sasha a » 27 фев 2006, 04:51
А знаете, я сейчас подумала, что третий "вор" не случайно объявился из Пскова. Дело в том, что согласно одной из версий под именем Лжедмитрия Первого скрывался монах Крыпецкого монастыря, что под Псковом, Леонид.
В хождении из Москвы в литовское зарубежье Первого Самозванца сопровождали в общей сложности пять человек: крылошанин Мисаил Повадин, поп Варлаам Яцкий, инок Крыпецкого монастыря Леонид, отставной старец Ивашка Семенов и чернец Пимин. Повадин и Варлаам познакомились с монахом Григорием в Москве накануне побега в Литву. Леонид, Пимин и Ивашка Семенов впервые увидели его в Новгороде Северском. Ни один из пятерых товарищей не знал в лицо Гришку Отрепьева, который скрылся из Чудова монастыря в декабре 1600 г.
В то же время все пятеро не являлись случайными попутчиками.
Варлаам был постриженником «Рождества Пречистой Пафнотиева монастыря», входившего в состав Крутицкой епархии. Того самого Пафнотиева монастыря, с которым был тесно связан один из членов Обыскной комиссии 1591 г. – окольничий А.П. Клешнин. Незадолго до своей кончины он сделал вклад в монастырь – село Нащокино в Старицком уезде и деревни Михалково и Шишкино на реке Волге в Ржевском уезде. Кроме того, дал лужок под городом Боровском, а в самом городе место дворовое на посаде . В 1598 г. А.П. Клешнин принял постриг в Пафнотиево-Боровском монастыре под именем Левкия. Он скончался через год и был похоронен в приделе святой Ирины монастырского собора. Пафнутиев монастырь стоит недалеко от Железно-Боровской обители на берегу реки Тебзы. В Москве находилось подворье Боровского-Пафнутьевского монастыря. Оно располагалось в Юшковом переулке близ церкви Николая Чудотворца Красный звон , недалеко от Варварской улицы.
Варлаам Яицкий и Мисаил Повадин знали друг друга до принятия пострига: «И на завтрее сошлися в иконном ряду, аже у него приговорен ехати же чернец Мисайло, а в мире звали Михаилом, Повадин, и я знал его у князя Ивана Ивановича Шуйского» . Очевидно, Варлаам и Мисаил приняли постриг в связи с опалой на князей Шуйских. Иван Иванович Шуйский приходился младшим братом Василию Ивановичу.
Самозванец был предварительно осведомлен, что Варлаам и Мисаил знали путь из Москвы в Чернигов. Через Новгород Северский и Стародуб шла дорога в вотчину Ивана Ивановича Шуйского село Яковцево Стародубского уезда . «Слышал я, монастырь Черниговский местечко не великое», сообщил Григорию Варлаам.
Три монаха отправились в дорогу на следующий же день после встречи - во вторник 19 февраля 1602 г. Пилигримы торопились и не жалели денег на оплату проезда: «И шед мы за Москву-реку, и наняли подводы до Болхова, а из Болхова до Карачева, и с Карачева до Новагородка Сиверского».
До Новгорода Северского беглецы добрались накануне праздника Благовещенья, который отмечается 25 марта. Игумен Преображенского монастыря Захарей Лихарев поставил московских иноков «на крылос». На Благовещенье дьякон Григорий «с попами служил обедню и за Пречистою ходил». Столь теплый и почтительный прием со стороны игумена не случаен: Лихарева Е.Ф. была женой Семена Ивановича Чемоданова , состоявшего в родстве с А.П. Клешниным. Беглые монахи пришли к игумену Преображенского монастыря Зиновию Лихареву, имея рекомендации от тех, кто был связан с делом царевича Дмитрия в 1591 г.
В монастыре они пробыли почти целый месяц до 26 апреля (Пасха выпала на 4 апреля). Здесь к ним присоединился еще один монах – Леонид, насельник Крыпецкого монастыря. Крыпецкий Иоанна Богослова монастырь стоит в 20 верстах от Пскова. Там же, в Пусто-Ржевском уезде находилось поместье детей боярских Лихаревых .
«На третией недели после Велика дни в понедельник» Самозванец, Повадин, Леонид и Варлаам покинули Преображенский монастырь в сопровождении двух проводников-монахов.
Граница между Россией и Литовским княжеством проходила через пограничный пункт в местечке Тростынь, в нескольких верстах на запад от Стародуба. Большой тракт до Киева шел через Гомель и Брачин (Брагин), оставляя Лоев и Любец восточнее. По словам Варлаама, «вожа отставленой старец» Ивашко Семенов проводил их из Новгорода Северского через Стародуб, Лоев замок и Любец до Киева.
Вторым провожатым был насельник Спасо-Преображенского монастыря чернец Пимин, постриженник Днепрова монастыря. Перед освященным собором, перед патриархом Иовом и другими владыками, Пимин сказал, что беглецы «взяли его для знатья дороги», и он проводил Григория с товарищами «за Литовский рубеж до имения панов Стонислава да брата его Александра до села Слободки, и проводив их, воротился назад в Государеву землю» . На прямой Стародуб-Лоев-Любец нет ни одного села или деревни с названием Слободки. Ближайший населенный пункт с похожим названием Слобожанка находится западнее Брачина, в стороне от дороги Лоев-Любец.
Дороги на Лоев и Слобожанку расходятся из Стародуба и ведут в различных направлениях, оставляя по середине городок Брачин. Наличие двух проводников и двух маршрутов говорит в пользу того, что монахи разделились и двигались двумя группами по двум дорогам.
Автор «Повести, како восхити...» указывает, что Самозванец «отбеже в Литву и прелсти с собою отъити в Киев трех иноков: черньца Мисаила Повадина, да чернца Венедикта, да Леонида Крипицкого монастыря. И жил во граде Киеве у Успения Пречистые Богородицы в Печерском монастыре в чернцах; и повелел тому Леониду зватися своим именем Гришкою Отрепьевым...» .
Вот, собственно, поэтому внешность третьего самозванца и не играла особой роли.