Кочующие сюжеты и заимствования в мифологии.

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Analogopotom » 16 окт 2007, 15:14

paolo77 писал(а): Маловероятно чтобы боги занимались жертвоприношениями самим себе.
Биографии богам создавали люди. Но поскольку мифографы о жизни богов ничего не знали, они брали образы из окружающей их действительности, неудержимо наделяя богов чисто человеческими характерами, привычками, слабостями и чувствами.
Конечно, между богами и людьми есть два больших отличия - сверхъестественные способности и бессмертие. Однако это не помешало финикийскому богу Илу принести в жертву своему отцу Баалшамему собственного сына Хадада.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Lusor » 16 окт 2007, 15:24

Дмитрий Лопаткин писал(а):Вполне может быть и так. Но само развитие сюжета, очень уж похоже. Это можно обьяснить просто заимствованием или, более вероятно, тем, что записавший этот миф, "подогнал" его под знакомый сюжет


А в египетских текстах этот сюжет присутствует? Потому что Плутарх очень уж эллинизировал весь корпус сказаний об Осирисе.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Гиви Чрелашвили » 16 окт 2007, 15:29

Лусор, я вам отвечу по поводу гимна Деметре, только позже.
Я совсем забыл об этом.
Но я знаю откуда там ноги растут.
То поводу истории с Деметрой, вот что говорит об этом Роберт Грейвс.
Как мне кажется, он отвечает сразу на все вопросы, которые возникли благодаря этому сюжету.

История о том, как Деметра попыталась сделать Демофонта бессмертным, имеет параллели о Медее и Фетиде. Частично она свидетельствует о первобытном обычае "осенять" детей, спасая их от злых духов. В этих случаях вокруг новорожденного проносили священный огонь или ставили под ним раскаленную сковородку. Частично - это отголосок обычая сжигать мальчиков, принося их в жертву вместо царя-жреца и тем самым даровать им бессмертие.

Роберт Грейвс "Мифы Древней Греции"

(Зевс и его родичи. 24. Происхождение и деяние Деметры. Приложение, 9 к 24).

А теперь по поводу того, что сказал Лусор - Гомеровском гимне Деметры.
Ну, во-первых, Лусор, вы должны знать, что эти "гомеровские гимны" никакими гомеровскими не являются, а только так называются.
Совершенно очевидно, что они не принадлежат перу Гомера.
Более подробно можно об этом поговорить в другом месте, но вкратце.
Есть разные версии некоторых сюжетов. Например, Гомер придерживался одних версий, а Гесиод - других.
В гомеровских гимнах некоторые версии идут вразрез с версиями Гомера. Поэтому допустить, что их писал Гомер просто неразумно.
И потом, они написаны довольно фривольным языком, весьма далеким до тонкого изысканного языка Гомера и Гесиода (вспомните хотя бы гимн о Гермесе). Написал эти гимны какой-то неизвестный поэт (кстати, и по времени считают, что гимны написаны уже спустя минимум век после Гомера), которого и близко нельзя поставить рядом с Гомером.
Аполлодор был ярым гомерианцем.
То есть, свою "Мифологическую библиотеку" он основывал именно на гомеровских поэмах (как считают некоторые, у Гомера, возможно, были и другие труды, которые до нас не дошли, но которые вполне могли дойти до Аполлодора). У Аполлодора четко видно, что он приверженец Гомера. Если сравнить все различные версии Гомера и Гесиода, то все эпизоды этих версий у Аполлодора даны именно в варианте Гомера.
Поэтому я бы очень поостерегся называть Гомеровские гимны более авторитетным источником, чем Аполлодор, который, в принципе, просто систематизировал Гомера и, конечно, возможно несколько расширил его, но в мелочах. В таком важном моменте (одном из центральных, когда речь шла об основных богах), Аполлодор просто скупо придерживался Гомера.
Но дело не в этом.
Лусор, обратите внимание на Вересаева, переводчика Гомеровских гимнов. Еще читая "Одиссею" в его переводе и сравнивая с переводом Жуковского, я заметил весьма лихие обороты отсебятины у этого переводчика. Поэтому "Одиссею" я только в переводе Жуковского и смотрю. Так вот, я не могу доказать, что Вересаев довольно сильно напортачил с гимнами именно в этом месте (ибо греческого не знаю). Но я знаю еще один факт.
Евгений Владимирович Витковский, мой друг и лидер Общества Российского Поэтического перевода (имя, с которым в России сейчас вынуждены считаться все, даже его ярые недоброжелатели, после того, как Витковскому Российское правительство учредило премии за особые заслуги в области поэтического перевода), мне говорил о Вересаеве то же самое (гораздо более резче, ибо отсебятины в переводе Витковский на дух не переваривает).
И, наконец, Роберт Грейвс, Аполлодор 20 века, который систематизировал все античные источники о греческой мифологии.
В главе о Деметре (которую я давал выше) у него та же версия Аполлодора. При этом в качестве источников к главе о Деметре у него фигурируют и Аполлодор, и Гомеровский гимн о Деметре.
Я вам гарантирую, Лусор, что Грейвс точно не читал Гомеровский гимн о Деметре в переводе Вересаева. Более того, поскольку я очень плотно интересовался личностью Грейвса, я вам могу точно сказать, что Грейвс все античные источники о греческой мифологии читал в оригинале, на греческом и латинском языках, он ими владел прекрасно.
В любом случае, я готов отказаться от своих слов, что Кун - выдумщик.
Но на том, что он мешает все факты подряд, допускает много ошибок и не всегда в состоянии выбрать именно самую авторитетную версию (а о многом просто умалчивает, а потому часто создается другая картина) я продолжаю настаивать. А потому, уж извините, все ссылки на Куна для меня не значат ровным счетом ничего. Читать его можно для получения общей информации (сам с него начинал). Но любой факт, данный Куном, надо проверять.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение thor » 16 окт 2007, 15:36

Защитим Куна от несправедливых нападок! :wink: Дорогой Гиви - не обижайте старика - прочитав Куна в третьем классе (однако же, и давно это было, без малого три десятка лет назад), я открыл для себя волшебный мир греческой мифологии и эпоса, а Вы на него так набросились! :wink:
Последний раз редактировалось thor 16 окт 2007, 15:42, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 16 окт 2007, 15:40

Lusor писал(а):
Дмитрий Лопаткин писал(а):Вполне может быть и так. Но само развитие сюжета, очень уж похоже. Это можно обьяснить просто заимствованием или, более вероятно, тем, что записавший этот миф, "подогнал" его под знакомый сюжет


А в египетских текстах этот сюжет присутствует? Потому что Плутарх очень уж эллинизировал весь корпус сказаний об Осирисе.
Ну я же это и написал. Только Плутарха не упомянул - побоялся, что-нибудь напутать. :oops:
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 16 окт 2007, 15:45

Я с самого начала темы спрашивал о том есть ли древнеегипетские тексты этого мифа, но мне никто не ответил.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Lusor » 16 окт 2007, 16:04

Дмитрий Лопаткин писал(а):
Lusor писал(а):
Дмитрий Лопаткин писал(а):Вполне может быть и так. Но само развитие сюжета, очень уж похоже. Это можно обьяснить просто заимствованием или, более вероятно, тем, что записавший этот миф, "подогнал" его под знакомый сюжет


А в египетских текстах этот сюжет присутствует? Потому что Плутарх очень уж эллинизировал весь корпус сказаний об Осирисе.
Ну я же это и написал. Только Плутарха не упомянул - побоялся, что-нибудь напутать. :oops:


В таком случае можно говорить скорее об interpretatio graeca, а не о кочующих мифологических сюжетах... Просмотрел имеющуюся у меня литературу по Египту - мифологически культ Исиды и Осириса связан только с египетской территорией. Плутарх рассматривается как источник (фактически связный сюжет есть только у него), но как источник эллинизированный. Конкретно по Библу ничего не нашел, может, есть какой-то местный семитский сюжет. Впрочем, посмотрите здесь:
http://rapidshare.com/files/62951572/Dy ... a.pdf.html

Так или иначе, в данном случае правомерно говорить о мифологическом синкретизме, насколько я понимаю.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Lusor » 16 окт 2007, 16:23

Так вот, я не могу доказать, что Вересаев довольно сильно напортачил с гимнами именно в этом месте (ибо греческого не знаю).


Как раз здесь он не напортачил, а перевел довольно близко к оригиналу:

παῖδα φίλον, τὸν ἄελπτον ἐνὶ μεγάροισιν ἔτικτε,
χείρεσσ' ἀθανάτῃσιν ἀπὸ ἕο θῆκε πέδον δὲ
ἐξανελοῦσα πυρὸς θυμῷ κοτέσασα μάλ' αἰνῶς

букв. "Родного сына, которого она [Метанира] родила нежданно во дворце, бессмертными руками извлекла из огня и положила на землю, весьма сильно разгневавшись". Вересаев только добавил драматизма в глаголах: "вырвав", "уронила". А так все вполне соответствует оригиналу.

Но на том, что он мешает все факты подряд, допускает много ошибок и не всегда в состоянии выбрать именно самую авторитетную версию (а о многом просто умалчивает, а потому часто создается другая картина) я продолжаю настаивать. А потому, уж извините, все ссылки на Куна для меня не значат ровным счетом ничего. Читать его можно для получения общей информации (сам с него начинал). Но любой факт, данный Куном, надо проверять.


А с этим не поспоришь, книжка-то по большому счету для детей. 8) Поэтому и ссылаться на нее несколько странно.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Analogopotom » 16 окт 2007, 21:08

Для Дмитрия Л. Все, что есть об Исиде у Циркина.

Ю. Циркин «Мифы Финики и Угарита»

Миф «Служанка библского царя» автор в том же виде, что в начле этой темы и сопровождает примечанием:

Об этом рассказывали разные древние авторы. Довольно подробно эту историю изложил знаменитый греческий писатель Плутарх, который даже написал специальный трактат «Об Осирисе и Исиде». Этот автор называет библскую царицу Астартой, а царя — Малкандром. Последнее имя, несомненно, искаженное Мелькарт. Плутарх использовал какие-то источники, восходящие к египетским и, по-видимому, финикийским, но плохо в них разобрался. В его сочинении соединены, вероятно, разные традиции — к египетской и библской прибавлена тирская.

Еще одно прим. (89): Царицей Астарта именовалась в Сидоне. Греческий писатель Плутарх во II в. передавал египетский миф об Исиде и Осирисе и рассказывал, что царицу Библа, которая приютила Исиду, ищущую тело своего мужа, звали Астартой. Плутарх явно не понял, что Астарта была не земной царицей, а царствующей богиней. «Священной царицей» называли Астарту на Кипре. Филон Библский говорит, что голова Астарты была украшена рогами в знак ее царской власти.

Иногда финикийцы и угаритяне принимали чужих богов. Первоначально это были преимущественно те или иные египетские божества, которые порой воспринимались как привычные местные, но в египетском обличий и с египетскими именами. Из египетских богинь в Финикии пользовались особым почетом Исида и Хатхор 9. Во многих городах Сирии, в том числе в Угарите, жило большое количество хурритов — людей, принадлежавших к одному из народов этого региона. И некоторые хурритские божества, как, например, Кумарби, Тешуб, Шаушка, стали почитаться в Угарите. После завоевания Александром Македонским Восточного Средиземноморья важное значение приобрели греческие боги, а после подчинения его Риму — римские. При этом жители здешних стран старались те или иные собственные божества отождествить с греческими и римскими. В результате многие прежние боги начали почитаться как разные проявления, ипостаси, верховного греческого бога Зевса. Например, гора Цафон в греко-римское время стала называться Касием, а бывший Владыка Цафона (Баал-Цафон) — Зевсом Касием.

Прим. 9: Исида и Хатхор были очень близкими богинями. Финикийцы могли вообще рассматривать их имена как два имени одной и той же богини. Следы почитания этих богинь отмечаются в Библе уже в III тысячелетии до н. э., с самого начала существования его именно как города и установления связей с Египтом. Сперва это была именно Хатхор, которую особенно почитали жители Библа. Да и сами египтяне в III—II тысячелетиях до н. э. порой называли Хатхор «госпожой Библа». Позже большее значение приобретает культ Исиды. Если культ Хатхор был по преимуществу библским, то культ Исиды становится общефиникийским. Ей поклоняются и финикийские колонисты

Все это придавало местным религиозным представлениям довольно запутанный вид. Правда, делались попытки как-то упорядочить этот хаос. Боги, покровительствующие тому или иному городу, составляли «собрание богов» или «объединение детей богов» данного города10. Близких богов объединяли в триады (троицы). Так, уже в относительно позднее время это пытались сделать жрецы в Карфагене". В Угарите, как кажется, пробовали составить список божеств в соответствии с их положением в божественном мире12. Имели место и попытки оформить различные религиозные представления в виде некоего «священного писания»13. Как сказано выше, древнейшие из них приписывались мудрецу Таавту, а позже такую попытку предпринял Санхунйатон из города Берита. Но в целом все шаги в этом направлении не принесли желаемого результата, и хаотичность и кажущаяся противоречивость финикийской религии сохранились.
Впрочем, ни финикийцев, ни амореев это не смущало. Древние религии вообще не были догматическими, то есть придерживающимися определенных твердо установленных и воплощенных в сказаниях и догматах представлений. В противоположность современным людям, воспитанным догматическими религиями, объявляющими любое отклонение от догмата непростительной ересью, и суровой научной логикой, древние люди не ощущали явных противоречий в рассказах о своих богах, так что самые противоположные мифы и представления могли спокойно сосуществовать, не подрывая ни культов этих богов, ни религиозных представлений в целом, ни мифологических систем.
Все боги время от времени собирались вместе и пировали, наслаждаясь жирным мясом и сладким вином14. Их обслуживали божественные слуги, а их поручения выполняли божественные вестники и посланцы. «Обязанности» отдельных богов часто пересекались, и за одно и то же дело, за одно и то же проявление природных сил могли «отвечать» различные божества. Но все же и финикийцы, и угаритяне из общей массы божеств выделяли богов особенно почитаемых, занимающих в божественном мире более высокое положение.

Долгое общение финикийцев с египтянами привело к тому, что в Финикию проникли культы ряда египетских божеств. Уже с ранних времен жители Библа поклонялись богине Хатхор, которую они считали той же богиней, что и их Баалат-Гебал146 (прим. 46: Позже египтяне объединили Хатхор с Иси-дой, и финикийцы вслед за ними стали отождествлять Баалат-Гебал и Исиду). Большую популярность у финикийцев приобрел Бес, изображавшийся в виде кривоногого карлика, часто со змеями в руках. Возможно, что под этим именем скрывалось даже несколько похожих друг на друга богов. Все они считались божествами, помогающими людям и исцеляющими их от различных болезней147. Финикийцы, особенно западные, порой клали фигурки Беса в могилы, видимо, для того чтобы либо отвратить от умерших злые силы, либо, может быть, наоборот — защитить людей от вредного воздействия покойников. Изображение Беса появляется и на монетах148. Многие финикийцы поклонялись верховному египетскому богу Амону-Ра. Постепенно в Финикию проникали культы Исиды и Осириса, а те финикийцы, которые по разным причинам жили в самом Египте, особенно поклонялись богине Бастет149.

Библ был издавна связан с Египтом, и праздник в честь Адониса отмечался одновременно и в стране Нила, где полагали, что Адонис — тот же египетский Осирис, супруг богини Исиды. Там во славу Адониса-Осириса приносили различные драгоценные дары, изысканную еду. На следующий день говорили, что Адонис нашелся и воскрес. Египтянки выходили на берег моря и спускали на воду особый сосуд, в который клали записку к женщинам Библа, сообщая о воскресении Адониса. По другим рассказам, в море выпускали сделанную из папируса голову Осириса-Адониса, и это тоже было знаком воскресения. И когда эти сведения достигали Библа, траур там заканчивался. Все радовались воскресению юного бога. Из гробницы доставали его изображение и уже в вертикальном положении торжественно выносили под открытое небо. И вновь начинались торжественные процессии и пение гимнов, но уже радостных, восхваляющих возвращение Адониса в его город и вообще в этот мир.

Когда же и к западным, и к восточным финикийцам проник культ египетской богини Исиды, то и в честь этой богини стал справляться пышный праздник. Этот праздник отмечался в самом конце зимы, когда кончалась непогода, стихали зимние бури и море становилось доступным для судоходства. В этот день на воду спускали так называемый священный корабль богини, только что построенный. К берегу направлялось торжественное шествие, возглавляемое жрецами. Все были празднично разодеты, вели жертвенных животных, несли изображения богов, которые тоже должны были радоваться празднику Исиды. Особо выделялись люди, специально этой богине посвященные: они были одеты в белые льняные одежды, при этом у женщин были умащены и покрыты прозрачной тканью волосы, у мужчин — полностью обриты головы. Все это сопровождалось музыкой и пением.
Возможно, у финикийцев существовал и еженедельный праздничный день, в течение которого вообще ничего нельзя было делать.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 17 окт 2007, 13:58

Таня, огромное спасибо за информацию!
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Лемурий » 17 окт 2007, 14:56

Гиви Чрелашвили писал(а):В любом случае, я готов отказаться от своих слов, что Кун - выдумщик.
Но на том, что он мешает все факты подряд, допускает много ошибок и не всегда в состоянии выбрать именно самую авторитетную версию (а о многом просто умалчивает, а потому часто создается другая картина) я продолжаю настаивать. А потому, уж извините, все ссылки на Куна для меня не значат ровным счетом ничего. Читать его можно для получения общей информации (сам с него начинал). Но любой факт, данный Куном, надо проверять.

Гиви, вот опять у Вас опять припрятаны "тузы", но начинаете Вы с Куна.
Я же не пишу об этих отрывках, как об истине в последней инстанции... Просто, как Вы правильно заметили, надо с чего-то было начинать поиски "корней" сюжета.
Итак, пока у нас два варианта получениy "бессмертия": обжиг в печи (обратите внимание на полном огне, как обжигают глину, а не как пекут хлеб) и вариант, о котором писал Lusor, варка в котле.
Я так понимаю, что разговор идёт о чудесных котлах кельтской мифологии (котел Дагда, котел Керидвен, котел Брана).
Но это прежде всего символы изобилия и бесконечного пира, к тому же кельтская мифология более молодая, чем рассматриваемый сюжет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений » 17 окт 2007, 21:06

Лемурий писал(а):Итак, пока у нас два варианта получениy "бессмертия": обжиг в печи (...) и вариант, о котором писал Lusor, варка в котле.
Я так понимаю, что разговор идёт о чудесных котлах кельтской мифологии (котел Дагда, котел Керидвен, котел Брана).
Но это прежде всего символы изобилия и бесконечного пира, к тому же кельтская мифология более молодая, чем рассматриваемый сюжет.

Варка в котле есть не только в кельтской мифологии, и тема вечного пира вторична. Котёл - также символ очага, это первоорудие сродни топору, только для кухни и дома, а не для леса и внешнего мира. В мифологии сибирских народов котёл - центральное место дома, но он также и центральное место всего мира. Полярная звезда - котелок, или иногда часть котла (у сибирских народов не Медведица, а Котёл).
Последний раз редактировалось Евгений 17 окт 2007, 22:26, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Евгений » 17 окт 2007, 22:16

Я что ещё хочу сказать, надо шире смотреть, не только на эпизод с "закаливанием" ребёнка, а на весь контекст мифа.

Рассказывали, что злой египетский бог Сет убил своего брата Осириса, а его тело спрятал в колонне в царском дворце в Библе. Супруга Осириса, Исида, она же Баалат-Гебал, в поисках тела мужа добралась до Библа. Там, поняв, где находится тело Осириса, она нанялась служанкой к библскому царю.


Как-то совсем забылось, что основная часть этого мифа описывает козни Сета против Осириса. Сет убил Осириса и избавился от тела, которое Исида пыталась воскресить, при этом он его мужское достоинство стал носить у себя на шее в качестве амулета - защиты от воскрешения Осириса), поэтому Осирис так и не был воскрешён, а за убийство отца Сету отомстил Гор - сын Осириса, или его новая ипостась.

Короче на мой взгляд египетский миф выглядит достаточно путанным, в нём есть странные повторы (Две попытки воскресить Осириса, две попытки избавиться от его тела, два Гора, две попытки Сета устроить провокацию (Осирису - гроб, Гору - снотворное, или что там было?)) - не иначе как он сведёнка двух версий, а значит египетский миф вторичен.

Мне кажется он пришёл с севера - у хурритов, хеттов, хаттов, да и у греков, есть мифы про борьбу богов за должность главного, в которой один из богов лишает другого гениталий, но у лишённого гениталий всё же рождается сын, который помогает отцу добыть недостающую часть тела, обретя которую отец ребёнка побеждает своего обидчика. (это, разумеется, упрощение)

А что касается ребёнка, которого Исида закаляет в печи, может в исходном варианте это вовсе не чужой ребёнок, а её собственный, который для защиты от Сета до поры был спрятан - отдан в чужую семью. (Тема распространённая, не так ли). Т.е. не Гор ли это той версии, в которой Сет сплавляет тело Осириса в гробе вниз по Нилу? В отличие от той версии, в которой он разрезает тело Осириса на части и разбрасывает по стране (если принять моё предположение о том что египетский миф составлен из двух дублирующих друг друга версий).
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 19 окт 2007, 13:45

У Геродота натолкнулся на любопытный фрагмент:
При этом-то царе Лаодаманте, сыне Этеокла, изгнанные аргосцами кадмейцы направились в землю энхелеев. Гефиреи же остались в стране, но впоследствии, теснимые беотийцами, ушли в Афины. В Афинах они воздвигли святилища, к которым остальные афиняне, однако, не имеют никакого отношения. Эти святилища сильно отличаются от других святилищ, особенно же – святилище и тайные обряды Деметры Ахейской.

Это, на мой взгляд, аргумент в пользу того, что культ Деметры подвергся сильному финикийскому влиянию.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Лемурий » 19 окт 2007, 22:50

Евгений писал(а):Короче на мой взгляд египетский миф выглядит достаточно путанным, в нём есть странные повторы (Две попытки воскресить Осириса, две попытки избавиться от его тела, два Гора, две попытки Сета устроить провокацию (Осирису - гроб, Гору - снотворное, или что там было?)) - не иначе как он сведёнка двух версий, а значит египетский миф вторичен.

Мне кажется он пришёл с севера - у хурритов, хеттов, хаттов, да и у греков...


Насчёт котла, конечно, интересно, но НЕУМЕСТНО... (слишком позднее влияние). А по поводу Египта, не стоит переоценивать влияние Исиды и Осириса. Речь идет непосредственно о финикийском мифе словами египтянина. Баалат-Гебал, по словам вероятно египетского рассказчика, была подобием Исиды (или Хатхор). т.е. первоисточник именно в финикийской мифологии...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42