Древнее оружие

История оружия - искусство оружейников и мастерство воинов

Модератор: Scaevola

Сообщение Dedal » 13 фев 2007, 21:57

tmt писал(а):
"Вот никак не могу форму лабриса связать с солнцем - солнце во всех культурах изображается как диск - а не как усечённые сегменты наподобие лабриса..."

А если так:

www.univer-clas.com/outdoor/israel/I5.html


:shock: И где там лабрис?
Вы про это? - http://www.univer-clas.com/outdoor/isra ... ss/133.jpg

Кстати вы забыли про шлем с бараньими рогами.


Повторяю специально для торопливых :)

Картинка называется: "Солнечные часы"
(между прочим она перед Вами :) )

Циферблат в виде двух усечённых треугольников - это и есть упрощённая форма лабриса, у меня есть и классический лабрис на циферблате, просто в интернете не нашлось.

"Кстати вы забыли про шлем с бараньими рогами" - не забыл, просто этот случай достаточно известен по Александру Македонскому, который носил его подражая Амону.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Lusor » 14 фев 2007, 01:59

Dedal писал(а):
Младший писал(а):
Dedal писал(а):с рогами и ушами :wink:


Только вот что дальше? Вы ведь на какие-то выводы намекаете, не так ли ;) :D


Первое что напрашивается, такие шлемы, по сути, единственное доказательство существования реальной традиции "Минотавра".
Не как мифологического персонажа, а что-то вроде "человека-птицы" с острова Пасхи.

К слову, никак не могу представить такие развесистые рога в плотном боевом строю, они же мешать будут.
А вот если бы военначальник.
Есть ещё поздний миф про Тавра - военначальника, дающий определённую наводку.

------------------------------------------------

P.S.: так что Тамта от лабрисов мы ушли, но не далеко :)


А отчего Вы не желаете видеть в этом довольно распространенный мотив отождествления воина с животным (один из наиболее ярких примеров такого рода - берсерки)? Например, в "Беовульфе" шлем воина - в то же время и голова вепря.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 14 фев 2007, 11:22

Строй воинов не до такой степени был плотным,чтобы рога помешали.
К тому же эти шлемы могли использоваться не в бою, а в каких нибудь культовых целях.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Dona » 14 фев 2007, 13:45

Dedal писал(а):Dona"На Крите есть ли другие намеки на "людей-птиц", кроме "экспериманта" Дедаля с его сыном?! "
"Лабрис - символ птицы!"
Немного наоборот :) , птица - производное из лабриса, как один из знаков зодиака. Тамта приводила уже изображение на кувшине, наводящее на такое сопоставление.
А если так (циферблат солнечных часов):
Dona
"Теперь займемся "лелегами"..."
Предлагаю не уклоняться от темы оружия :)
Пожалуйста, подробнее об этом: "птица - производное из лабриса, как один из знаков зодиака"!
О связи лабриса с солнцем можно догадаться по изображению на куполе фракийской могилы:

http://www.travelguide-bg.com/articles/ ... obr-35.jpg

Купол окрашен в серый, красный и черный цвета таким образом, что в середине получается серый двойной топор. Лабрис ориентирован по направлению север - юг и это не случайно. Он огражден с востока красным цветом (встречаются варианты розового), а с запада - черным (варианты - серый и голубой). Очевидна идея связи цветов с направлениями восхода и заката солнца, соответственно со светлым началом и рождением с одной стороны, и - с другой - мрачный конец и смерть.

Остался неопознанным один шлем - из кабаньих клыков, очень часто встречающийся в микенском обществе, упоминаемый Гомером.
но, как принято считать, не находящий соответствия в классическую эпоху.
Возникают сильные сомнения, что данный шлем исчез совершенно бесследно. Т.к. мифология сохранила сюжеты связанные с вепрями, кроме того, в элевсинских мистерия участвует интересный герой - свинопас Эвбулей, в котором можно предположить представителя одного из мужских союзов.
Что думает уважаемая Dona по этому поводу, было ли нечто подобное у Вас?
Про шлемы из кабаньих клыков впервые слышу.
А про Эвбулея поищу.
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Сообщение Dedal » 14 фев 2007, 22:42

Dona писал(а): Пожалуйста, подробнее об этом: "птица - производное из лабриса, как один из знаков зодиака"!


На небе много созвездий птиц: орёл Зевса, лебедь Леды, голубь и т.д.
А лабрис - это, по сути, сгрупированные по сезонам знаки зодиака.
Поэтому когда художник хотел показать мифологический сюжет с птицей, он имел ввиду созвездие.
Особенно это заметно в эпоху архаики, т.к. часто фоном являются космогонические символы (и в частности - лабрисы).

Dona писал(а): О связи лабриса с солнцем можно догадаться по изображению на куполе фракийской могилы:

http://www.travelguide-bg.com/articles/ ... obr-35.jpg

Купол окрашен в серый, красный и черный цвета таким образом, что в середине получается серый двойной топор. Лабрис ориентирован по направлению север - юг и это не случайно. Он огражден с востока красным цветом (встречаются варианты розового), а с запада - черным (варианты - серый и голубой). Очевидна идея связи цветов с направлениями восхода и заката солнца, соответственно со светлым началом и рождением с одной стороны, и - с другой - мрачный конец и смерть.


Прекрасная иллюстрация, она годится и для мировозрения шумеров.

Dona писал(а): Про шлемы из кабаньих клыков впервые слышу.
А про Эвбулея поищу.


На том же куполе показаны две сцены с вепрями 8)
___________________________________________________

Lusor
"А отчего Вы не желаете видеть в этом довольно распространенный мотив отождествления воина с животным (один из наиболее ярких примеров такого рода - берсерки)? Например, в "Беовульфе" шлем воина - в то же время и голова вепря."

С этого начался весь сыр-бор :) , я попробовал отождествить гребень на греческих шлемах с конской гривой (и, соответственно, воинов - с конями), но Младший подверг меня сокрушительной критике :)

Напрямую с животным - это получится слишком общий случай, а если брать греков: орёл Зевса, лань Артемиды, сова Афины, павлин Геры - животное связано с божеством, и подражают уже не животному (что можно было бы ещё допустить в отношении бронзового века), а божеству.
То есть, если львиный шлем, то в честь "Геракла убившего немейского льва".
Если бараньи рога, то в честь Амона.
Поэтому и бычьи рога атрибут скорее уже не быка, а "Минотавра" или его греческого аналога "Геракла поймавшего критского быка".
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Lusor » 15 фев 2007, 01:22

Напрямую с животным - это получится слишком общий случай, а если брать греков: орёл Зевса , лань Артемиды , сова Афины , павлин Геры - животное связано с божеством, и подражают уже не животному (что можно было бы ещё допустить в отношении бронзового века), а божеству.
То есть, если львиный шлем, то в честь "Геракла убившего немейского льва".
Если бараньи рога, то в честь Амона.


Несколько... ммм... умозрительно все-таки. Не желаете ли Вы сказать, что в бою воин стремится отождествить себя с божеством или героем? Предположим, но давайте тогда исходить из текстов. Где в античных источниках можно такое найти? А насчет берсерков в моих закромах откопал довольно подробную статью (M. Speidel. Berserks: A History of Indo-European Mad Warrior // Journal of World History, vol. 13 No. 2 (2002), pp. 253 - 290). Есть там и про архаическую Грецию с изображениями воинов без панцирей, но при шлемах, что является признаком именно традиции берсерков.

Еще в тему из всеми нами любимого Мирчи:

http://traditionallib.narod.ru/slovo/tr ... iade03.htm

http://traditionallib.narod.ru/slovo/tr ... iade34.htm
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение cheremis » 15 фев 2007, 01:38

" Чисто греческим видом вооружения можно считать шлем из клыков кабана . Он подробно описан Гомером , однако данный тип вооружения вышел из употребления задолго до его времени . Изображения шлемов часто встречаются на микенских памятниках ...
Появление такого шлема , по-видимому восходит к концу среднеэлладского периода . Шлем явно относится к предметам роскоши , чтобы изготовить его , требовалось от 30 до 40 пар кабаньих клыков . Многочисленные фрагменты обработанных клыков находили в гробницах по всей Греции . Изготовление шлема занимало много времени . Сначала клыки кабана аккуратно разрезали на продолговатые куски , затем на их коротких концах прокалывали отверстия , потом пластины пришивали к раме конической формы , предположительно изготовленной из кожи . Материал , естественно , не сохранился . Клыки распологались рядами , слегка перекрывая друг друга . Чтобы закрыть всю поверхность шлема , требовалось четыре или пять рядов ." У.Тейлор "Микенцы"

По поводу ассоциации воинов с животными , из хеттской боевой песни Забабы :"Рогом бык щенка придавит , Белолобый бык , Вот идут быки на битву , И бегут щенки" . Сравнение хеттского героя с быком , самих хеттов - с волчьей стаей , а врагов хеттов (особенно хурритов) - с собачьей сворой - общее место в хеттской литературе . В Лидии сохранился хеттский обряд жертвоприношения щенков богу войны .
С одну сторону черемиса , а с другой берегися.(древнерусская пословица)
Аватара пользователя
cheremis
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 06 май 2006, 22:42

Сообщение Младший » 15 фев 2007, 08:29

Dedal писал(а):С этого начался весь сыр-бор :) , я попробовал отождествить гребень на греческих шлемах с конской гривой (и, соответственно, воинов - с конями), но Младший подверг меня сокрушительной критике :)

Напрямую с животным - это получится слишком общий случай, а если брать греков: орёл Зевса, лань Артемиды, сова Афины, павлин Геры - животное связано с божеством, и подражают уже не животному (что можно было бы ещё допустить в отношении бронзового века), а божеству.
То есть, если львиный шлем, то в честь "Геракла убившего немейского льва".
Если бараньи рога, то в честь Амона.
Поэтому и бычьи рога атрибут скорее уже не быка, а "Минотавра" или его греческого аналога "Геракла поймавшего критского быка".



Отнюдь, дорогой Dedal, все несколько сложнее. К сожалению, я уже не помню в тонкостях наш спор годичной давности, поэтому, если я ошибаюсь, поправьте пожалуйста. 8)

Вы утверждали не столько то, что воины ассоциировали себя с конями, сколько то, что подобные шлемы носили именно всадники - с дальнейшим выводом о таких шлемах как об "униформе" гиппеев, эквитов и вообще военной знати. Причем в доказательство приводили нашлемные "лошадиные уши", которые на самом деле оказались... нащечниками. Сейчас же оказалось, что уши таки были, но, как сами понимаете, не лошадиные. 8)

Я и по сей день уверен, что гребень на любом шлеме, в т.ч. и на греческом следует ассоциировать не с конкретным животным образом как целостным per se, а скорее с какой-либо воинственной характеристикой - яростью кабана, например... Кельтские боевые прически, оставляющие вопросы микенские "игольчатые шлемы" и т.д. можно интерпретировать просто как символ звериной ярости. Конечно, это не мешало существованию традиции "обращения" в конкретных животных (тех же медведей, в случае с берсерками, ягуаров, леопардов и т.д.). Я, конечно, никогда не возражал против подобной интерпретации. Но причинно-следственные связи "конский гребень-значит лошадь", а "лошадь - значит гиппей" выглядят, на мой взгляд, довольно эфемерно.

Что же касается приведенных Вами фото шлемов, то, конечно, необходим хоть какой-нибудь на них контекст. Ассоциация с Зевсом здесь может и оказаться вероятной, хоть и в малой степени, а может и не оказаться. Навскидку я не припоминаю подобные прецеденты, хотя они и могли иметь место, разве что единичные случаи. Приведенные же Вами примеры шлемов Александра здесь не есть доказательство. Это ведь всё-таки Александр :shock: , а не кто-нибудь...
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Младший » 15 фев 2007, 09:28

Lusor писал(а):Еще в тему из всеми нами любимого Мирчи:

http://traditionallib.narod.ru/slovo/tr ... iade03.htm

http://traditionallib.narod.ru/slovo/tr ... iade34.htm


"Вообще-то, вплоть до XIX века молодые люди приносили на свои пирушки украденные или отнятые продукты, особенно — горячительные напитки".

В проникнутых духом аристократизма английских университетах и в наши дни существует традиция: на пирушку по поводу выпуска (а это, конечно, своего рода инициация) следует приходить с какой-нибудь стибренной мелочью.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dona » 15 фев 2007, 12:54

Dedal писал(а):
Dona писал(а): Пожалуйста, подробнее об этом: "птица - производное из лабриса, как один из знаков зодиака"!
На небе много созвездий птиц: орёл Зевса, лебедь Леды, голубь и т.д.
А лабрис - это, по сути, сгрупированные по сезонам знаки зодиака.
Поэтому когда художник хотел показать мифологический сюжет с птицей, он имел ввиду созвездие. Особенно это заметно в эпоху архаики, т.к. часто фоном являются космогонические символы (и в частности - лабрисы).
Интересно бы посмотреть на архаическое изображение созвездий на фоне лабриса...
Dedal писал(а):
Dona писал(а): Про шлемы из кабаньих клыков впервые слышу.А про Эвбулея поищу.
На том же куполе показаны две сцены с вепрями 8)
О! Это сцены с вепрями, а шлемов нет! :)
Про всех Эв/Ев... древнегреческих посмотрела. Нашла подтверждения некоторым своим "догадкам" о значении свиней в истории человечества... :wink:
Кстати, у праболгар было имя у вождей Прасиан (на болг. "свинья" - "прасЕ", близкое "поросенку"). Это имя, якобы, связано с 12-летним "Циклом Зверей" (восточный зодиак). Типа, когда вступал в правление вождь, тогда и давали ему имя, связанное с животным этого года. Собственно, расположение животных в круг на куполах гробниц, наверное, связано с такой традицией... Не знаю, это сейчас мне в голову пришло...
Но, может быть, имя Пресиан связано со жреческим сословием в Елевсинских мистериях?!
Да и вообще этимология "ель-ев-с(з)ин" интересна!
ЕЛЬ м.б. "племя"?
ЕВ - вообще фантастическое сочетание (типа, из "Адам и Ева")!
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Сообщение Dedal » 15 фев 2007, 23:22

Lusor
"Не желаете ли Вы сказать, что в бою воин стремится отождествить себя с божеством или героем? Предположим, но давайте тогда исходить из текстов. Где в античных источниках можно такое найти? А насчет берсерков в моих закромах откопал довольно подробную статью (M. Speidel. Berserks: A History of Indo-European Mad Warrior // Journal of World History, vol. 13 No. 2 (2002), pp. 253 - 290). Есть там и про архаическую Грецию с изображениями воинов без панцирей, но при шлемах, что является признаком именно традиции берсерков."

Так ведь потому и обнажались, что были посвящённые (избранные) и не нуждались в доспехах.

Илиада, песнь 18

Ей, тяжело воздохнув, отвечал Ахиллес быстроногий:
«Знаю, о матерь, Зевес громовержущий всё мне исполнил.
80 Но какая в том радость, когда потерял я Патрокла,
Милого друга! Его из друзей всех больше любил я;
Им, как моею главой, дорожил; и его потерял я!
Гектор убийца похитил с него и доспех тот огромный,
Дивный, богами дарованный,
дар драгоценный Пелею
85 В день, как, богиню, тебя на смертного ложе повергли.


Песнь 18

160Криком своим призывал; но назад отступить он не думал.
Словно как пылкого льва отпугнуть от кровавого трупа
Пастыри в поле ночные, яримого гладом, не могут —
Так не могли совокупные, храбрые оба Аяксы
Гектора, Трои вождя, отогнать от Патроклова тела.

Песнь 18

Вновь отвечала герою подобная ветрам Ирида:
«Знаем мы все, что твоим овладели оружием славным.
Но без оружий приближься ко рву, покажися троянам:
Лик твой узрев, ужаснутся трояне и, может быть, бросят
200Пламенный бой; а данайские храбрые мужи отдо́хнут.
Боем уже истомленные; краток в сражениях отдых».


Так говоря, отлетела подобная ветрам Ирида.
И восстал Ахиллес, громовержцу любезный; Паллада
Мощные плечи его облачила эгидом кистистым;
205Облак ему вкруг главы обвила золотой Тритогена
И кругом того облака пламень зажгла светозарный,
Словно как дым, подымаясь от града, восходит до неба,
С острова дальнего, грозных врагов окруженного ратью,
Где, от утра до вечера, споря в ужасном убийстве,
210Граждане бьются со стен; но едва сокрывается солнце,
Всюду огни зажигают маячные; свет их высоко
Всходит и светит кругом, да живущие окрест увидят
И в кораблях, отразители брани, скорее примчатся, —
Так от главы Ахиллесовой блеск подымался до неба.
215Вышед за стену, он стал надо рвом; но с народом ахейским,
Матери мудрой завет соблюдая, герой не мешался;
Там он крикнул с раската; могучая вместе Паллада
Крик издала; и троян обуял неописанный ужас.


Сколь поразителен звук, как труба загремит, возвещая
220Городу приступ врагов душегубцев, его окруживших, —
Столь поразителен был воинственный крик Эакида.
Трои сыны лишь услышали медяный глас Эакидов,
Всех задрожали сердца; долгогривые кони их сами
Вспять с колесницами бросились; гибель зачуяло сердце.
225В ужас впали возницы, узрев огонь неугасный,
Окрест главы благородной подобного богу Пелида
Страшно пылавший; его возжигала Паллада богиня.
Трижды с раската ужасно вскричал Ахиллес быстроногий:
Трижды смешалися войски троян и союзников славных.

Песнь 19

395Их укрепили за кузов. Тогда, захвативши рукою
Гибкий блистательный бич, в колесницу вскочил Автомедон.
Сзади, готовый к сражению, стал Ахиллес быстроногий,
Весь под доспехом сияя, как Гиперион лучезарный
.

Песнь 20

95Всюду предтекшей ему, подавшей совет и могучесть
Медным копьем побивать крепкодушных троян и лелегов.
Нет, никогда человек с Ахиллесом не может сражаться:
С ним божество неотступно
, и гибель оно отражает.


cheremis
"По поводу ассоциации воинов с животными, из хеттской боевой песни Забабы :"Рогом бык щенка придавит , Белолобый бык , Вот идут быки на битву , И бегут щенки" . Сравнение хеттского героя с быком , самих хеттов - с волчьей стаей , а врагов хеттов (особенно хурритов) - с собачьей сворой - общее место в хеттской литературе. В Лидии сохранился хеттский обряд жертвоприношения щенков богу войны."

"Щенков - богу войны", а не божеству-собаке, вот в чём разница.
Вот за что я люблю египтян, так это за их обстоятельность в перечислении всех регалий:

"...Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием, как бог Гор, сильный рукою и деятельный как Монт Фиванский, а его отец Амон укреплял его руки."
(Из летописей Тутмоса III)

"...на рассвете отправился его величество на лошади, украшенный доспехами Монту."
(Стела Аменхотепа из Мит-Рахине)

Младший
"Отнюдь, дорогой Dedal, все несколько сложнее. К сожалению, я уже не помню в тонкостях наш спор годичной давности, поэтому, если я ошибаюсь, поправьте пожалуйста.

Вы утверждали не столько то, что воины ассоциировали себя с конями, сколько то, что подобные шлемы носили именно всадники - с дальнейшим выводом о таких шлемах как об "униформе" гиппеев, эквитов и вообще военной знати. Причем в доказательство приводили нашлемные "лошадиные уши", которые на самом деле оказались... нащечниками. Сейчас же оказалось, что уши таки были, но, как сами понимаете, не лошадиные."

Всё верно 8)

"Я и по сей день уверен, что гребень на любом шлеме, в т.ч. и на греческом следует ассоциировать не с конкретным животным образом как целостным per se, а скорее с какой-либо воинственной характеристикой - яростью кабана, например... Кельтские боевые прически, оставляющие вопросы микенские "игольчатые шлемы" и т.д. можно интерпретировать просто как символ звериной ярости. Конечно, это не мешало существованию традиции "обращения" в конкретных животных (тех же медведей, в случае с берсерками, ягуаров, леопардов и т.д.). Я, конечно, никогда не возражал против подобной интерпретации. Но причинно-следственные связи "конский гребень-значит лошадь", а "лошадь - значит гиппей" выглядят, на мой взгляд, довольно эфемерно."

Если бы речь шла о первобытных племенах, я бы безоговорочно согласился, например, на Новой Гвинее перед сражением расскрашивают тело пятнами повторяя шерсть хищника и к нему же обращаются за покровительством, о чём сами и рассказывают (кстати нисколько не маскируясь, наоборот, чем ярче тем лучше, это выпад в сторону экранизации Гибсона :) ).
В отношении Греции добавляется ещё социальная иерархия, это же следующая ступень развития общества. Сравнение с животными допустимо, как архаический элемент, но покровительство человек ищет не у животного, а у божества.

"Что же касается приведенных Вами фото шлемов, то, конечно, необходим хоть какой-нибудь на них контекст."

Спрошу у автора, может сделает альбом.

"Ассоциация с Зевсом здесь может и оказаться вероятной, хоть и в малой степени, а может и не оказаться. Навскидку я не припоминаю подобные прецеденты, хотя они и могли иметь место, разве что единичные случаи. Приведенные же Вами примеры шлемов Александра здесь не есть доказательство. Это ведь всё-таки Александр, а не кто-нибудь..."

Не Зевсом - Гераклом.
Александр типичный представитель своего времени. На примере царственной особы как раз легче проследить все нюансы.
Не имея возможности приобрести дорогие доспехи, рядовой воин нёс вотивную фигурку в храм ища всё того же покровительства бога.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dona » 16 фев 2007, 10:50

Dedal писал(а):Илиада, песнь 18

Так говоря, отлетела подобная ветрам Ирида.
И восстал Ахиллес, громовержцу любезный; Паллада
Мощные плечи его облачила эгидом кистистым;
205Облак ему вкруг главы обвила золотой Тритогена
И кругом того облака пламень зажгла светозарный,
Словно как дым, подымаясь от града, восходит до неба,
С острова дальнего, грозных врагов окруженного ратью,
Где, от утра до вечера, споря в ужасном убийстве,
210Граждане бьются со стен; но едва сокрывается солнце,
Всюду огни зажигают маячные; свет их высоко
Всходит и светит кругом, да живущие окрест увидят
И в кораблях, отразители брани, скорее примчатся, —
Так от главы Ахиллесовой блеск подымался до неба.
215Вышед за стену, он стал надо рвом; но с народом ахейским,
Матери мудрой завет соблюдая, герой не мешался;
Там он крикнул с раската; могучая вместе Паллада
Крик издала; и троян обуял неописанный ужас.
Уважаемый Dedal!
Просветите, пожалуйста! Что за магический "палладий" был послан с неба (не помню кому), и он его подарил Афине, после чего ее стали называть Афина-Паллада? Где-то встречала, что "палладий" имел форму ромба!!! А почему бы не лабриса?! :roll:
"Я и по сей день уверен, что гребень на любом шлеме, в т.ч. и на греческом следует ассоциировать не с конкретным животным образом как целостным per se, а скорее с какой-либо воинственной характеристикой - яростью кабана, например...
Что такое per se?
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Сообщение Младший » 16 фев 2007, 19:15

Dedal писал(а):В отношении Греции добавляется ещё социальная иерархия, это же следующая ступень развития общества. Сравнение с животными допустимо, как архаический элемент, но покровительство человек ищет не у животного, а у божества.


«Ничего не понимаю» (c)

Какая «социальная иерархия»? У папуасов нет социальной иерархии? :shock:

Вообще, Dedal, откровенно скажем, это не разговор. «Добавляется социальная иерархия»… Что бы Вы здесь ни подразумевали под «социальной иерархией», по-хорошему, следовало бы объяснить саму модель подобного рода социоментальных трансформаций: почему, у папуасов мы имеем одно состояние представлений об отождествлении с животными, а у греков к нему, оказывается, что-то еще «добавилось»…

Да, еще… Мелочь, конечно, но… Разве на Новой Гвинее водятся кошачьи? ;)

Теперь про «Илиаду». 8)

К сожалению, Dedal, все вышеприведенные цитаты в пользу Вашей концепции не говорят по одной причине: они напрямую связаны с конкретикой сюжета. Доспех подарен именно Пелею, и не может быть подарен кому бы то ни было: он все ж таки муж божества. То же, например, со щитом Ахилла. Что же касается самого Ахилла, с которым человек «не может сражаться», так на то он и герой, т.е. полубог.

Вот если бы Вы, опираясь на тексты, например, обнаружили бы наличие у греков эдаких отрядов «минотавров» - вот это было бы действительно доказательство. :D

Я этим, собственно, вот что хочу сказать. Вопрос: мог ли некий воин во время боя отождествлять себя с Зевсом или, скажем, с Гераклом? Ответ: конечно, мог!!! Более того. Подобное состояние является для боя чем-то совершенно нормальным. Я бы даже осторожно предположил, что в реальности имело место обратное: именно это состояние в дальнейшем и обожествлялось: так, собственно и родился Αρης-бог. Если юный немецкий танкист Фриц Ланганке, сев в свою «Пантеру», вдруг ощутил себя Зигфридом, то что уж говорить о древности, где боевой дух воспринимался именно как внешне снисходящий боевой дух. С этим «боевым тюмосом» часто разговаривают, например, Менелай в «Илиаде» 17.90. Это, собственно, то, что Токарев в свое время назвал «нагуализмом». Были «рядовые» греки, отождествлявшие себя с Гераклом, например, кротонский пифагореец Милон, многократный олимпионик, человек гигантской силы (Diels 14.14).

Самоотождествляться, таким образом, могли… Но ведь Вы же говорите о другом. О том, что существовала некая традиция, и даже уже приписали этой традиции свою «униформу» в виде шлемов с ухами. :D Но где она, это традиция? Из чего следует такой факт? Я не понимаю. Еще раз: если бы Вы доказали, что у греков действительно существовала некая традиция существования особых боевых отрядов, воины которых во время боя в состоянии боевого бешенства отождествляли себя с какими-либо божествами – это было бы грандиозное открытие, и мы все должны были бы гордиться тем, что живем с Вами в одно время. 8) Но делать такие утверждения на основании пары артефактов, которые можно интерпретировать и так и сяк и эдак – просто преждевременно.
Последний раз редактировалось Младший 16 фев 2007, 19:25, всего редактировалось 4 раз(а).
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Младший » 16 фев 2007, 19:17

Dona писал(а):Что такое per se?


Дословно - "в самом себе"; в данном случае имелось в виду "не с животным в целом", "не с животным как таковым".
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 16 фев 2007, 23:49

Младший
"К сожалению, Dedal, все вышеприведенные цитаты в пользу Вашей концепции не говорят по одной причине: они напрямую связаны с конкретикой сюжета. Доспех подарен именно Пелею, и не может быть подарен кому бы то ни было: он все ж таки муж божества. То же, например, со щитом Ахилла. Что же касается самого Ахилла, с которым человек «не может сражаться», так на то он и герой, т.е. полубог."

Ох, уж мне эти скептики :)
Так можно утопить в придирках любую концепцию.

"Вообще, Dedal, откровенно скажем, это не разговор. «Добавляется социальная иерархия»… Что бы Вы здесь ни подразумевали под «социальной иерархией», по-хорошему, следовало бы объяснить саму модель подобного рода социоментальных трансформаций: почему, у папуасов мы имеем одно состояние представлений об отождествлении с животными, а у греков к нему, оказывается, что-то еще «добавилось»…"

Уже, см. выше.
У папуасов: божество - животное, папуас отождествляет себя с животным, ведёт от него происхождение, охотится и сражается копируя животное.

У греков: божество - человек+животное, грек может отождествить себя с животным, но это будет как анахронизм, дань прошлому. Грек уже ведёт своё происхождение от божества-человека, ему поклоняется и просит его поддержки в сражении и на охоте.

Младший
"Да, еще… Мелочь, конечно, но… Разве на Новой Гвинее водятся кошачьи?"

Вот хоть убейте не помню точно где снимали этих туземцев.

Младший
"Самоотождествляться, таким образом, могли… Но ведь Вы же говорите о другом . О том, что существовала некая традиция, и даже уже приписали этой традиции свою «униформу» в виде шлемов с ушами. Но где она, это традиция? Из чего следует такой факт? Я не понимаю. Еще раз: если бы Вы доказали, что у греков действительно существовала некая традиция существования особых боевых отрядов, воины которых во время боя в состоянии боевого бешенства отождествляли себя с какими-либо божествами – это было бы грандиозное открытие, и мы все должны были бы гордиться тем, что живем с Вами в одно время."

К сожалению, уже опередили :)
Все основные моменты описаны у Ю.В.Андреева в "Мужских союзах".
"Отождествление во время боевого неистовства" - это лишь малая часть айсберга, вся структура древнего общества строилась на отождествлении каждого его члена с патроном.
_________________________________________________________

Dona
"Уважаемый Dedal!
Просветите, пожалуйста! Что за магический "палладий" был послан с неба (не помню кому), и он его подарил Афине, после чего ее стали называть Афина-Паллада? Где-то встречала, что "палладий" имел форму ромба!!! А почему бы не лабриса?!"

"Изображение вооружённого божества, как правило, деревянное. В Греции изображались Апполон, Афина, Афродита.
Троянский палладий был сброшен с неба Зевсом основателю Трои Илу (вариант: Дардану).
Афина получила своё прозвище после победы над Паллантом."

Как выглядел - не известно, может быть в форме "скрипичного идола" - близкой к лабрису.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Пред.След.

Вернуться в Арсенал 'Нового Геродота'

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12