ТАК КОГО ЖЕ НАШЛИ АРХЕОЛОГИ НА ОСТРОВЕ ФЛОРЕС? - 1

В сентябре 2003 года на индонезийском острове Флорес профессор Майк Морвуд и его коллеги сделали весьма необычную находку, которую, прежде чем о ней объявить, они изучали в течение целого года. Наконец, 28 октября 2004 года журнал Nature сообщил об открытии «третьей разновидности» азиатского Homo - наряду с азиатским Homo sapiens и азиатским Homo erectus.
Нового члена человеческой семьи назвали Homo floresiensis.
Географическая справка
Флорес принадлежит к группе Малых Зондских островов, расположенных в южной части Малайского архипелага. Территория этого острова составляет 15,6 тысяч км2. Она буквально напичкана многочисленными вулканами, самые значительные из которых достигают высоты 2400 метров. Остров был открыт португальскими мореплавателями, которые и назвали его Флорес, то есть остров цветов, поразившись красоте его буйной растительности. Животный мир острова считается уникальным. Здесь еще несколько столетий назад обитали гигантские вараны, сохранившееся в наше время лишь на соседнем острове Комодо – так называемые комодские драконы. Фауна острова Флорес всегда была богатой и «контрастной» - несколько тысяч лет назад здесь еще обитали исполинские крысы и черепахи, а также карликовые слоны - стегодоны.

Находка состоит из относительно полного скелета существа женского пола (названной по месту находки Liang Bua, сокращенно LB1) и фрагментов еще шести индивидов. Останки были найдены в страте, которая по эволюционным меркам имеет возраст 18 тысяч лет – однако, интересно, что костные останки не имеют никаких признаков фоссилизации (окаменения).
В чем же, скажем так, «необычность» новой находки? Череп и кости LB1 внешне почти неотличимы от таковых у современного человека, кроме одной особенности. А именно – они имеют значительно меньшие, «игрушечные» размеры. Сегодня самые низкорослые люди, например, взрослые пигмеи или лилипуты, как правило, имеют рост не менее 1,2 метра. Найденный же на острове Флорес взрослый индивид имел рост не более 90 сантиметров. Кроме того, сегодняшние «маленькие люди» имеют почти такие же пропорции головы, как и у людей обычного роста. Однако парадокс заключается в том, что череп LB1 был намного меньшего размера, чем любой современный человеческий череп – по сути, перед учеными предстала сильно уменьшенная копия «обычного», пропорционально развитого взрослого человека, эдакая 90-сантиметровая «кукла». Объем мозга LB1 составлял лишь 380 кубических сантиметров – это в 3,5-4 раза меньше, чем у современного человека. Износ зубов показывает, что скелет принадлежал взрослой, приблизительно 30-летней женщине.
На том же участке раскопок археологи обнаружили достаточно большое количество искусно изготовленных каменных инструментов, следы кострищ и обугленные кости животных – все это явно свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне древних островитян. Впрочем, в связи с разговором о высоком уровне развития этих людей гораздо более озадачивает еще один момент – так как остров Флорес (в соответствие с сегодняшними представлениями ученых) не был в обозримые геологически «подходящие» времена связан с Азией сухопутным мостом - первые поселенцы этих мест (кто бы они ни были) должны были как минимум быть искусными мореплавателями.



У ученых пока нет единого мнения по поводу исчезновения этих миниатюрных людей с лица земли. Одни из них считают, что Homo floresiensis были уничтожены 12 тысяч лет назад природным катаклизмом, когда на острове произошло мощное вулканическое извержение. Другие предполагают, что подобные существа могут сохраняться едва ли не по сей день, по крайней мере, есть свидетельства, что миниатюрные островитяне были живы еще во времена прибытия сюда первых европейцев в XVI веке. Считается, что человек современного типа заселил остров Флорес не менее 35 тысяч лет назад – таким образом, он долгое время должен был сосуществовать с H. floresiensis. Интересно, что среди нынешних жителей острова существуют предания о неких маленьких существах эбу гого, тела которых были покрыты волосами. Тем не менее, эти существа имели как минимум современный речевой аппарат сапиенсного типа, поскольку вслед за людьми повторяли произнесенные фразы.
Было ли это существо человеком?
В одной из статей, опубликованных в октябрьском Nature, ее авторы, Marta M. Lahr и Robert Foley задаются вопросом – а что это, собственно, за существо? Человек ли он? Или, может, просто какой-нибудь австралопитек? Ведь учитывая столь малые размеры его тела и объем мозга – он чисто формально, по своей морфологии, может быть приписан к australopithecine?
Нет, говорят авторы, по большинству своих морфологических характеристик – черепно-лицевых, дентальных, а также по строению опорно-двигательного аппарата и тазовых костей (связанных с рождением потомства) - H. floresiensis является типичным Homo.

Однако в случае с проживанием на отдаленном Тихоокеанском острове существ типа Homo floresiensis мы сталкиваемся с очевидной загадкой. Достаточно ли иметь объем мозга размером с грейпфрут, чтобы через огромные водные просторы океана добраться до острова Флорес? Трудно представить себе существ, уступающих по объему мозга австралопитекам, но в массовом порядке пересекающих Тихий океан на лодках и плотах для колонизации новых земель.
Но ситуация еще «тяжелей», чем может показаться на первый взгляд. На острове найдены каменные инструменты возрастом… 800-900 тыс. лет (по радиометрическому анализу). Это вынуждает ученых признать, что именно к этому времени (а то и ранее) относится прибытие первых поселенцев на остров Флорес.
Откуда вообще взялись эти миниатюрные островитяне? По мнению авторов открытия, H. floresiensis скорее всего в своем карликовом виде сформировались именно здесь, на острове, а произошли от представителей вида Homo erectus - и прибытие предков LB1 на остров около миллиона лет назад совершилось не иначе как «в рамках великого исхода вида Нomo erectus из Африки», хотя и абсолютно непонятно - каким образом это прибытие в те времена осуществлялось технически.
Найденные на острове 800 тыс.–летние орудия достаточно примитивны, - говорят Lahr и Foley, - и вызывают некоторые сомнения в своем искусственном происхождении. Однако не вызывают никаких сомнений орудия, принадлежащие непосредственно Homo floresiensis – например, некоторые из них их найдены в соседних пещерах вперемешку с костями стегодона, а непосредственно на месте обнаружения H. floresiensis, в известняковой пещере, найдено множество следов изготовления этих орудий: осколки, отщепы, отбойники и шлифовальные камни.

«Хотя Морвуд и другие приписывают производство всех этих инструментов к H. floresiensis, в другом месте такие орудия приписали бы H. sapiens, а их контраст с инструментами, найденными когда-либо у H. Erectus, очень значителен».1
Не будем сейчас отвлекаться на частности, связанными с эволюционными условностями «у кого орудия сложнее». Итак, некое существо H. floresiensis выглядело как человек, производило инструменты, подобные «человеческим» (лучшие, чем у хомо эректусов!) - видимо, и классифицировать это существо нужно как сугубо «человеческое». Собственно, ни у кого это не вызывает никаких возражений, сами эволюционисты лишь ставят вопрос так – не является ли H. floresiensis некоей разновидностью, выходящей за таксономические рамки Homo sapiens?

Эти каменные инструменты Homo floresiensis были найдены в пещере Liang Bua на глубине 5,8 м. Их предполагаемый возраст - от 12 до 95 тыс. лет. Пещера Liang Bua, вероятно, не была постоянно обитаемой, но использова-лась в качестве базового охотничьего лагеря. На острове Флорес (но не в са-мой пещере) также были найдены каменные инструменты, связанные с Homo erectus, датируемые возрастом 840 тыс. лет (по Morwood M.J., 1998)
Общепринятым способом решения подобных вопросов, конечно же, мог бы явиться самый «популярный» – можно было бы просто посмотреть на результаты семейных отношений представителей двух разных популяций. Но в данном случае мы бессильны, потому что все наши «наблюдения» - это наблюдения «за костями». Что бы вы сказали о костях двух существ, пуделя и колли, если бы не знали, что они являются всего лишь разными породами одного и того же вида? Не существует никакого рецепта – научного или псевдонаучного – чтобы сегодня по одним только костям восстановить полную картину «жизни и творчества» населявших некогда землю наших предков. Все это – вопрос предположений, догадок и часто - просто спекуляций.