Думаю, нижеприведенный длинный текст с
www.yehudim.am будет небезынтересен.
Традиционная пища евреев
Некоторые понятия. Пища представляет собой главную биологическую потребность человека. Характер и способы приготовления пищи, а также и способы ее получения - это основные параметры, обусловленные основными хозяйственно-культурными типами различных человеческих обществ. Первоначально пища первобытных человеческих коллективов была по преимуществу растительной с небольшими добавками животного белка. С дальнейшим развитием орудий охоты доля животного белка в рационе человека сильно возросла. В результате применения огня выделилось три типа обработки и потребления пищи: в сыром виде, в термически обработанном (печеном, вареном) и ферментированном (квашеном). После появления производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) в производстве и обработке пищи произошел подлинный переворот. У всех народов (за исключением скотоводов холодной зоны) основным источником калорий стал растительный крахмал, содержащийся в зернах злаков и корнеплодах. Кроме того, на огромных просторах Евразии и Африки широко распространилось потребление молока и ферментированных молочных продуктов. Пища является самым устойчивым элементом материальной культуры того или иного этноса. Но и в пищу активно проникают иноэтничные заимствования. Но хотя пища воспринимается как символ этничности представителями отдельных этносов, реально ее этническая специфика носит не столько этнический, сколько региональный характер. Так, можно назвать много общих для переднеазиатского региона видов пищи. Помимо своей роли в удовлетворении важнейшей жизненной потребности человеческого организма, пища играет также огромную знаковую роль. Любое совместное принятие или непринятие пищи, способы ее принятия выражают уровень взаимной близости или отчужденности людей. Кроме того, уже на ранних этапах развития культуры происходит особое различие между повседневной и праздничной кухней. Последняя характеризуется, с одной стороны, включением дорогих компонентов, прежде всего мяса, сладостей, дорогих приправ. С другой стороны, в ряде случаев праздничная пища не всегда могла рассматриваться как вкусная, но служить напоминанием об определенных событиях сакральной истории мира или народа (маца у евреев, кутья у некоторых славянских народов, панспермия в древней Греции и пр.). Совместная трапеза и определенная пища – почти непременный признак любого празднества и события жизненного цикла. Пища бывает ритуальная, праздничная, жертвенная, похоронно-поминальная, престижная и непрестижная. Любая религиозная система включает в себя более или менее сложную систему пищевых предписаний и запретов. Кроме религиозных, существуют бытовые представления об уместности или неуместности тех или иных видов пищи, о ее совместимости или несовместимости, полезности или вредности – это в значительной степени объясняется климатическими условиями, первоначальным типом хозяйства.
Основные компоненты пищи в Передней Азии. Если представить себе карту Евразии, то можно видеть, что в центральной ее части пища была наиболее бедной по составу компонентов. По мере отдаления от центра материка к его краям состав пищи все более усложняется (Испания и Франция на западе, Китай и Корея на востоке; сюда не входит Чукотка, Камчатка и другие области полярного и циркумполярного региона, где рацион питания был всецело обусловлен климатическими условиями, а производящее хозяйство не получило большого развития). Именно на западных окраинах материка пища была наиболее разнообразной по своему составу. Передняя Азия (и, следовательно, сиро-палестинский регион) в этом отношении занимали промежуточное положение. Основным источником крахмала здесь были злаки – пшеница и ячмень, а белка – молоко (сырое и ферментированное) и молочные продукты – источники животного белка, а также бобовые (бобы, горох и чечевица) – источники растительного белка. Именно они составляли основу рациона древнейшего населения Передней Азии. С развитием цивилизации расширилось потребление овощей и фруктов в данном регионе, прежде всего маслин и винограда. По мере усиления имущественного неравенства все большее различие развивается между народной и господской кухней. Последняя все более усложняется, блюда в ней готовятся из дорогостоящих, нередко привозных продуктов, с применением различных приправ.
Пища в библейский период. В библейский период население Палестины потребляло местные продукты земледелия и скотоводства. Пища носила по преимуществу вегетарианский характер. Основой пищи, как и повсюду в переднеазиатском регионе были блюда из злаков (прежде всего ячменя и пшеницы) – пресный и дрожжевой хлеб, а также каши. Причем, из ячменя пекли по преимуществу пресный хлеб или ели поджаренные зерна (древнейший способ приготовления злаков), а из пшеницы делали по преимуществу дрожжевой хлеб. Овощи в основном были дикорастущими – лук – порей и репчатый, чеснок, арбуз, тыква или кабачок. Молоко употребляли как в сыром, так и чаще в ферментированном виде. Использовалось молоко в основном овец и коз, реже – коров. Из него изготовляли масло и различные сыры, но часто их употребляли только зажиточные люди. Мясо употребляли в пищу редко, это была праздничная и престижная пища. Потребности в белке восполнялись также за счет бобовых (чечевица, горох, бобы), из которых варили похлебки типа каш. Употребляли также дикорастущие растения, занимались охотой и рыболовством (рыбу ловили по преимуществу в прибрежных районах), но продукты охоты и собирательства в библейскую эпоху составляли дополнительную часть рациона. Кроме того, в Палестине, как и почти повсеместно в средиземноморском регионе, широкое распространение получили маслины и оливковое масло, а также виноград. Виноград широко употребляли в свежем виде, использовали для изготовления изюма и вина, а также сладкого медово-виноградного напитка – дваш-анавим. Мед использовали только от диких пчел. Известно было также пиво, но его употребляли редко. Собирали также кунжут и некоторые другие масличные культуры. Из фруктов употребляли фиги и финики, в том числе и в сушеном виде, а также в виде приготовленном из них сладкого напитка. Вообще под словом дваш – мед в Ветхом Завете обычно подразумевают не пчелиный мед, а приготовленные из фруктов напитки. Ели также гранаты, яблоки, различные орехи. В качестве приправ использовали соль, чеснок, лук, кориандр, тмин. Были и привозные специи – перец, имбирь и др., которые импортировались из Индии или Аравии и считались роскошью. Основными способами приготовления пищи в библейский период были варка, печение на углях и жарение. Зерна злаков жарили или мололи в муку для выпечки хлеба. Варили в основном жидкие каши или похлебки – из чечевицы или бобов, а также из мяса с овощами. Мясо готовили на вертеле или жарили в кипящем масле. Употребляли в основном баранину, а также козлятину, реже говядину и птицу, а также рыбу, иногда некоторых насекомых типа саранчи. Законы кашрута строго регламентируют употребление животной пищи, а также в позднем расширительном толковании запрещают смешивать молочные и мясные продукты. В Торе имеется несколько терминов для обозначения трапезы, в основном они обозначают функционально различные виды потребления пищи. Так, словом лехем обозначали нередко пищу вообще. Бытовало также слово аруха – обычное принятие пищи. Термином завах (от глагола збх – приносить в жертву) обозначали мясную трапезу при жертвоприношении или во время праздника. Словом кера обозначали званое пиршество, также часто связанное с празднеством и потреблением мясной пищи. Повседневную пищу готовили женщины, в то время как праздничную зевах, кера готовили и мужчины, и женщины.
Кашрут – дозволенность (с точки зрения Галахи), т.е. соответствие нормам ритуальной чистоты. Это понятие относится к широкому кругу ритуальных проблем – одежде, ритуальной чистоте и соответственно «дозволенность» женщины, поведения в тех или иных случаях. Чаще всего кашрут связывают с пищей. Законы кашрута относятся прежде всего к пище животного происхождения, способам ее приготовления и правилам ее употребления. Различие между чистыми (тагор) и нечистыми (ло тагор) в Торе содержится в книгах Левит (11) и Второзаконие (14). Чистые млекопитающие – это жвачные парнокопытные – дикие и домашние. Если имеется лишь один признак, то животное рассматривается как нечистое. Поскольку ритуально нечисто все, исходящее от нечистого, то запрещено употреблять в пищу и молоко нечистых животных. Соответственно, нечистыми считаются все хищные животные, а также хищные птицы. Нечистыми считаются все болотные и водоплавающие птицы, кроме гуся и утки. Согласно Мишне (Хул. 3:6), чистая птица должна иметь шпоры, зоб и мускульный желудок с легко снимающейся внутренней оболочкой. Из рыб чистыми считаются те, которые имеют хотя бы один плавник и легко отделяемую чешую. В книге Левит нечистыми названы все пресмыкающиеся и насекомые (кроме 4 видов саранчи), но пчелиный мед разрешен к употреблению. Правила кашрута не распространяются на растительную пищу, т.е. любая растительная пища – овощи и фрукты – кошерна. Ограничения касаются лишь того, как выращивать и собирать некоторые виды плодов, отделять десятины и пр. Исследователи обращали внимание также на то, что согласно книге Бытие (1:29), человеческая диета должна быть вегетарианской, так как Б-г даровал человеку в пищу травы и плоды с деревьев. Что же касается мясной пищи, то она первоначально предназначалась Б-гу в виде жертвоприношений. Некоторые Отцы церкви тоже полагали, что до грехопадения пища человека была исключительно вегетарианской, и не существовало плотоядных животных. Законоучители талмудической и более поздней эпох разработали систему правил ритуального убоя скота – шхита. Его может производить только специально обученный резник (шохет). Мясо падшего, растерзанного дикими зверями или убитого не по правилам животного считалось невела – падалью и было ритуально нечистым. Поскольку, согласно Торе, кровь – это нефеш, т.е. вместилище жизненной силы, которую позднее стали понимать как душа, то употребление крови в пищу было строжайше запрещено. Кровь должна быть обязательно удалена из мяса, которое в противном случае трефа. Зарезанное животное подвешивается вниз головой, а остатки крови удаляются посредством посыпания мяса крупной солью, реже – обжаривания на открытом пламени. Мясо сначала погружают на 30 минут в чистую холодную воду в специальной посуде, потом кладут на наклонную доску с продольными желобками или дырочками и посыпают крупной или средней солью и через час промывают 2-3 раза в холодной воде. Печень еще и прокалывают и держат на открытом пламени, пока не образуется корка. Не все части кошерного животного можно употреблять в пищу – так, запрещено нутряное сало вокруг кишечника и желудка, седалищный нерв из бедра млекопитающего. Из заповеди «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх, 24, 19, 34: Втор 14:21) законоучители эпохи Талмуда вывели запрет смешивать мясную и молочную пищу. Разделение мясных и молочных продуктов должно быть максимально полным, так как их соприкосновение делает их трефными. Это распространялось на кухонную посуду и утварь. В Талмуде не оговорено, сколько должно пройти времени между приемами этих видов пищи, но наиболее строгая традиция предусматривает шестичасовой перерыв после мясной пищи и двухчасовой – после молочной. Иногда после молочного разрешается есть мясное, предварительно прополоскав рот. Порицание нарушения законов о пище встречается уже в пророческой литературе, агиографах и апокрифах. В книгах Маккавеев и у Иосифа Флавия имеются сообщения о добровольной смерти – Киддуш га-Шем (букв. «освящение Б-жьего имени»), принятой отдельными лицами или общинами, чтобы не оскверниться трефной пищей.
Объяснения законов кашрута. Согласно Торе, законы кашрута – даны Б-гом, поэтому они не нуждаются в объяснениях. Смысл запретов на употребление тех или иных видов пищи в Торе не объясняется, хотя очевидна связь этих запретов с понятием «святости». Религиозные авторитеты настаивают на гуманистических, психологических или гигиенических аспектах объяснения законов кашрута. Нередко объяснения, даваемые законам кашрута, коренились в магических представлениях (согласно некоторым магическим представлениям, подобное порождается подобным, например, мясо нечистого животного загрязняет организм, и т.д.). Так, Филон Александрийский полагал, что употребление в пищу мяса хищных животных запрещено, чтобы не пробуждать в людях хищнические инстинкты, чтобы они не уподобились хищникам. Талмудисты пытались дать этим законам рациональное и моралистическое объяснение. Каббалисты давали мистические объяснения, полагая, что те или иные виды пищи могут воздействовать не только на тело, но и на душу. Средневековые философы – Рамбам, Нахманид и пр. – пытались дать рационально-гигиенические толкования правил кашрута. Например, Маймонид писал, что свинья – нечистое, грязное животное, питающееся чем попало, поэтому употребление ее мяса загрязняет организм; мясо, сваренное в молоке – тяжелая пища, она затрудняет пищеварение, и пр. Нахманид полагал, что рыба без чешуи живет слишком глубоко в воде, она слишком влажная, что вредно для человеческого организма. Научное объяснение многим пищевым запретам и предписаниям до сих пор не дано. Даже запрет употреблять в пищу кровь плохо поддается объяснению лишь на том основании, что кровь – это вместилище души. Такое понимание – довольно позднее, первоначально кровь считалась вместилищем жизненной силы, совокупности витальных качеств человека или скота, исчезавших после смерти тела (эта жизненная сила обозначалась термином нефеш). Жизненная сила могла быть, согласно многим древним поверьям, источником как силы, так и опасности для живых. Поэтому, с одной стороны, кровь могли опасаться употреблять в пищу, но с другой стороны – кровь могла быть средством, защищающим от злых духов и очищающим от ритуальной нечистоты (как в древних ритуалах праздников Песах и Йом Кипур). Еще хуже поддается объяснению запрет смешивать мясную и молочную пищу. Собственно, первоначально запрет распространялся только на мясо козленка, сваренное в козьем же молоке, и лишь впоследствии талмудисты стали толковать этот запрет чрезвычайно расширительно. Дж. Фрэзер пытался объяснить запрет на такое смешение у многих народов мира, опираясь на свою теорию симпатической магии (т.е. «навредишь овечьему молоку, значит навредишь и овце»), но это объяснение само требует объяснения. С. А. Токарев пытался дать объяснение этому запрету, а также запрету на мясо тех или иных животных взаимоотчуждением разных типов хозяйства, сталкиванием кочевников и земледельцев в древней Палестине, что также мало дает для понимания многих запретов и предписаний кашрута.
Не более убедительной выглядит попытка У. Робертсона Смита и других исследователей объяснить законы кашрута, исходя из тотемистической теории на том основании, что у многих первобытных народов запрещалось употреблять в пищу мясо тех животных, которые считались тотемом данной группы. Однако в Торе названо слишком много животных, птиц и рыб, мясо которых не позволялось есть; кроме того, это объяснение не проливает свет на многие другие запреты – в частности, на запрет смешения мясной и молочной пищи. Существует также структуралистский подход к объяснению законов кашрута. Приверженцем такого подхода является, в частности, известный американский антрополог М. Дуглас, которая в своем объяснении исходит из существования оппозиции «чистое – нечистое». Она подчеркивает, что в тех пассажах Торы, где идет речь о допустимых в пищу продуктах, они соотносятся с понятием «святости». М. Дуглас также отмечает, что понятие святости требует, чтобы индивидуум строго соответствовал тому классу предметов, к которому он принадлежит. И святость требует, чтобы разные классы не смешивались. При этом народ Израиля, как избранный и святой народ должен был особенно строго соблюдать ритуальную чистоту, в том числе в пище. Быть священным означало быть целым, единым. То есть ситуация с народом Израиля отличается от положения, существовавшего у многих других народов, например, у древних египтян, у которых определенные диетарные ограничения распространялись только на представителей жреческого сословия. Но и эта интересная гипотеза до конца не объясняет, почему те или иные виды пищи считались нечистыми. Другой подход к объяснению кашрута – экономический. Согласно последователям этого подхода, например, Д. Харрису, многие государства в древности отдавали приоритет производству зерновых и овощей, поскольку отдача энергии, калорий от них была в десять раз выше, чем от мясной пищи. Табу на употребление свинины сторонники такого подхода объясняют тем, что в условиях Палестины выращивать ее было дорого. Критики этой гипотезы подчеркивают, что при раскопках в Северной Месопотамии и Харране находили многочисленные костные останки диких и домашних животных, в том числе свиней, что опровергает тезис о приоритете зернового хозяйства и трудности выращивания свиней в древности. Однако с приходом семитов ситуация изменилась. Иногда подчеркивают, что подобно монгольским правителям, запретившим своим подданным потреблять свинину и рыбу, чтобы не быть поглощенными более многочисленными китайцами, семиты также ввели ряд пищевых запретов, чтобы не смешаться и отличаться от окружавшего их населения.
Поскольку различные и многообразные пищевые табу существовали практически у всех древних народов, то законы кашрута не являются чем-то исключительным. Природа же многих таких табу в настоящее время остается неясной. Однако их объяснение, по-видимому, все же следует искать в культурных, а не в экономических или медицинских факторах.
Ашкеназский и сефардский пищевые комплексы. Впоследствии в странах диаспоры евреи заимствовали у окружающих народов многие кушанья. Кроме того, отход от занятий сельским хозяйством и проживание в иных, нежели прежде, климатических условиях обусловили и потребление других компонентов пищи, которые так или иначе вписывались в законы кашрута. Великие географические открытия и ознакомление народов Старого и Нового Света с новыми сельскохозяйственными культурами и животными резко изменило структуру питания многих народов Старого Света, в том числе и евреев. В частности, в пищевой рацион евреев постепенно прочно вошли картофель, томаты, подсолнечник, кукуруза, красный перец и др.
С течением времени в эпоху позднего средневековья сложилось два пищевых комплекса – ашкеназский (который еще называют западным) и сефардский (восточный). Для западного комплекса характерно употребление говядины и овощей, приправленных животным жиром, сахаром, луком. Восточный комплекс характеризуется применением баранины, а также риса и овощей.
Западный тип еврейской кухни сложился в эпоху средневековья в странах Западной и Центральной Европы, поэтому этот пищевой комплекс вобрал в себя ряд итальянских, немецких и славянских заимствований. Позднее этот комплекс переместился далее, на восток Европы. Возможно, к эпохе позднего средневековья относится распространение различных пирогов (флоден, флудн), в том числе с мясом и с сыром; креплех, прообразом которых считают различные итальянские макаронные изделия или старофранцузское блюдо из теста типа оладий или немецких пышек, и различные соусы.
Пища восточноевропейских евреев. Повседневная еда восточноевропейских евреев – грубый хлеб, бобы и овощи, в том числе соленые (редька, морковь, огурцы, свекла, лук, чеснок), бобовые. С середины XIX в. широчайшее распространение получил картофель. Картофель местами совершенно вытеснил бобовые и различные похлебки, его ели по 2-3 раза в день в разных видах – пекли, варили, жарили на курином жире, делали картофельные оладьи – латкес и пр. В некоторых блюдах картофель полностью или частично вытеснил такие компоненты, как бобовые или лапшу – например, в чолнте, кугеле (род запеканки). Некоторые исследователи считают, что без картофеля не было бы феномена демографического взрыва среди еврейского населения в Восточной Европе. Зависимость евреев от картофельного рациона можно сравнить только с ирландской. У евреев Восточной Европы в будни были довольно широко распространены молочные продукты, в том числе молочная лапша, но бедные слои населения молоко пили редко, в основном козье, но в Литве иногда держали и коров. Широко использовали макаронные изделия – лапшу (локшн) и мучные продукты. Большое значение имела сельдь и блюда из нее. Яйца считались роскошью. Мясо употребляли в основном по Субботам и в праздники.
По праздникам готовили мясные и рыбные блюда, пекли сдобный хлеб, выпечку (флуден, штрудл или струдель – рулет с яблоками и изюмом), различное печенье. Широкое распространение получили креплех – сначала клецки, которые не только варили, но также пекли, жарили, в том числе и начиняли мясом, сыром, фруктами (наподобие вареников). Из Германии пришел обычай подавать их с супом. В Италии их готовили с миндалем, медом, сахаром, так что они превращались в род марципана.
Проследить эволюцию каждого еврейского блюда довольно трудно, иногда даже невозможно. Многие из них употребляли еще в древности, и в сильно видоизмененном виде они сохранялись на протяжении веков.
Пища сефардов и восточных евреев. Характерные особенности восточного комплекса – широкое использование баранины (в праздничных блюдах), риса, бобовых (чечевицы, бобов, позднее – фасоли), сыра, специй, и оливкового масла. На стол всегда подавали блюдо из риса. В отличие от ашкеназов лука и чеснока ели сравнительно немного, но употребляли большое количество других овощей. Для сефардской кухни характерны также блюда из баранины или козлятины, овощи, фаршированные мясом, мучные изделия, приготовленные в кипящем масле. В отличие от ашкеназов молоко пили довольно редко. Так, иерусалимские сефарды давали молоко только больным, а также беременным женщинам. Кроме того, сефарды избегали, в отличие от ашкеназов есть сельдь, но употребляли в пищу сардины в оливковом масле. Сефарды также употребляли много фруктов и варили разнообразные джемы и мармелады.
Сефардские и восточные общины, сохранившие больше архаических элементов в своей традиционной культуре, длительное время продолжали широко использовать многие компоненты пищи, упоминаемые в Торе – прежде всего бобы, чечевицу, дробленую пшеницу и полбу. В ряде сефардских общин были широко популярны супы из чечевицы или позднее – фасоли. Хлеб выпекали в форме лепешек.
В обоих комплексах имеются и сходно приготовляемые блюда, особенно для ритуальных целей и праздничных трапез.