Лжедмитрий III (Псковский вор)

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Лжедмитрий III (Псковский вор)

Сообщение Сергей » 22 фев 2006, 15:09

Как известно под маской третьего самозванца скрывался не то Матюшка, не то Сидорка. Но почему ничего не известно о его внешности?
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение Сергей » 25 фев 2006, 14:03

О нём должно подробно говорится в сказаниях шведского посла Петрея, в свое время видевшего Лжедмитрия I.
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 27 фев 2006, 04:51

А знаете, я сейчас подумала, что третий "вор" не случайно объявился из Пскова. Дело в том, что согласно одной из версий под именем Лжедмитрия Первого скрывался монах Крыпецкого монастыря, что под Псковом, Леонид.
В хождении из Москвы в литовское зарубежье Первого Самозванца сопровождали в общей сложности пять человек: крылошанин Мисаил Повадин, поп Варлаам Яцкий, инок Крыпецкого монастыря Леонид, отставной старец Ивашка Семенов и чернец Пимин. Повадин и Варлаам познакомились с монахом Григорием в Москве накануне побега в Литву. Леонид, Пимин и Ивашка Семенов впервые увидели его в Новгороде Северском. Ни один из пятерых товарищей не знал в лицо Гришку Отрепьева, который скрылся из Чудова монастыря в декабре 1600 г.
В то же время все пятеро не являлись случайными попутчиками.
Варлаам был постриженником «Рождества Пречистой Пафнотиева монастыря», входившего в состав Крутицкой епархии. Того самого Пафнотиева монастыря, с которым был тесно связан один из членов Обыскной комиссии 1591 г. – окольничий А.П. Клешнин. Незадолго до своей кончины он сделал вклад в монастырь – село Нащокино в Старицком уезде и деревни Михалково и Шишкино на реке Волге в Ржевском уезде. Кроме того, дал лужок под городом Боровском, а в самом городе место дворовое на посаде . В 1598 г. А.П. Клешнин принял постриг в Пафнотиево-Боровском монастыре под именем Левкия. Он скончался через год и был похоронен в приделе святой Ирины монастырского собора. Пафнутиев монастырь стоит недалеко от Железно-Боровской обители на берегу реки Тебзы. В Москве находилось подворье Боровского-Пафнутьевского монастыря. Оно располагалось в Юшковом переулке близ церкви Николая Чудотворца Красный звон , недалеко от Варварской улицы.
Варлаам Яицкий и Мисаил Повадин знали друг друга до принятия пострига: «И на завтрее сошлися в иконном ряду, аже у него приговорен ехати же чернец Мисайло, а в мире звали Михаилом, Повадин, и я знал его у князя Ивана Ивановича Шуйского» . Очевидно, Варлаам и Мисаил приняли постриг в связи с опалой на князей Шуйских. Иван Иванович Шуйский приходился младшим братом Василию Ивановичу.
Самозванец был предварительно осведомлен, что Варлаам и Мисаил знали путь из Москвы в Чернигов. Через Новгород Северский и Стародуб шла дорога в вотчину Ивана Ивановича Шуйского село Яковцево Стародубского уезда . «Слышал я, монастырь Черниговский местечко не великое», сообщил Григорию Варлаам.
Три монаха отправились в дорогу на следующий же день после встречи - во вторник 19 февраля 1602 г. Пилигримы торопились и не жалели денег на оплату проезда: «И шед мы за Москву-реку, и наняли подводы до Болхова, а из Болхова до Карачева, и с Карачева до Новагородка Сиверского».
До Новгорода Северского беглецы добрались накануне праздника Благовещенья, который отмечается 25 марта. Игумен Преображенского монастыря Захарей Лихарев поставил московских иноков «на крылос». На Благовещенье дьякон Григорий «с попами служил обедню и за Пречистою ходил». Столь теплый и почтительный прием со стороны игумена не случаен: Лихарева Е.Ф. была женой Семена Ивановича Чемоданова , состоявшего в родстве с А.П. Клешниным. Беглые монахи пришли к игумену Преображенского монастыря Зиновию Лихареву, имея рекомендации от тех, кто был связан с делом царевича Дмитрия в 1591 г.
В монастыре они пробыли почти целый месяц до 26 апреля (Пасха выпала на 4 апреля). Здесь к ним присоединился еще один монах – Леонид, насельник Крыпецкого монастыря. Крыпецкий Иоанна Богослова монастырь стоит в 20 верстах от Пскова. Там же, в Пусто-Ржевском уезде находилось поместье детей боярских Лихаревых .
«На третией недели после Велика дни в понедельник» Самозванец, Повадин, Леонид и Варлаам покинули Преображенский монастырь в сопровождении двух проводников-монахов.
Граница между Россией и Литовским княжеством проходила через пограничный пункт в местечке Тростынь, в нескольких верстах на запад от Стародуба. Большой тракт до Киева шел через Гомель и Брачин (Брагин), оставляя Лоев и Любец восточнее. По словам Варлаама, «вожа отставленой старец» Ивашко Семенов проводил их из Новгорода Северского через Стародуб, Лоев замок и Любец до Киева.
Вторым провожатым был насельник Спасо-Преображенского монастыря чернец Пимин, постриженник Днепрова монастыря. Перед освященным собором, перед патриархом Иовом и другими владыками, Пимин сказал, что беглецы «взяли его для знатья дороги», и он проводил Григория с товарищами «за Литовский рубеж до имения панов Стонислава да брата его Александра до села Слободки, и проводив их, воротился назад в Государеву землю» . На прямой Стародуб-Лоев-Любец нет ни одного села или деревни с названием Слободки. Ближайший населенный пункт с похожим названием Слобожанка находится западнее Брачина, в стороне от дороги Лоев-Любец.
Дороги на Лоев и Слобожанку расходятся из Стародуба и ведут в различных направлениях, оставляя по середине городок Брачин. Наличие двух проводников и двух маршрутов говорит в пользу того, что монахи разделились и двигались двумя группами по двум дорогам.
Автор «Повести, како восхити...» указывает, что Самозванец «отбеже в Литву и прелсти с собою отъити в Киев трех иноков: черньца Мисаила Повадина, да чернца Венедикта, да Леонида Крипицкого монастыря. И жил во граде Киеве у Успения Пречистые Богородицы в Печерском монастыре в чернцах; и повелел тому Леониду зватися своим именем Гришкою Отрепьевым...» .
Вот, собственно, поэтому внешность третьего самозванца и не играла особой роли.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сергей » 08 мар 2006, 16:04

Я думаю, что Лжедмитрий III (псковский вор Сидорка) никак не связан с бродячими чернецами сопровожождавшими Отрепьева в Литву. Хотя по летописным источникам известно, что этот человек был из церковной среды. Как и первый Лжедмитрий он был дьяконом, был человеком довольно смелым, обладавший большой волей и силой духа, но при этом всём был развратен, за что его и сбросили с псковского престола.
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 08 мар 2006, 17:05

Да, я с Вами согласна. Третий самозванец не был связан с монахами, которые сопровождали Лжедмитрия 1 в хождении в Литву.
Я хотела сказать, что не последнюю роль в его появлении сыграло то обстоятельство, что монах Леонид, который некоторое время назывался царевичем Дмитрием, был из Псковского монастыря. Так сказать, приемственность.
Внешность не играла роли.
Уже в 1604 г. правительство Бориса Годунова имело точные сведения, что САмозванец и Гришка Отрепьев - два разных человека. В царских посланиях к австрийскому императору, говоря о "беглом монахе", еретике и чернокнижнике, упоминался только один конкретный пример "колдовства и чернокнижничества": Гришка изменил свою внешность и перестал походить на монаха, бежавшего из Чудова монастыря.
В начале 1605 г. в Кракове состоялась тайная аудиенция русского посла Посника-Огарева с канцлером Львом Сапегой. По донесению папского нунция Рангони, Посник-Огарев не называл уже мнимого царевича Отрепьевым, а только "злодеем, арианином, еретиком и сыном сапожника" (как известно, Отрепьев был родом из детей боярских, сын стрелецкого сотника").
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сергей » 09 мар 2006, 16:42

Лжедмитрий I и Гришка Отрепьев два разных лица, скорее всего. Вот даже могу привести несколько фактов: Гришка Отрепьев жил в келье Чудова монастыря у архимандрита Пафнутия, когда воцарился Лжедмитрий, он должен был бы отдалить Пафнутия в дальний монастырь, но ничего подобного не сделал. Ещё, Отрепьев покинул Москву в 1602 году. А в 1603 году у Вишневецкого появился царевич, знавший все польские обычаи и язык. Мог ли Отрепьев за год всему этому обучиться?
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 10 мар 2006, 01:06

На самом деле все было немного не так.
Начать с того, что существовало два Григория Отрепьева: один из Углича, другой из Галича. Первый, который из Углича, был ровесником царевича Дмитрия. Его звали Юрием, Григорием стал после пострига.
Второй, из Галича, был на 10 лет старше. В миру его звали Григорием, при постриге был наречен Германом.
Оба Отрепьева находились некоторое время в Чудовом монастыре. Сначала - Герман (Григорий), которого братия выгнала за пьянство и другие непотребства (примерно в 1595 г.), затем - Григорий (Юрий) - после 1595 г.
Герман из Чудова м-ря вернулся в родной Галич и поселился в Железно-Боровском м-ре, где и пробыл до 1602 г.
Григорий с 1598 по 1600 гг. находился в кельях патриарха Иова, а осенью 1600 г. проходил по делу о колдовстве, в котором были замешаны Романовы. Собор осудил Гришку на заточение в Белозерский м-рь. По летописям, он бежал во время следствия и объявился в Железном Борке. На мой взгляд, он был убит сразу после следствия в Москве.
Через два года, в январе 1602 г. из Железного Борка вышел Герман (Гришка) Отрепьев.
Но в Москву в феврале пришел кто-то другой. Вот этот другой и отправился в Литву вместе с Варлаамом и Мисаилом Повадиным.
Через 3 года в лагерь Самозванца в Путивле был приведен монах Гришка Отрепьев, которому по свидетельству очевидцев было около 38-40 лет, т.е. это был Герман.
Действительно, юноше, который принял в 14 лет постриг, было бы трудно буквально за год обучиться польскому языку, научиться светским манерам и переломить себя до такой степени, чтобы в пост есть мясо (о чем доносили монахи).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сергей » 10 мар 2006, 15:32

Честно говоря, про двух Отрепьевых я ещё не слышал. Но я бы хотел вернуться к третьему, так всё-таки есть описание его внешности или нет? Например, как про первого; рыжие волосы, ростом мал, крепкое телосложение, на лице две бородавки. Или вот второй Лжедмитрий: он походил на первого, ростом тоже не велик, рыжие волосы. Если судить по внешним описаниям, то тушинский вор с первым самозванцем схожи. Но ведь второго Лжедмитрия подобрали сами поляки, т.е. его личное мнение никого не интересовало. Ему сказали: Либо ты сгниёшь в тюрьме, либо станешь царём. Вор выбрал второе. А с третьим было всё по другому. Он сам назвал себя царём в Новгороде, где над ним сначала посмеялись, а потом когда он бежал в Ивангород, его поддержали и на радостях три дня палили из пушек.
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 10 мар 2006, 17:05

Нет, о внешности третьего самозванца мне не приходилось читать.
Сохранилось несколько портретов Самозванца первого: один акварельный, несколько гравюр и парадный портрет (отретушированный). Все они, конечно, польского происхождения. На Руси в то время не существовало гражданской живописи. Под описание о рыжеватых волосах и небольшом росте подходит великое множество людей.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сергей » 10 мар 2006, 17:39

Ну вообще-то есть ещё описание М. Молчанова: рост выше среднего, лицом смугл, волосы курчавые, борода чёрная с проседью, на щеке бородавка.
А вот ещё хочу перейти к Лжедмитрию II. Вот вы верите в еврейское происхождение самозванца? И насколько правдив его портрет, где он изображён в шапке и с бородой?
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 11 мар 2006, 01:32

Вообще-то в историографии не принято оперировать понятием "верю- не верю". Это по части религии.
О происхождении Самозванца2 сказать что-то определенное трудно. Источники дают противоречивые сведения. Одни говорят, что белорусс, другие - учитель из Могилева, который прежде носил имя Богдашка. Одни утверждают, что попович, другие - крещеный еврей. Известно, что хорошо знал русскую грамоту и церковный круг, говорил по-польски. По сведениям очевидцев, на Первого внешне не походил, был груб и развратен.
По поводу похожести портрета сказать ничего не могу, но догадываюсь, что борода у него была, и шапка - тоже.
Любопытно, что появился Лжедмитрий2 в Стародубе Северском, который находится недалеко от Новогорода Северского. А в Новогород направились Первый Самозванец. с ВАрлаамом и Мисаилом Повадиным. Через Стародуб шла дорога в вотчну И.И. Шуйского село Яковцево Стародубского уезда. Варлаам сообщил в Извете, что знал Повадина у И.И.Шуйского. Постриг и тот и другой приняли, видимо, во время опалы на Шуйских в 1586/87 г.
Самозванец2 сначала выдавал себя за боярина Нагого, и лишь под пыткой его подельник подьячий Рукин назвал его царевичем Дмитрием (выглядит, будто великолепная импровизация в экстремальных условиях).
Ну, а дальше - назвался груздем, полезай в кузов.
У Насреддина, кажется, есть такая же притча: о том как ворвался в город верхом на тигре, на которого случайно упал с дерева.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сергей » 11 мар 2006, 12:29

Лично я думаю, что крещёный еврей с именем Богданко наиболее достоверная из всех версий. К тому же когда П. Урусов убил его, в вещах самозванца нашли еврейский Талмуд. И даже говорили те кто тогда был в тушинском лагере, что Лжедмитрий перед каким-нибудь сражением читал его. Так же следует отметить, что в воровском лагере патриарх тогда был Филарет. А то, что он поповский сын Матюшка Верёвкин, я на 99% уверен, что это совершенно не так. К тому же этим именем иногда называют и Лжедмитрия III.
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 11 мар 2006, 22:41

Если у Богданко нашли Талмуд и он его читал накануне сражения, то данный самозванец не мог быть крещеным евреем. Значит, он был обычным евреем, из тех, против которых были на Руси гонения, в том числе и выселение.
За обращение православного человека в жидовскую ересь обоим полагалась смертная казнь через сожжение.
А причем здесь Филарет?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сергей » 11 мар 2006, 23:06

Ну как причём... Он был патриархом тушинского лагеря. Он общался с самозванцем, наверное самозванец во многом доверял патриарху, может даже и поделился чем-то с ним. Почему бы и нет? К тому же Лжедмитрий не пользовался особым авторитетом, а в лагере стояли люди выше его. Я говорю о Рожинском и Меховецком. После того как Рожинский убил Меховецкого вся власть полностью перешла в руки первого. Он обращался с Лжедмитрием, как с холопом. В нём виделся человек воинственный, а самозванец в отличие от Гришки Отрепьева к этому числу не принадлежал.
Сергей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 15:00

Сообщение sasha a » 12 мар 2006, 04:24

Вряд ли самозванец доверял Филарету.
В таких делах никому доверять нельзя, уж поверьте мне.
Филарету - тем более. Очень темная лошадка. Он был осведомителем английского шпиона Джерома Горсея (тот упоминал об этом в своих записках).
Филарет искал способ избавиться от царя Василия Шуйского любым способом, чтобы посадить на престол своего сына Михаила (об этом говорится в польских дипломатических документах, обвинявших Филарета в происках против королевича Владислава).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron