологического (от первых времён усобицы). Что объединяет данные события ? Зачем автор передает эту информацию Владимиру Игоревичу?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 24 июн 2024, 10:19

И в продолжение к сказанному. Для христианина может быть только Бог. Он стоит за всеми стихиями. Следовательно, и под словом "господине" в Плаче Ярославны логичнее всего понимать Господа Бога. Именно у него, а не у природных явлений, Ярославна просит за Игоря.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 24 июн 2024, 22:17

Тамара писал(а):До сих пор, между прочим, через реки принято переправляться с помощью плавсредств.

А раньше понтонных переправ не было, поэтому искали брод, где можно перебродиться, где вода потеплее - использовали бурдюки, но это в странах, где виноделие развито. Что касается именно этого похода, то написано же, черным по белому, что не было никаких ладей, стругов и насадов, ведь поход был пешим/конным.

    «Излюбиша свѣто сь и преидоша Стъгну рѣку, бѣ бо тогда наводнилася велми… И прибѣгоша к рѣцѣ Стугнѣ, и въбродъ Володимеръ с Ростиславомь, и нача утапати Ростиславъ перъд очима Володимеровыма…»(ПВЛ 1093)

Тамара писал(а): Не набор слов в виде "кая раны дорога", а вполне понятное "от тебя ... Всеволоде кая раны. Дорога братие забывъ чти и живота и града Чернигова..."

Запятые только правильно поставьте, ведь «дорога братие» - это обращение = дорогая братия.

Тамара писал(а):Фраза "и схоти ю на кровать" читается как "и с дружиной погибая, и с дружиной на смертном одре". Кровать в качестве смертного одра упоминается и в "мутном сне" Святослава.

Исходи ю на кров(ь), ать и рекъ - правильная разбивка, поскольку был не убит, раз своему князю о его княжеской дружине докладывал. Где в Вашем варианте слово дружина? Где погибая? Где одр? И где он жену (хоть) взял во время боя, да еще кровать?

Тамара писал(а):Выражение "рекъ Боян и ходы на Святославля пъстворца..." надо понимать в том смысле, что автор "Слова" называет здесь Бояна "песнотворцем старого времени Ярослава (Мудрого) и Олеговым "хотем".
Сам автор "Слова" далее говорит, что мысли Бояна о единстве Руси и ему самому близки, приводит слова Бояна о "голове без плеч и теле без головы". Дополнительно от себя автор добавляет, что в его время Русской земле также тяжело без Игоря.

В каком падеже притяж. Ольгова — род. пад. ед. ч. ср. р? В таком же как и ◊ Ярославля — род. пад. ед. ч. ср. р. в род. пад. ср. р., т.е. относятся к слову времени КОГО? Ярослава Мудрого - Олега Гориславича. Ни к какой хоти слово Ольгова не относится ни по падежу, ни по роду.

Тамара писал(а):Можно еще попробовать разобраться в "Плаче Ярославны". Многое в нем звучит странно. Ярославна обращается к ветру, реке Днепру, солнцу, но во всех 3х случаях присутствует слово "господине". Возникает вопрос: могла ли христианка Ярославна реку, ветер, солнце назвать словом "господин"? Природные ли стихии просит здесь Ярославна за Игоря?

Хороший вопрос, спасибо! Поищу аналоги.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 25 июн 2024, 16:53

Тамара писал(а):Можно еще попробовать разобраться в "Плаче Ярославны". Многое в нем звучит странно. Ярославна обращается к ветру, реке Днепру, солнцу, но во всех 3х случаях присутствует слово "господине". Возникает вопрос: могла ли христианка Ярославна реку, ветер, солнце назвать словом "господин"? Природные ли стихии просит здесь Ярославна за Игоря?

Обращение "господин" к Солнцу идёт после "тресвѣтлое":

    Свѣтлое и тресвѣтлое слънце! Всѣмъ тепло и красно еси! Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои? Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче».
Свѣтлое и тресвѣтлое слънце! - тресвѣтлое — точный перевод греческого τριλαμπης употребляется часто в применении к божеству и к христианским подвижникам..." (Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков, Л., 1968, с. 174—175).

См. Д. С. Лихачев. "Тресвѣтлое солнце" Плача Ярославны //ТОДРЛ. 1969. Т. 24. с. 409

Это лишний аргумент в пользу авторства Климента Смолятича:

    "Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами. Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова»(ПКС)
P.S. Заодно и "темное место" с кvръ Матархи (Тмуторокани) = куръ Олексием разберёмся:

Климент Смолятич обращает внимание на прекратившееся при Завете многоженство: "Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися..." (ПКС) В СПИ же Автор пишет, что Всеслав Полоцкий волком добегал до "кура Тмуторокани" (куръ Олексия).

Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак. = дорискаше до куръ [=куръ Олексия (Ипат.1116-1117)] Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 01 июл 2024, 10:03

"Дорога братие"-это значит "дорогого брата".Запятые здесь не нужны. Здесь можно кое-что добавить о " яром туре Всеволоде". "Слово" ведь не сказка. Можно князей сравнивать и с "быками", и с " рекой" и тп. Но в этих случаях должно быть дополнительное слово, которое указывает на сравнение. Напр.слово "как".В примере с " быком" Всеволодом такое слово отсутствует. Поэтому сомнительно, что автор обзывает Всеволода "быком". В словарях зафиксировано старое слово " турить", т.е."быстро плыть, двигаться".Из этого при переводе места и надо исходить, По-моему.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 01 июл 2024, 10:17

Относительно обращения "господине".В эпизоде с солнцем всё более-менее ясно. Под " солнцем"здесь подразумевается сам Христос. Его Ярославна просит за Игоря. Классики тут не ошибаются. Трудность злесь представляют 2 других случая, где Ярославна якобы называет "господином" ветер и реку Днепр. Тут нам классики разъяснений не дают. Можно предположить, что и в этих случаях под словом "господине" должен подразумеваться сам Господь Бог. Именно его Ярославна и тут просит за Игоря.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 июл 2024, 14:47

Тамара писал(а):"Дорога братие"-это значит "дорогого брата". Запятые здесь не нужны.

Где тут род. пад? ◊ Дорога — им. пад. ед. ч. ж. р. кр. ф. ◊ Братіе — зват. пад. ед. ч. (собир. "братия" - ж.р., ед.ч.).
А раз обращение и зват. пад, то, конечно, обособляется запятыми: "Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота..."

Тамара писал(а):Здесь можно кое-что добавить о " яром туре Всеволоде". "Слово" ведь не сказка. Можно князей сравнивать и с "быками", и с " рекой" и тп. Но в этих случаях должно быть дополнительное слово, которое указывает на сравнение. Напр.слово "как".В примере с " быком" Всеволодом такое слово отсутствует. Поэтому сомнительно, что автор обзывает Всеволода "быком". В словарях зафиксировано старое слово " турить", т.е."быстро плыть, двигаться".Из этого при переводе места и надо исходить, По-моему.

    "По смерти же великаго князя Романа, приснопамятнаго самодержьца всея Руси.
    Одолѣвша всимъ поганьскымъ языком ума мудостью, ходяща по заповѣдемь Божимъ: устремил бо ся бяше на поганыя, яко и левъ, сердитъ же бысть, яко и рысь, и губяше, яко и коркодилъ; и прехожаше землю ихъ, яко и орелъ, храборъ бо бѣ, яко и туръ. Ревноваше бо дѣду своему Мономаху..."
    (ГВЛ 1201)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 01 июл 2024, 18:41

Тамара писал(а):Относительно обращения "господине". В эпизоде с солнцем всё более-менее ясно. Под " солнцем" здесь подразумевается сам Христос. Его Ярославна просит за Игоря. Классики тут не ошибаются. Трудность здесь представляют 2 других случая, где Ярославна якобы называет "господином" ветер и реку Днепр. Тут нам классики разъяснений не дают. Можно предположить, что и в этих случаях под словом "господине" должен подразумеваться сам Господь Бог. Именно его Ярославна и тут просит за Игоря.

Здесь значение просто "повелитель", у того же Климента Смолятича;

    "Но о писании моем воспоминаю, иже къ князю твоему [смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу], к моему же напрѣсну [на присные времена = на веки вечные] господину..."(ПКС)
Не Христом же Смолятич своего князя считал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21