Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Свадебные причёты в СПИ

Сообщение Лемурий » 28 янв 2025, 12:07

Zinchenko_tanya писал(а): Давно это было ,я написала в «Пушкинский дом» о том , что нашла свадебные обряды в «Слове...». Мне пришел ответ , что свадебный обряд отметил В. Пропп в своей книги , где сравнивал сон невесты и Святослава. Я нашла книгу в библиотеке и прочитала . Там всего две страницы и подробное сравнение сна невесты и Святослава. И еще мне в письме сообщили , что В Пропп пришел к Д.Лихачеву со своим открытием , тот ему сказал , чтобы он не лез со своим фольклором в «Слово...» и разбирать «Слово...» будут только на основе летописей . Поэтому больше об обрядах в «Слове...» я им не писала . Название книги не помню. Постараюсь сходить в библиотеку и найти эту книгу. Помню , что она была в коричневым переплете.

Смотрю, все пишут о своих открытиях по СПИ в Пушкинский Дом, Ваш визави не исключение, хоть результат предсказуем. Мне сказали, что не надо сокращать число древнерусских писателей, хорошо что мы на НГ отдельную ветку открыли, для свободного обсуждения.

Так понимаю, это издание:

    "Кульминационный пункт в развитии свадебного обряда — день венчания. Утром невеста будила своих подруг (или, наоборот, они ее)под песни, которые на севере назывались «будильные заплачки». В них невеста рассказывала страшный будто бы приснившийся ей сон: будто наехали чужие люди и увезли ее а лес, а дом отца развалился. Она просит холодной воды, чтобы умыть слезы. В тех случаях, когда не невеста будит подружек, а они ее, подружки напоминают ей, что все уже проснулись, и перечисляют утренние работы, которые уже сделаны.
    В этот день (или накануне, (иногда и в другие дни) подруги провожали невесту в баню. Это не обычная, а особая, «подвенечная» обрядовая баня, которой приписывалось важное значение.
    Песни, сопровождающие ее, очень многочисленны и разнообразны. Смысл этих песен сводится к тому, что в бане она смывает свою девичью красоту. После бани невесту убирали к венцу. Расплеталась девичья коса, чтобы заплести из нее две косы, как было принято у замужних. Голова убиралась под венец или под головной убор замужних женщин — повойник или кику. Расплетание девичьей косы сопровождалось разнообразными песнями, иногда высокопоэтическими. Пели подружки от имени невесты..."
    (С.24)

    У моего кормильца батюшка
    Развалилася хоромина,
    Середь улицы рассыпалась,
    Бревна врозь все раскатилися,
    Углы прочь поотвалилися.

    На трубе сидит да гаркает
    Черный ворон громким голосом;
    А на ясно красно солнышко
    Тучи темные надвинулись,
    Грянул гром, сверкнула молонья...
    Я проснулась, испугалася.

    Я пошла, молодешенька,
    Во теплую баенку
    Со милыма со подружкамы
    Помыться-попариться, —
    Не смыть бы мне девью красу,
    Отроду мне не во первые,
    А во девьей красе в последние.
    Растопись, моя банюшка,
    Разгорись, сыра '.каменка!
    Ты рассыпься, крупен жемчуг,
    Не по атласу, не по бархату,
    А по браной по скатерти!
    Ты поплачь, красна девица,
    Перед родителем-батюшкой
    И родителью-матушкой!
    Ах вы батюшко-матушка!
    Благословите мне, девушке,
    Идти в парную баенку,
    Хоть не в первую, не последнюю,
    А во девичью последнюю..
    " (С.267-268)
    ----
    Пропп В.Я. Народные лирические песни, Л., 1961

Подобные описание причётов с тревожным сном невесты зафиксированы и в других сборниках фольклора:

- Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник, Ч. 2., СПб., 1893.С. 215 и далее

- Песни, собранные Рыбниковым П.Н. Народные былины, старины, побывальщины и песни. - Петрозаводск , 1864, С.374 и далее

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24709
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 28 янв 2025, 14:11

Тогда с кем вступает в брак Святослав?
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 28 янв 2025, 15:49

corvin писал(а):Тогда с кем вступает в брак Святослав?

Ни с кем, его ДУШУ на киевских горах, где ныне стяги Рюрика и Давыда, собирают "на чужу дальню сторону", вот и кнес княжеского терема разобрали, чтобы не задерживался, вот и "синее вино" = уксус "съ трудомъ" = на губке дают, чтобы дух быстрее вышел. Не место ему в Киеве. Седой он сокол, родственники ему не помогают. А для защиты родного гнезда нужен "сокол в мытях", т.е. молодой сокол первых 3-х линек. Вот и призывает Автор на его место Всеволода Большое Гнездо - прилетай издалека, великий князь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24709
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 28 янв 2025, 16:57

Свадебный обряд подразумевает наличие жениха и невесты. У Мала невеста Ольга. Здесь найти жениха не удается.
А для защиты родного гнезда нужен "сокол в мытях", т.е. молодой сокол первых 3-х линек.

Соколом в [3-х] мытях называет Святослав себя в золотом слове.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 янв 2025, 18:43

Нет ,в том тексте сравнивается сон невесты со сном Святослава. А у Вас только свадебный обряд.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 29 янв 2025, 08:52

corvin писал(а):Свадебный обряд подразумевает наличие жениха и невесты. У Мала невеста Ольга. Здесь найти жениха не удается.

В данном случае не весь свадебный обряд, а лишь причитание невесты перед покиданием отчего дома, где присутствие образа жениха отсутствует.
Как пример, вместо 10 прощальных рюмок, хозяин дома бы сказал: «Что-то засиделись, дорогие гости, вот уже и кони запряжены, и «стременная» во дворе налита…».

corvin писал(а): Соколом в [3-х] мытях называет Святослав себя в золотом слове.

В «златом слове» Святослав именует себя седым: Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ!, брата помощи он не видит, остальная родня ЕМУ не помогает: Нъ се зло – княже ми непособіе.

Отсюда и авторская реплика Автора:
А чи диво ся, братіе, стару помолодити? Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду.

Не Святослав обращается к Игорю и Всеволоду в двойственном числе: « Радуйтеся, Борисе и Глѣбе богомудрая… Радуйтася, брата(2), вкупѣ в мѣстѣхъ златозарныхъ…» (ПВЛ 1015), а Автор к своим слушателям/читателям как в первой строке: ◊ Братіе (собир.) — зват. пад. ед. ч.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24709
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение userdez » 29 янв 2025, 12:16

Широкая у Вас русская душа, Лемурий, предлагать гостю десять рюмок. Церковь на это смотрит поскромнее, всего три чаши можно нудить гостя, а что сверх того, то пусть этот грех останется на его совести. Хотя может десять рюмок еще и меньше по объему трех чаш))
https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... 11/005.jpg
РГБ, Ф 304/1, №11, 14 век, Златая чепь, лист 3 об., 1 ст., верх, Матвей Сарайский.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2221
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 29 янв 2025, 12:42

userdez писал(а):Широкая у Вас русская душа, Лемурий, предлагать гостю десять рюмок. Церковь на это смотрит поскромнее, всего три чаши можно нудить гостя, а что сверх того, то пусть этот грех останется на его совести. Хотя может десять рюмок еще и меньше по объему трех чаш...

Тогда уж не чаш, а чарок, и не зеленА вина, а медового:

    "Дзе нi едзем дзе нi iзем
    Карчмы не мiнаем.
    Як на працы то нi пьем
    А у гасьцях гуляем.

    Чарка на пасашок,
    На марозе кажушок,
    А за ей чарговая
    Чарка аглаблевая.
    Чарка на пасашок,
    На марозе кажушок,
    А за ей чарговая
    Чарка аглаблевая.

    I няма такога дня
    Каб жылi без сьвята,
    Як гуляе уся радня
    Калышацца хата..."
    (белорусская народная)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24709
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 29 янв 2025, 19:48

Академическая наука консервативна. Обижаться не надо ).
И до сих пор можно обнаружить в "Слове" ряд "темных мест", где требуется лишь надлежащая разбивка.
Напр., говорящая река Донец, которая радуется побегу Игоря и даже беседует с ним на человеческом языке. При правильной разбивке не река Донец, а "Доне цъ рече", т.е. Ярославна говорит. Или место, где "Галицкий Осмомысл Ярослав" якобы "своими железными полками подпирает горы Угорские". Воинские полки - это не подпорка для гор. Логичнее будет после слова "горы" поставить точку. Тогда получаем вполне понятное место: не горы Ярослав тут подпирает своими полками, а преграждает ими путь на Русь венгерскому королю.
Кстати сказать, при правильном прочтении "золотого слова" Святослава сомнительно выглядит и призыв заменить его на "молодого сокола". Смысл здесь в том, что Святослав вопрошает: может ли сокол, находящийся еще в процессе линьки, больной сокол ("в мытех") высоко сбивать птиц и защищать свое гнездо. Иначе говоря, ничего в тексте менять не надо. Для прояснения места достаточно всего лишь поставить вопросительный знак после слов "не даст гнезда своего в обиду".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 30 янв 2025, 01:16

Устройство всех вещих снов таково, что в них присутствуют события, которые должны произойти. У вас сон Святослава можно назвать сном Автора. Снится то, что Автору якобы хотелось, чтобы произошло.
При этом все зловещие моменты похоронного обряда присутствуют, так что у слушателей ни на минуту не возникают сомнения, что речь идет о смерти Святослава.
А для защиты родного гнезда нужен "сокол в мытях", т.е. молодой сокол первых 3-х линек.

Вы ошибочно думаете, что “сокол в [3-х] мытях” означает молодой сокол. Нет, “сокол в [3-х] мытях” означает взрослая птица, перья которой отливают серебром, как седина у Святослава.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 30 янв 2025, 17:45

corvin писал(а):Устройство всех вещих снов таково, что в них присутствуют события, которые должны произойти. У вас сон Святослава можно назвать сном Автора. Снится то, что Автору якобы хотелось, чтобы произошло.

"Мутен сон" = тревожный, как у Навуходоносора: "со́нъ ви́дѣхъ, и҆ у҆страши́ мѧ, и҆ смѧто́хсѧ на ло́жи мое́мъ, и҆ видѣ̑нїѧ главы̀ моеѧ̀ смѧто́ша мѧ̀..."(Дан.4:2).
Разве угры не захватили зимой 1188/89 Перемышль на болони реки Сан и Плеснеск? Захватили и сами устремились торговать солью к "синему морю" с выходом к Византии и Тамани.
Конечно, Автор всеми своими чаяниями желал чтобы душа слабого князя, которому родня не помогает, ушла, наконец, с киевских гор, чтобы её заменил авторитетный князь, на призывы которого другие князья будут откликаться. в этом о состояло видение блага для Руси. Торговые пути - Гречник, Залозник, Соляной - под контролем, европейские купцы (немцы, греки, морава, венецианцы) имеют свой "жир" (= пажить), Русь имеет "серебряные ручьи", идущие к Переяславлю. Решается вопрос с корелой из Хинской земли и свеонами, чью столицу Сигтуну пожгла летом 1187 хинова, а на о. Готланд изъяли у новгородских купцов в связи с этим походом "русское злато", Ярослав Осмомысл (ум. 01.10.1188) на момент написания СПИ (25-27.09.1188) всё ещё жив и сдерживает угров своими железными полками. Соль и европейские товары по торговому пути из Регенсбурга- Прагу-Краков-Перемышль - "меча бремена через высокогорные Карпаты" - Плеснеск всё еще доходят в Киев. Есть угроза захвата ключевых городов-складов (Перемышль, Плеснеск) этого пути, её надо иметь ввиду. На месте великого князя в этой обстановке должен быть сильный и авторитетный князь, а не Святослав.

corvin писал(а):При этом все зловещие моменты похоронного обряда присутствуют, так что у слушателей ни на минуту не возникают сомнения, что речь идет о смерти Святослава.

Безусловно присутствуют, Автор недвусмысленно гонит Святослава с его насиженного места и призывает Всеволода Большое Гнездо, называя его "великий княже", признавая Киев как "злат стол" его отца Юрия Долгорукого, который настало время поблюсти.

corvin писал(а):
А для защиты родного гнезда нужен "сокол в мытях", т.е. молодой сокол первых 3-х линек.

Вы ошибочно думаете, что “сокол в [3-х] мытях” означает молодой сокол. Нет, “сокол в [3-х] мытях” означает взрослая птица, перья которой отливают серебром, как седина у Святослава.

Это не я так думаю, а орнитологи:

    «Выражение "въ мытехъ" и до настоящего времени сохранилось кое-где среди охотников; этим термином обозначают линьку, главным образом тот период, когда молодая птица надевает оперение взрослой птицы, т.е. достигает половой зрелости. Птицеводам хорошо известно, с какой отвагой прогоняет сокол от своего гнезда даже более сильного, чем он сам, орла-беркута...»
    --------
    Шарлемань Н.В. Из реального комментария к „Слову о полку Игореве“ // ТОДРЛ, т. VI, 1948, С.112
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24709
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 30 янв 2025, 18:29

Тамара писал(а):Академическая наука консервативна.

С одно стороны это и хорошо, не появятся "разбивки" как ниже, а с другой стороны наука не может быть политизирована - пример: Лысенко и Вавилов, Маркс и новые исследования СПИ.

Тамара писал(а):И до сих пор можно обнаружить в "Слове" ряд "темных мест", где требуется лишь надлежащая разбивка.
Напр., говорящая река Донец, которая радуется побегу Игоря и даже беседует с ним на человеческом языке. При правильной разбивке не река Донец, а "Доне цъ рече", т.е. Ярославна говорит.

Даже не спрашиваю откуда версия - опять Ю.В. Полипчук? У него какой-то свой придуманный язык и словарь к нему? Что за слово ЦЪ ? Что за Доне? Типа испанской "донны" что ли? В ДРЯ есть слово "донелѣ" (= пока не) и никаких "доне", а уж тем более "цъ" без гласной. Игорь с Овлуром приползли по лозию к Донцу откуда здесь взялась Ярославна?

Тамара писал(а):Или место, где "Галицкий Осмомысл Ярослав" якобы "своими железными полками подпирает горы Угорские". Воинские полки - это не подпорка для гор. Логичнее будет после слова "горы" поставить точку. Тогда получаем вполне понятное место: не горы Ярослав тут подпирает своими полками, а преграждает ими путь на Русь венгерскому королю.

Галицкое княжество граничило с уграми через высокогорные Карпаты, где есть несколько перевалов, которые охранялись. Это и есть заступивъ королеви путь. "Королевский путь" - это священное место венгров - Верецкий перевал = "Русские ворота".

Тамара писал(а):Кстати сказать, при правильном прочтении "золотого слова" Святослава сомнительно выглядит и призыв заменить его на "молодого сокола". Смысл здесь в том, что Святослав вопрошает: может ли сокол, находящийся еще в процессе линьки, больной сокол ("в мытех") высоко сбивать птиц и защищать свое гнездо. Иначе говоря, ничего в тексте менять не надо. Для прояснения места достаточно всего лишь поставить вопросительный знак после слов "не даст гнезда своего в обиду".

См. выше - линяют только МОЛОДЫЕ соколы в период половой зрелости.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24709
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 30 янв 2025, 19:31

Относительно выражения "сокол в мытех" можно посмотреть у Даля. В его словаре оно означает: в это время линяет, болеет. В самом тексте также нет уточнения о соколе именно в 3х мытех.
Автор "Слова" здесь ошибиться не мог. Но возникает вопрос: почему тут Святослав сравнивает себя с больным соколом? Потому что он видит в походе Игоря возрождение княжеского сепаратизма, разрушение вроде бы установившегося при его правлении относительного единства Южной Руси.
О последствиях княжеского "непособия" говорится тут же: "Се у Римъ кричать подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами...".
Именно поэтому он и спрашивает здесь о том, как он может при таких обстоятельствах защитить русскую землю, свое гнездо. Иначе говоря, и здесь, пусть в символической форме, мы видим тот же призыв к единению Руси и особенно Южной Руси, пронизывающий весь текст "Слова".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 31 янв 2025, 12:20

Дискуссия принимает отвлеченный характер. Опять появляется "Перемышль на болони реки Сан, остров Готланд", которых в тексте нет. Непонятно с какой целью искажаются слова уважаемого орнитолога Шарлеманя. Ясно, что ПЕРЕЛИНЯВШИЙ сокол, уже " одевший оперенье взрослой птицы" и еще только ЛИНЯЮЩИЙ, в процессе линьки, "въ мытехъ" - это разные птицы.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 31 янв 2025, 12:26

Аналогично и с полками Ярослава. Одно дело, когда Ярослав своими полками "заступает" королю путь, и другое, когда он этими полками "подпирает" горы. Далее, "говорящие реки" бывают только в сказках. "Слово"- это не сказка. Что касается " цъ "и " Доня" можно плсмотреть у Фасмера. Или в "Толковом словаре русского арго".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 270