Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 15 окт 2024, 17:20

Тамара писал(а):Вопрос ведь не в упоминании зверей и птиц в тексте. Речь о понимании. Не надо скатываться на сказки. Мы и сейчас говорим "сильный как бык", " быстрый как птица" и т.п. Но никто ведь эти выражения не понимает в том смысле, что кто-то превращается в быка, в птицу. Аналогично и в тексте "Слова". Если говорится, что Всеслав рыскал волком, то это совсем не значит, что ночами он действительно превращался в волка и бегал по Руси, задрав хвост. А утром прибегал в свой терем, превращался опять в князя и шёл к заутрене к Святой Софии.

Так понимаю, уже читали "Сказание о Дракуле воеводе" из К-Б сборника №11 Ефросина?
Впрочем, зачем брать XV век, возьмём современников Автора СПИ: Былина Волх Всеславьевич

См. Сборник Кирши Данилова : Изд. Публ. б-ки по рукописи, пожертв. в Б-ку кн. М.Р. Долгоруковым / Под ред. [и с предисл.] П.Н. Шеффера. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1901, С.18-22

Одно то, что у Всеслава Полоцкого, родившегося от волхования и по совету волхвов науз (=амулет) на себя носившего, общее отчество с Волхом Всеславичем. А Волх мог "обвертоватца" [=oбѣситися (о, на выи)] 1) ясным соколом, 2) серым волком, 3) гнедым туром золотые рога.

    "...дружина спитъ, такъ Вольхъ не спитъ онъ обвернетца серымъ волкомъ бегалъ скакалъ по темным лесамъ и по раменью а бъетъ онъ звери сохатыя аи волу медведю спуску нетъ аи соболи барсы любимои кусъ..." (там же С.19)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 15 окт 2024, 18:34

Тамара писал(а):Аналогично и с пресловутыми птицами. Какой для обычных птиц должен быть Божий суд? У птиц есть птичий бог, птичья библия? Да и в тексте - "птицю", а не " птице ".

◊ Птицю — вин. пад. ед. ч. (или дат. пад. ед. ч. от птиць).
"Птицегадатель" - это дословный перевод οἰωνιστής из Илиада II:858-859 по версии Гогешвили 1999:267-268 - ссылки открываются, не стесняйтесь - расширяйте кругозор.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 16 окт 2024, 10:04

Сказки продолжаются. Всеслав родился "от волхования"... Хорошо. Кем же ему тогда приходился князь Брячеслав? И как сам Всеслав ухитрился после него стать полоцким князем? Про пресловутый " птичий божий суд" (Эко!) Вы нам ничего не разъяснили. Епитимьи не боитесь? Богохульством попахивает). И как из слова "птицю" получается "птицегадатель" также. Пора брать уже новое место.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 16 окт 2024, 12:39

Тамара писал(а):Сказки продолжаются. Всеслав родился "от волхования"... Хорошо. Кем же ему тогда приходился князь Брячеслав? И как сам Всеслав ухитрился после него стать полоцким князем?

Трудно спорить с человеком игнорирующим древнерусские памятники литературы о контексте СПИ. Вы пытаетесь современными критериями понять Автора XII века.

    "В лѣто 6552... Того же лѣта умре Брячьславъ, сынъ Изяславль, внукъ Володимирь, отець Всеславль, и Всеславъ, сынъ его, сѣде на столѣ его, егоже роди мати от волъхвования. Матери бо родивши его, и бысть ему язвено [= пленка, кожица Срезн.III:1645] на главѣ его; рекоша же волъсви матери его: «Се язьвено на главѣ его навяжи на нь, да носить е до живота своего», еже носилъ Всеславъ и до смертного дни на собѣ; сего ради немилостивъ есть на кровопролитье..."(ПВЛ 1044)
Не верите общепризнанным источникам, поверьте академику, на которого сами не раз ссылались:


Тамара писал(а):Про пресловутый " птичий божий суд" (Эко!) Вы нам ничего не разъяснили. Епитимьи не боитесь? Богохульством попахивает). И как из слова "птицю" получается "птицегадатель" также. Пора брать уже новое место.

По-русски же выше написал:

СПИ: Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!»
=
СДЗ: «Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и „суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути"
=
Ни хитрому, ни искусному [Cрезн. I:553], ни птицегадателю [Илиада II:859] Суда Божьего не миновать.

Тамара писал(а):Да и в тексте - "птицю", а не " птице ".

◊ Птицю — дат. пад. ед. ч. от птиць в др.-русск., а птице - дат. пад. ед.ч. в совр. русском. Учите сперва древнерусскую грамматику, а потом спорьте о правописании в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 17 окт 2024, 09:53

Спорь-не спорь, а из "птицю" "птицегадателя" не получить. Тут и сам великий язычник Гомер не поможет. Да и не ясно, кто тут "птицегадатель".Это сам Всеслав? Или ещё кто? А вот языческое божество, подобное птице, т.е.Див, для христиан дьявол легко в тексте распознаётся.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 17 окт 2024, 09:59

Можно вернуться в начало текста и рассмотреть вопрос о мнимом противопоставлении Бояна и автора "Слова". Боян, по мнению части исследователей (напр.белорусских." Belhistory ") якобы был выдумщик и скоморох. Сам же автор " Слова"- крепкий реалист, который писал по "былинам" своего времени.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 окт 2024, 11:56

Тамара писал(а):Спорь-не спорь, а из "птицю" "птицегадателя" не получить. Тут и сам великий язычник Гомер не поможет. Да и не ясно, кто тут "птицегадатель".Это сам Всеслав? Или ещё кто?

Не из "птицю" (= птице, поскольку дат. пад. от птичь), а из "птицю горазду" = искусному по птицам.
Как писал выше у Всеслава был ещё и амулет в виде остатка плаценты, а таких детей на Руси называли "видовито" см. Срезн.I:480 вѣдь (посл. пример):

"Видовито - дитя, родившееся в "сорочке": выросши, оно знается с вилами и знает более, чем другие люди."

По Георгию Амартолу "сирины наричються рекше вилы". Отсюда и «вещая душа», поскольку с нечистой силой знался как видовито, а сирины - это "вещие" птицы.

Тамара писал(а):А вот языческое божество, подобное птице, т.е. Див, для христиан дьявол легко в тексте распознаётся.

Откуда среди языческих спутников Игоря взялось существо из христианства? Тьма окутала полк Игоря после затмения солнца, весь поход его был в тени. "Солнце праведное" - это Христос (ПКС). Пренебрегув Божьим знамением, полки Игоря оказываются в тьме язычества, их сопровождают ветры - "Стрибожи внуци", лилово-синие молнии Перуна, полуптица-полузверь Симаргл (Переплут) с древа всех семян кричит звериным голосом и глас его слышен от Волги до Крыма.

Изображение

Разве дьявол забирался на древо, чтобы рухнуть с него из-за потери пахотных земель? Нет. Это атрибуты спутника Мокоши.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 окт 2024, 12:31

Тамара писал(а):Можно вернуться в начало текста и рассмотреть вопрос о мнимом противопоставлении Бояна и автора "Слова". Боян, по мнению части исследователей (напр.белорусских." Belhistory ") якобы был выдумщик и скоморох. Сам же автор " Слова"- крепкий реалист, который писал по "былинам" своего времени.

Почему "противостояние", если Автор намывает себя последователем Бояна?

Пѣти было пѣсь Игореви того - внуку - гипотетическое предположение, как бы воспел Боян песнь об Игоре своему "внуку" = последователю, т.е. Автору СПИ.

    "Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту..."
    ---------
    Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94
Автор и Боян - оба летописцы, только Боян (Никон Великий) - основоположник русского летописания, именно Никон из сухих "погодных статей" ДКС в своей редакции 1073 года создал стиль русских летописей с поучениями, с прямой речью участников событий. Разве Никон присутствовал перед битвой Святослава Игоревича или местью Ольги древлянам? Откуда ему знать кто что говорил. Поэтому летописей XII века и пишет, что этой "песне" начаться по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна, который "вспоминал" речь первых усобиц, на которых никогда не был, поэтому и "вещий" = "знающий то, что другим неведомо".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 18 окт 2024, 11:31

Всё бы хорошо, но вот только слова"птицегоразду" в значении "птицегадатель" нет в словарях. И отрицание христианства спутников Игоря слишком смело. Куда же это они кресты перед походом попрятали? Да и дьяволу (он же "птиц", он же " Див") зачем забираться на древо? Он легко мог на него взлететь. Крылья у дьявола для чего?
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 18 окт 2024, 11:37

Относительно "Олга" спорно. Слова Мусина-Пушкина, допустим даже им и добавленные в текст, не отрицают наличие у него здравого смысла. Как христианин он отлично понимал всю глупость выражения "внук Бога". Утверждением о, что Боян и автор " Слова" оба летописцы, также сомнительно. Сам автор прямо называл Бояна "песнотворцем" и "хотем" деда Игоря, т.е. Олега Святославича.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 18 окт 2024, 21:57

Тамара писал(а):Всё бы хорошо, но вот только слова"птицегоразду" в значении "птицегадатель" нет в словарях.

А не надо в словарях РЯ Даля и Ожигова подсматривать, попробуйте найти у Срезневского «птиць» (Срезн. III:1757) в дат. пад. ед. ч. + гораздыи (Срезн.I:553)

Тамара писал(а): И отрицание христианства спутников Игоря слишком смело. Куда же это они кресты перед походом попрятали? Да и дьяволу (он же "птиц", он же " Див") зачем забираться на древо? Он легко мог на него взлететь. Крылья у дьявола для чего?

По летописи в момент раскаяния о чём просил Бога Игорь?

    «Рече бо дѣи Игорь: «Помянухъ азъ грѣхы своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убийство, кровопролитье створихъ в землѣ крестьяньстѣй, якоже бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля. Тогда бо не мало зло подъяша безвиньнии хрестьяни: отлучаеми — отець от рожений своих, братъ от брата, другъ от друга своего, и жены от подружий своихъ, и дщери от материй своихъ, и подруга от подругы своея. И все смятено плѣномъ и скорбью тогда бывшюю, живии мертвымъ завидять, а мертвии радовахуся, аки мученици святѣи, огнемь от жизни сея искушение приемши. Старцѣ порѣвахуться, уноты же лютыя и немилостивыя раны подъяша, мужи же пресѣкаеми и расѣкаеми бывають, жены же осквѣрняеми. И та вся створивъ азъ, — рече Игорь, — не достойно ми бяшеть жити! И се нынѣ вижю отмѣстье от Господа Бога моего: гдѣ нынѣ возлюбленый мой братъ? гдѣ нынѣ брата моего сынъ? гдѣ чадо рожения моего? гдѣ бояре думающеи? гдѣ мужи храборьствующеи? гдѣ рядъ полъчный? гдѣ кони и оружья многоцѣньная? Не ото всего ли того обнажихся! И связана преда мя в рукы безаконьнымъ тѣмь. Се возда ми Господь по безаконию моему и по злобѣ моей на мя, и снидоша днесь грѣси мои на главу мою. Истиненъ Господь, и прави суди его зѣло. Азъ же убо не имамъ со живыми части. Се нынѣ вижю другая мучения вѣньца приемлюще; почто азъ единъ повиньный не прияхъ страсти за вся си? Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца, но яко воля твоя, Господи, тако и милость намъ, рабомъ твоимъ» (Ипат.1185)
Как видите, из первых уст - отвернулся Господь от Игоря во время похода, поэтому весь его поход во тьме меж языческих сил. Вернулся он к нему только после покаянной речи:

    «И по малых днѣхъ ускочи Игорь князь у половець — не оставить бо Господь праведнаго в руку грѣшничю: очи бо Господни на боящаяся его, а уши его в молитву ихъ! Гониша бо по нем и не обрѣтоша, якоже и Саулъ гони Давыда, но Богъ избави и́, тако и сего Богь избави из руку поганых. А они вси держими бяху твердо, и стрегоми, и потвержаеми многими желѣзы и казньми…»(Лавр. 1186)
Игоря, Всеволода и сына Игоря Владимира Господь-то избавил, им - слава, а дружине - аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 18 окт 2024, 22:12

Тамара писал(а):Относительно "Олга" спорно. Слова Мусина-Пушкина, допустим даже им и добавленные в текст, не отрицают наличие у него здравого смысла. Как христианин он отлично понимал всю глупость выражения "внук Бога". Утверждением о, что Боян и автор " Слова" оба летописцы, также сомнительно. Сам автор прямо называл Бояна "песнотворцем" и "хотем" деда Игоря, т.е. Олега Святославича.

«Велесов внуче» только и означает, что деды его жили при язычестве. Боян был песнотворец старого времени Ярослава-Мудрого - Олега Гориславича, т.е. жил в середине - конце XI века, аккурат время внуков тех, кто жил при Владимире Святославиче в языческое время. Но «Велесов внуче» Автор называет Бояна не за это, а за то, что тот жил в период Устава ВКЦ и пользовался языческими тропами, а творчество Бояна - это метафорическое представление творчества гимнографа периода Устава ВКЦ до 1060-х.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 21 окт 2024, 11:17

Прям по классику: "все смешалось в доме Облонских". Кто деды, кто внуки... Пресловутого " птицегораздого птицегадателя " у Срезневского можно увидеть лишь при очень большом желании. О чем бы Игорь не просил Бога, он и до похода, и во время похода, и после него был и остался христианином. А то несерьёзно получается: захотел - покрестился, захотел - стал язычником, затем вновь покрестился.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 21 окт 2024, 11:25

И для чего повторять мутные формулировки про времена "Ярослава Мудрого - Олега Святославича"? Во-первых, времена разные. При Ярославе относительно единая Русь, а при Олеге уже " разъдрася вся Русская земля"... (по Б. А. Рыбакову). Во-вторых, сам автор "Слова" прямо в тексте назвал Бояна "песнотворцем старого времени Ярослава" и "хотем" князя Олега. Иначе говоря, хоть Боян и был "песнотворцем" и соратником Олега, но усобиц не одобрял и был сторонником единой Руси.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 окт 2024, 16:29

Тамара писал(а):Пресловутого " птицегораздого птицегадателя " у Срезневского можно увидеть лишь при очень большом желании. О чем бы Игорь не просил Бога, он и до похода, и во время похода, и после него был и остался христианином. А то несерьёзно получается: захотел - покрестился, захотел - стал язычником, затем вновь покрестился.

Вроде бы академик А.С. Орлов не по-древнерусски писал, чтобы его слова перетолковывать понадобилось:

    "Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту..."
    ---------
    Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94
"О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы; Пѣти было пѣсь Игореви того - внуку..."

Петь Бояну песни Игоря* того [о ком речь в первой строке: о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича] КОМУ? "внуку" (= последователю) Бояна, позднейшему поэту, т.е. Автору СПИ.

* обычно переводят ◊ Игореви — дат. пад. ед. ч. - КОМУ? петь песнь Игорю, но эта словоформа встречалась как и притяж. прилаг. ЧЬИ? песни - Игоревы:

    "...и потомъ переѣхавше Берендичи чересъ Лыбѣдь и взяша Игореви товары передъ Золотыми вороты..." (Ипат. 1146)
Такая же словоформа, как и в самом начале ПВЛ:

    "По потопѣ бо 3-е сынове Ноеви роздѣлиша земьлю: Симъ, Хамъ, Афетъ..."(ПВЛ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 269