Те, кто учились в школе достаточно давно, наверно не предполагали,
что давняя дискуссия 40-х годов XIX века между западниками и
славянофилами вдруг возникнет снова в конце 80-х годов прошлого века.
Но насколько она оказалась похожей на события полуторавековой
давности? Что общего между взглядами Белинского, Герцена
и Грановского с позициями Сахарова, Е.Гайдара и Новодворской?
Безоглядное следование западным ценностям? Но было ли оно
безоглядным? И как связать социализм Герцена с антикоммунизмом
Е.Гайдара? Получается, что современные "западники" восприняли
опыт предшественников очень избирательно. То же самое можно
сказать и о поздних "славянофилах". Что могло сблизить Аксакова,
Хомякова и Киреевского с Солженицыным и Кожиновым. Вера
в особый путь России? А куда делись славянофильские идеи
о единстве славянского мира? Пожалуй и тут многое изменилось.
Отношение к реформам Петра I давно перестало быть
очевидным водоразделом между двумя течениями. За спинами
спорящих уже стоит опыт XX века. Вот один из примеров
обсуждения этой темы в статье Василия Щукина "Между полюсами":
http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/7/shuk.html