Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 28 сен 2025, 10:36

Тамара писал(а):Далее, для чего править текст и исключать слово "древо"? Толкование Григория Двоеслова понятно, дело серьезное, но есть и сам библейский текст. Образ " мысленного древа" - это, по-моему, описание творческого процесса, движение мыслей Бояна во времени при создании им своих песен.

Приведите мне пример, где «древо познания» называлось бы «мысленным», тогда и будет иметь смысл обсуждать. Привёл же выше как оно называлось: «древо разꙋмѣ́тельное«, «древо жизни посредѣ̀ раѧ̀», но никак не мыслительное. Идиому «мыслительное древо» см. выше, впервые ввёл Григорий Двоеслов и означало оно христианина с плодами покаяния:

    «В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было бесплодно; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода – удручения тела» (Двоеслов. Кн. 6)
Тоже самое находим Даниилы Заточника:

(СДЗ) «Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють..» = ( Мф. 3:10) "уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посещаемой бывает и во огнь вметаемо."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 29 сен 2025, 09:26

Разбивка получается очень простая: "Уже бо беды его пасетъ птиць подобию, влъци грозу въсрожать по яругам".
Иначе говоря, имеем здесь "птица", т.е. дьявола, беса и его пособников - волколаков, волкодлаков, оборотней. Они и готовят беды Игорю. Почему так?
Потому, что не надо искажать текст. В первом издании "Слова" было не "по дубию", а "подобие" (см.Энц.Сл.).
Относительно "древа познания".
Остаемся в рамках христианской символики. Понимание выражения в смысле "христианин с плодами покаяния" не подходит, т.к. нет связи с текстом, и оно ничего не дает для прояснения. Ясно же говорится, что Боян при рассказе о событиях то "растекается мыслью по древу", то "скачет" по нему подобно соловью.
Явно этими словами автор описывает процесс творчества, мышления, познания.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 29 сен 2025, 13:54

Тамара писал(а):Разбивка получается очень простая: "Уже бо беды его пасетъ птиць подобию, влъци грозу въсрожать по яругам".
Иначе говоря, имеем здесь "птица", т.е. дьявола, беса и его пособников - волколаков, волкодлаков, оборотней. Они и готовят беды Игорю. Почему так?
Потому, что не надо искажать текст. В первом издании "Слова" было не "по дубию", а "подобие" (см.Энц.Сл.).

Вот Вы написали вариант разбивки, а согласованы ли в нём слова между собой?
◊ Птиць — им. пад. собир. Не одна птица, много.
"Множество различных птиць кръмяхуся ходяще, и безъ запа текши птица на лоно Филипа царя, снесе яицо..." (Александрия, ~XII в).

"Поправка „по дубію“ принята Тихонравовым, Вс. Миллером, Потебней, Барсовым, Коршем, Перетцем, Орловым, Гудзием, Лихачевым и др...", если Вы уж про СССПИ.

Всё на своих местах: много деревьев, много птиц. Более того, год назад нашёл почему именно дубие (собир.), а не одно дерево:

◊ Дубию — дат. пад. ед. ч., собир, т.е. речь не об одном дубе, не о двух, а о нескольких.

И снова на Автора выходим из греческих источников информацию черпающего:

    "Ни гриппъ Александрова въздухохождениа от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають..."
    ---
    Послание Климента Смолятича

Тамара писал(а):Относительно "древа познания".
Остаемся в рамках христианской символики. Понимание выражения в смысле "христианин с плодами покаяния" не подходит, т.к. нет связи с текстом, и оно ничего не дает для прояснения. Ясно же говорится, что Боян при рассказе о событиях то "растекается мыслью по древу", то "скачет" по нему подобно соловью.
Явно этими словами автор описывает процесс творчества, мышления, познания.

Оставаться в рамках можно сколько угодно, подтверждения написанного в виде дословной идиомы в примерах нет, а с "мысленным древом" Григория Двоеслова есть, причём в СПИ.

    "Человек – это мысленное дерево. Kающийся человек имеет своим корнем покаяние, мысль и намерение исповедания грехов; листья – это уже само словесное исповедание Богу грехов перед духовным отцом и обещание покаяться, исправиться; плоды же – это удовлетворение, труды..."
    ---
    свт Дмитрий Ростовский "Плод покаяния"
В этом смысл фразы "Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони - Игорь исповедовался Богу перед духовным отцом и это зафиксировано в Ипат. версии похода, которую Автор знал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 30 сен 2025, 11:39

А есть ли в рассматриваемом месте множество птиц? Вопрос из той же серии, что и мнимые волки в оврагах. Ранее об этом уже много писалось.
ПТИЦЫ и ВОЛКИ многотысячное вооруженное войско Игоря напугать никак НЕ МОГЛИ. Метафора явно не подходит.
"Птицъ" здесь - это тот же самый птицеподобный Див, языческое половецкое божество, который неоднократно встречается в тексте. Для христиан, соответственно, - дьявол, бес.

Далее. К фразе, что Игорю "утрепъ солнца свет" толкование Григория Двоеслова еще более-менее можно применить. А вот к месту, где Боян "растекается мыслию по древу" и скачет соловьем по этому древу, такое разъяснение не подходит (см. сам текст СПИ).
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 30 сен 2025, 18:39

Тамара писал(а):А есть ли в рассматриваемом месте множество птиц? Вопрос из той же серии, что и мнимые волки в оврагах. Ранее об этом уже много писалось.
ПТИЦЫ и ВОЛКИ многотысячное вооруженное войско Игоря напугать никак НЕ МОГЛИ. Метафора явно не подходит.

Это метафора. "Лыко да мочало, начинай сначала!" тоже не про баню. В брянских и смоленских современных говорах (территория Смоленского княжества) до сих пор это непонятное Вам выражение осталось:

    "К группе «темных», малопонятных слов памятника относится лексема въсрожити, по поводу которой предлагались самые разные конъектуры и прочтения. Имеющиеся в нашем распоряжении диалектные материалы свидетельствуют в пользу поправки, предложенной А. А. Потебней и поддержанной А. С. Орловым и Д. С. Лихачевым (имеется в виду исправление въсрожатъ на въсрашатъ, т. е. 'волки взъерошивают страх, грозу по ярам', 'взъерошивают', 'возбуждают'.
    В современных брянских говорах отмечено слово восрашитъ в двух значениях:
    1) 'взъерошить': «Въсрашыла дыбъръм виски, въсрашыла — эта адно и то жа, што взйаршыла»;
    2) перен. — 'разбередить': «Уш так тъмнавала, та галосила, аш усю душэньку въсрашыла»..."

    ---
    Козырев В.А. Словарный состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров// ТОДРЛ Т.31, Л., 1976, С.96
"Душеньку възрашила" тоже, что и волки грозу [= ужас Срезн. I:595] възрашиват по яругам (= оврагам). Грозы твоя по землямъ текутъ. Ужас по земле течет, в оврагах прячется, а волки его "взъерошивают".

Тамара писал(а): "Птицъ" здесь - это тот же самый птицеподобный Див, языческое половецкое божество, который неоднократно встречается в тексте. Для христиан, соответственно, - дьявол, бес.

Хоть один пример приведите, где птица соответствует бесу. Игоря окружают языческие силы, он пренебрег Божьим знамением (затмение Солнца), Бог от него отвернулся. Он попадает в языческий мир. Дива в любом случае надо искать среди языческих богов.

Тамара писал(а):Далее. К фразе, что Игорю "утрепъ солнца свет" толкование Григория Двоеслова еще более-менее можно применить. А вот к месту, где Боян "растекается мыслию по древу" и скачет соловьем по этому древу, такое разъяснение не подходит (см. сам текст СПИ).

Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу... Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ, тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.

Когда летописец Боян (комм.4) хотел кому-то "пѣснь творити", то соизмерял деяния князя с 10 заповедями Божьими. Какую струну (=заповедь) коснётся, тот грех или благочестие в "пѣсне" и отразится.

1. "Мысленное древо" - это жизненный путь князя либо с плодами добра, либо неплодной посекаемой смоковнице подобного. Ср. "Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая: не имѣю плода покаянию..." (СДЗ)

2. "растекаться", "скакать мыслию по древу" - оценивать жизненный путь по 10 заповедям.

3. "ущекоталъ скача" - о Давыде Псалмотворце, веселящемся возврату Ковчега с 10 заповедями Божьими. "согласно тексту Острожской библии, "видѣ царя Давида скачуща играюще пред кіотом господнемъ" нашел себе отражение в стихире Роману Сладкопевцу - "скача *** играеши",." (Якобсон 1966:609) (6)

4. рища ... на горы - «ерѣи велят нам бѣгати на горы… горы ж суть Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ… да приложите уши ваши сердечныя се сут мѣры ими ж оправдимся и спасемъ душу отъ волка и въбѣжим на горы еж есть покаяніе…»(Слово о посте XIIв, С.163)

Во всех метафорах звучит одна и та же тема: 10 заповедей Божьих, плоды, достойные покаянию, стремление к горнему.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 01 окт 2025, 08:48

Про мнимых птиц и волков в данном случае не метафора, а неправильная разбивка текста. В самом тексте слово "птицъ" стоит в ед.числе. Речь здесь не о птицах.
Волки,возможно, в говорах что-то и "взъерошивают", но рассматриваемое место не о них, а о "подобиях волков", т.е. о нечистой силе, волколаках - верных сподвижниках птицеподобного Дива. Примеры см. в самом тексте.

И про "жизненный путь" хотелось бы поподробнее. Какие именно оценки жизненного пути князей дает Боян, когда творит песню, описывает исторические события, "растекается мыслию по древу"? О чем речь? И какое может быть языческое окружение Игоря, когда Русь уже 200 лет (!) назад приняла христианство?
Странная метафора, текст "Слова" никто не отменял.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 03 окт 2025, 11:33

Пресловутые волки встречаются и при описании побега Игоря. Убегая, он соскочил со своего павшего коня неким "босым волком". Об этом мнимом облезлом волке есть множество споров. Но еще Ю.В.Подлипчук отмечал, что надо в этом месте всего лишь правильно разбить текст. Иначе говоря, это сам Игорь соскочил со своего павшего коня " босым", т.е.без запасов, без припасов, которые, надо полагать, были навьючены на его коня. И уже далее Игорь не "волком", а волоком побежал, потек, поволокся к русскому городу Донцу. Почему так? Потому что чуть ниже по тексту автор сравнивает Игоря с соколом, а его спутника половца Влура с волком.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 04 окт 2025, 10:17

Тамара писал(а):И про "жизненный путь" хотелось бы поподробнее. Какие именно оценки жизненного пути князей дает Боян, когда творит песню, описывает исторические события, "растекается мыслию по древу"? О чем речь? И какое может быть языческое окружение Игоря, когда Русь уже 200 лет (!) назад приняла христианство?
Странная метафора, текст "Слова" никто не отменял.

Ab ovo. Для чего велись русские летописи?

    «В одном из тропарей, читаемых во время службы на первой неделе Великого поста (перед Пасхой), говорится: "На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются".

    Очевидно, речь идет о тех же многочисленных книгах, о которых говорит "Апокалипсис". Но в тропаре они имеют уточняющее название - "совестные", то есть, "сведующие", "знающие", можно сказать, "возвещающие" [1]( ср.: "Грядущая пред пришествиемь да съвестять вамь"). То есть это книги, знающие и повествующие о человеческих деяниях…»

    —-
    Ужанков А.Н. РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД
    ("CОВЕСТНЫЕ КНИГИ" ДРЕВНЕЙ РУСИ)

Итак, летописец записывает в "совестные книги" деяния князей, с которыми они предстанут на Страшный Суд, а ведь его ждали до 1492 (7000), готовили ь, каждое астрономическое событие фиксировали.
Одним князьям в летописи пишутся панегирики, н-р Ярославу Мудрому, редакция Никона Великого (Бояна из СПИ),
других совестят - Мстислав, зарезавший Редедю в борьбе без оружия (редакция Никона),
третим подводят плачевный итог их деятельности, как Роману, ставшим «красным», после того, как половцы, которых он обманул, убили его и кости так и лежат близ Тмуторокани и редактор 1073 ДКС Никон тому самовидец.
четвертым так напишут их жизненный путь: родился от волхования, носил на себе амулет, жаден был до кровопролития и т.д., что «пламенный ров», он же АД для них заслуженной прогулкой будет. Поэтому Боян и грозил Всеславу Полоцкому Страшным Судом, поскольку знал или сам редактировал запись в 1-й Новг. летописи о Всеславе.

Как происходит написание «совестных книг»? Летописец вспоминает и оценивает с точки зрения 10 заповедей (10 струн псалтыря Давида) жизненный путь князя, его «мысленное древо», принесло ли оно плоды покаяния или, аки смоковница бесплодная, подлежит посекновению: "Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая: не имѣю плода покаянию...Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють…" (СДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 04 окт 2025, 10:52

Тамара писал(а):Пресловутые волки встречаются и при описании побега Игоря. Убегая, он соскочил со своего павшего коня неким "босым волком". Об этом мнимом облезлом волке есть множество споров. Но еще Ю.В.Подлипчук отмечал, что надо в этом месте всего лишь правильно разбить текст. Иначе говоря, это сам Игорь соскочил со своего павшего коня " босым", т.е.без запасов, без припасов, которые, надо полагать, были навьючены на его коня. И уже далее Игорь не "волком", а волоком побежал, потек, поволокся к русскому городу Донцу. Почему так? Потому что чуть ниже по тексту автор сравнивает Игоря с соколом, а его спутника половца Влура с волком.

У каждого исследователя СПИ есть ошибки, а есть удачные находки. Почему-то Вы цитируете в целом из неплохого исследования самые необоснованные места. Вот откуда он взял, что коня называли «босым» (эко!)
См. говоры смолятичей (брянские, смоленские), «босый волк» - это идиома. Например, «волчий аппетит» нельзя сказать «конский аппетит» только потому, что кому-то так кажется понятней, это устойчивое словосочетание, которое нельзя разделять. Или например, «бред сивой кобылы», нельзя по своему хотению сказать «бред серого волка» чтобы получилось равнозначное значение. Так и с «босым волком»:

    «Так, например, до сих пор вызывает противоречивые толкования словосочетание босый влъкъ, не отмеченное ни в одном другом памятнике (за исключением имени собственного Босоволковь, зафиксированного в летописи под 1347 г.)* и известное в псковских говорах (по упоминанию В. И. Чернышева). Нами установлено, что в современных брянских говорах словосочетание бсый волк широко употребляется в сравнении (как босый волк): «Што ты разбальвьлся, как сьмашэтшый бегъиш, как босый волк», «Как босый волк бегъить», «У нас гаворють - как босый волк, а чилавеки, как он бягить». Приведенные примеры свидетельствуют об употреблении словосочетания босый волк (в сравнении) для характеристики быстро бегущего человека (ср. аналогичное употребление этого словосочетания в памятнике: с босым волком сравнивается князь Игорь, бегущий из плена). Более развернутый текст позволяет уточнить тот смысл, который вкладывается носителями брянских говоров в словосочетание босый волк и в сравнение как бсый волк: «Босый волк — када шэрсть тиряит, вот босый волк, шерсть тиряит, шэрсть збрасываит вясной, зимой был серый, а збросил - стал босый, билаватый, билявый дельицца. Ну, пабех, как босый волк, и ни дагониш, он абляхчил, ажывлённый дельицца вясною, бегъить быстрея». Как видим, босый применительно к волку употребляется в брянских говорах прежде всего для обозначения цвета шерсти: 'светлый', беловатый' (в результате весенней линьки), - отсюда сравнение как босый волк имеет в брянских говорах следующий смысл: ‘как полинявший волк'', переносно - 'быстрый", 'подвижный". Сведения о семантике имени прилагательного босый и словосочетания босый волк в русских народных говорах (прежде всего брянских) позволяют предположить, что и в «Слове о полку Игореве» под босым следует иметь в виду специфическую окраску волка после весенней линьки, в результате чего сравнение (босымь елькомо, т. е. "быстро" , 'стремительно') приобретает реальный смысл…»
    —-
    Козырев В. А. Словарный состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров, ТОДРЛ Т.31, Л., 1976, С.95
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » Вчера, 13:11

В целом про "совестные книги" информация любопытная и познавательная. Но есть и сам текст "Слова".
Как, напр., с помощью этих самых книг конкретно перевести слова автора о Бояне: "Абы ты сиа плъки ущекотал, скача, славию, по мыслену древу"? О каком "жизненном пути" здесь речь? О жизненном пути полков?
Далее, надо еще доказать, что выражение "бсый волк" = "босый волк" в тексте "Слова". Буквально в следующем предложении автор сравнивает Игоря все же с соколом, никак не с волком. О "босом коне" (Эко! ))) вроде речи не было. Речь о том, что Игорь загнал своего коня и вместе с ним, видимо, бросил свои припасы для побега, не на себе же их тащить. Поэтому автор "Слова" и говорит о том, что Игорь остался "босым" и "волоком" (стар.написание слова "вълъкъ"), а не волком "потек" к излучине Донца. В те времена там был одноименный русский город Донец (см.у Б.А.Рыбакова).
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron