Нартхэр (Нарты): эпос АбхазоАдыгских народов.

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Нартхэр (Нарты): эпос АбхазоАдыгских народов.

Сообщение ZORA » 23 фев 2007, 16:28

Древнейший памятник эпического творчества, по праву занимающий свое место среди таких же жемчужин эпического творчества различных народов.

Что нам сегодня о нем известно?

Предлагаю поговорить.
Последний раз редактировалось ZORA 18 мар 2007, 13:54, всего редактировалось 3 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 23 фев 2007, 17:20

http://forum.chronarda.ru/index.php?sho ... entry46001 - здесь постилась кое-какая инфа о Нартах.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Nart » 24 фев 2007, 19:01

Жорж Дюмезиль

Нартовский эпос
…Концепция социальных функций жива еще сегодня у осетин - не в реальной жизни, а в круге народно-эпических преданий, которые называют для краткости «сказаниями о Нартах» или «нартовскими сказаниями».

Этот народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения [1].

1. Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских друзей [2], но magis amica veritas [3]: в основе своей нартовский эпос – осетинский.

2. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску. Наибольшее распространение он получил у чеченцев и ингушей, черкесов – восточных и западных – и абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому что на Кавказе начиная с 1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и карачаевцев.

3. На западе – убыхи, на востоке кумыки и дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов, с которыми быстро расправляются местные Давиды. В деревнях Анатолии, где некоторые старики еще говорят по-убыхски, мне случалось записывать варианты знаменитых эпизодов, но то были черкесские или абхазские варианты, рассказанные по-убыхски, поскольку все убыхи сейчас двуязычны, а то и трехъязычны, и переняли традиции родственных народов.

Прошло немногим более столетия с тех пор, как собирателями были записаны первые сказания. В Осетии, благодаря Всеволоду Миллеру, основателю осетинской филологии, работа давно была поставлена на научную основу; филология других народов, к сожалению, не старше Октябрьской революции. Научная документация начала расти с 1880 г., благодаря тифлисским этнографическим публикациям. Сейчас она стала исчерпывающей в итоге большой исследовательской работы, которая велась почти во всех областях даже во время второй мировой войны и в последующие годы и результаты которой были опубликованы в нескольких толстых книгах: по-осетински (1946, 1961) и по-русски (1948) – северо-осетинское собрание; по-русски (1957) – юго-осетинское собрание, отличающееся от северного; по-русски – кабардинское собрание (1951); по-абхазски (1962) и по-русски (1962) – абхазское; по-чеченски и по-ингушски (1964) – собрание нартовских сказаний этих народов [4].

К сожалению, эти последние издания не все таковы, как хотелось бы: в некоторых каждый эпизод дается только в приглаженной форме, представляющей сплав нескольких вариантов. И стало быть, нужно каждый раз обращаться к более ранним изданиям, менее значительным, но подающим тексты в том виде, в каком они были рассказаны [5]; или же, пользуясь любезностью кавказских фольклористов, прибегать к рукописным фондам (...).

Очень долго у различных народов существовали профессионалы памяти – черкесы их называют «гегуако», т. е. «играющие». Им-то и принадлежит заслуга сохранения этих драгоценных преданий. В Осетии эти сказания были записаны преимущественно в прозаической форме. У черкесов некоторые из них стали длинными традиционными поэтическими плачами, довольно устойчивыми по тексту, несмотря на разницу в диалектах. При нынешнем состоянии черкесской эмиграции в Анатолии эти поэмы позабыты, и мне никогда не доводилось слышать их материала ни в какой другой форме, кроме довольно тусклой прозаической. Зато в Иордании, Сирии черкесскому фольклористу удалось услышать аэдов, ни в чем не уступающих тем, которые поют на земле своих отцов.

Что такое Нарты – на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности; анализ их образов выявляет не одну мифическую черту. Их племенное имя, хотя произвести его лингвистически от «скифского» и несколько затруднительно, означает не что иное, как «герои», uiri и примыкает к санскритскому и иранскому – nar «мужчина», «воин» (греч. 'ανήρ и т. д.) [6]. По словам осетин и их соседей, Нарты жили во времена великанов, люто с ними враждовали и победили их. Хотя есть немало семей, считающих, что в их жилах течет нартовская кровь, однако в то же время и осетины и чеченцы рассказывают, что Нарты были в конце концов поголовно истреблены при обстоятельствах, которые освещаются по-разному. Обычно говорится, что своим безбожием и дерзостью они навлекли на себя кару господню, кару бога мусульманского или христианского – сообразно вариантам, потому что осетины частично христиане, частично мусульмане, предки же их все были христианами, как и предки черкесов до их позднейшего обращения в ислам. Однако некоторые, причем самые знаменитые, Нарты погибают порознь, драматически – до того, как исчезает все племя [7]. До своего величественного конца все эти герои жили, действовали, и их подвиги и страдания составили ткань эпоса. У них была своя «социальная организация», которая заслуживает рассмотрения.

1. Я воспроизвожу здесь - со значительными изменениями – свою статью «L'Epopée narte» («La Table Ronde», Paris, 1958, стр. 45–47).

2. Недавно я получил за это строгий выговор от А. И. Гадагатля: см. «Героический эпос «Нарты» и его генезис», Краснодар, 1967, стр. 253-254. (...) Увы, доводы моего увлекающегося друга Гадагатля не заставили меня переменить мнение.

3. Истина дороже дружбы (лат.).

4. Вот названия этих больших сборников: 1. Северо-Осетинские: «Нарты кадджытæ» («Нартские сказания»), Дзауджикау, 1946; переведены на русский язык в прозе – «Осетинские нартские сказания», М., 1948, и в стихах – «Нартские сказания, осетинский народный эпос», М., 1949; перевод на французский язык большей части «Нарты кадджытæ» в моей книге «Livre des héros, légendes sur les Nartes»; научная публикация многих нартовских сказаний (101) была осуществлена В. И. Абаевым и 3. М. Салагаевой в книге «Ирон адæмы сфæлдыстад. Сарæзта йæ Салæгаты Зоя», т. I, II, («Осетинское народное творчество в двух томах». Составила 3. М. Салагаева), Орджоникидзе, 1961; 2. Юго-Осетинские: «Нарты, эпос осетинского народа». Издание подготовили В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р. А. Ивнев и Б. А. Калоев, М., 1957 (автор русского поэтического изложения – Р. А. Ивнев – прим. пер.); 3. Восточно-Черкесские (кабардинские): «Нарты. Кабардинский эпос», М., 1951 (на русском языке, адаптация в прозе и в стихах); 4. Западно-Черкесские на всех диалектах: А. М. Гадагатль, Героический эпос «Нарты» и его генезис, Краснодар, 1967; автор – убежденный поборник адыгского происхождения нартовского эпоса в целом; 5. Абхазские: «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхазский народный эпос» (на абхазском языке), Сухуми, 1962; «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев», М., 1962; 6. Чечено-Ингушские: «Нохчийн фольклор. Наьрт-эрст-хойх лаьцна дийцарш туьйранаш». Геоттийнарг – Сераджин Эльмурзаев, т. III («Чеченский фольклор. Сказавия о нарт-орстхойцах», т. III, Составил С. Эльмурзаев), Грозный, 1964.
Уже состоялись два «нартологических» совещания – одно в Осетии, в Орджоникидзе, в октябре 1956 г., второе – в Абхазии, в Сухуми, в 1963 г.; в них участвовали представители народов Северного Кавказа, знакомых с Нартами, а также фольклористы из Москвы, историки литературы, социологи. Основные доклады первого совещания были опубликованы в 1957 г. в сборнике «Нартский эпос».
Относительно осетинских сказаний мы обратимся к книге В. И. Абаева «Нартовский эпос», – «Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института», Дзауджикау, 1945.

5. Почти все, что появилось до 1930 г., было мною проанализировано в книге «Légendes sur les Nartes», Paris, 1930.

6. Об этимологии этого слова много спорят; В. И. Абаев видит в -nar- монгольское название солнца.

7. Подробнее см. в предисловиях к моим «Легендам о Нартах» и «Книге о героях».


http://www.anaharsis.ru/mifo/Dum_1.htm
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение ZORA » 24 фев 2007, 19:14

Нисколько не огорочите земляк! 8)

Но тот же Дюмезель, к концу жизни рекомендовал не увлекаться "Иранской" гипотезой, а после выхода в свет многотомника "НАРТХЭР" под редакцией Гадагатля, лично поздравил его и признал что у него появились сомнения в Иранском происхождении Эпоса.

На сегодняшний день Канадский ученный Коларусо (могу ошибиться в написании, но сегодня это ведущий нартолог) и в своих работах и в личной беседе с одним хорошим человеком выссказался за АбхазоАдыгские корни эпоса, хотя отрицать сильное Иранское влияние нельзя и никто этого не делает.

При любом варианте происхождения именно Адыгский вариант является наиболее разработанным, наиболее объемным, наиболее богатым и распалагающим древнейшим пластом - песенно-стихотворным - как известно Осетинские предания по Нартам до Советской эпохи были только прозаическими.

Кроме Иранского, в эпосе есть и Хаттские и Эллинские мотивы , которые учитывая родственность Хаттов и соседство у моря Эллинов для АбхазоАдыгских народов легко объяснимы.

Я постараюсь, в свободное время привести соответствующие ссылки и научный аппарат.

Впрочем Нарты уже давно феномен общеКавказский 8)

В любом случае, рад знакомству! :D
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение tmt » 24 фев 2007, 20:24

только не надо драться из за нартов господа аланы и адыгоабхазы... :lol:
Вот Нарт правда как то старался притянуть к ариицам картвелов, но сорвался вдруг, но успел сказать.... :lol:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Nart » 24 фев 2007, 20:28

tmt писал(а):Вот Нарт правда как то старался притянуть к ариицам картвелов, но сорвался вдруг, :lol:
Это только временная передышка!
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение ZORA » 24 фев 2007, 22:03

tmt писал(а):только не надо драться из за нартов господа аланы и адыгоабхазы... :lol:
Вот Нарт правда как то старался притянуть к ариицам картвелов, но сорвался вдруг, но успел сказать.... :lol:

Это нам не угрожает :lol:
Дело в том что эпос Нарты давно общеКавказское достояние (Грузины также имеют сказания о Нартах).

Существует три версии о происхождении эпоса:
- АбхазоАдыгская,
- Иранская,
- Синтетическая АбхазоАдыгскоИранская.

Всем место найдется.:lol:

И вне зависимости от правоты тех или инных отрицать у АбхазоАдыгов существование эпоса "Нартхэр" невозможно.

Он просто есть и его просто много. 8)
Гораздо больше по объему чем у всех соседей вместе взятых.

Кроме того, только в нем существуют древние поэтическо-песенные "пшинатли".

У всех соседей до Советской эпохи Нартский эпос бытовал только в прозаической форме и в данном случае все современные поэтические переложения совсем молодое явление XX в.
Последний раз редактировалось ZORA 18 мар 2007, 01:22, всего редактировалось 8 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 18 мар 2007, 00:35

Классический восьмитомник Гадагатля на Адыгэбзэ/Черкесском языке я в сети выложенным не увидел, а тем более переведенным на Русский или Английский.
Изображение

***

Что есть в сети из того что я нашел?
Вот что:

Статья Нартский эпос и мегалиты Кавказа:
http://www.megalith.ru/articles/definit/nart.shtml

Здесь же предание об Ацанах (то же что и Испы) -по Абхазкому варианту Нарсткого эпоса:
http://www.megalith.ru/articles/definit/atsan.shtml

Иллюстрации к Нартским легендам:
http://www.adygaunion.com/gallery/thumb ... p?album=40

Выложенный Нартский эпос только на Адыгэбзэ, кроме того это сильно "кастрированная версия" из которой выхолостили большинство эротических моментов и уважение к знати, заменив максимально "рабоче-крестьянским" смыслом и чуть-ли не предсказанием победы пролетариата:
http://www.circassianlibrary.org/library.php?lang=ru

Некоторые тексты из НАРТов - транскрипция Адыгских/Черкесских слов в Русском переводе конечно просто отвратительная, сами сказания переведены так себе, но это хоть что-то. Есть и вводная статья:
http://rony.h12.ru/pdf/nart/nart.htm

Статьи о Нартском эпосе:
http://zihia.narod.ru/culture/chapter6.htm

Демоны в женском образе в Нартском эпосе:
http://studlib.ru/article/print-468.html

***

Для тех кто знаком с Английским:

Nart Sagas from the Caucasus: Myths and Legends from the Circassians, Abazas, Abkhaz, and Ubykhs (Hardcover) by John Colarusso (профессор Коларуссо из Принстонского университета сейчас один из самых авторитетных нартологов в мире) в сети мною не найден. Только инфа о книге:
http://pup.princeton.edu/titles/7375.html
Изображение

Что найдено?
Вот что:

THE NART EPOS. THE FOUNTAIN-HEAD OF CIRCASSIAN MYTHOLOGY:
http://www.geocities.com/Eureka/Enterpr ... tsaga.html
Там же по ссылке несколько кратких пересказов из эпоса:
http://www.geocities.com/Eureka/Enterpr ... tsaga3.htm


Три статьи Коларуссо (John Colarusso):

Nart Sagas From The Caucasus:
http://www.circassianworld.com/nartsagas.html

Mith from the Forests of Circassia:
http://www.circassianworld.com/colarusso_3.html

Prometheus among the Circassians:
http://www.circassianworld.com/colarusso_4.html
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение абаз » 11 апр 2007, 21:37

На обложке девушки из княжеской абазинской семьи.
абаз
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 апр 2007, 20:16

Сообщение tmt » 12 апр 2007, 07:48

А вокруг обложки грузинские буквы.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение alwdis » 19 май 2007, 16:39

Много современных работ у меня на Caucas.Mith.Ru:

Абрегов А.Н. Причастность смежных наук к локализации истоков нартских сказаний и определению их этногенетической принадлежности

Алиева З.И., Алиев И.И. Антропонимы в карачаево-балкарском нартском эпосе как свидетельство национальной идентичности

Бербеков Х.Б. К реконструкции эпического пантеона

Гуриев Т.А. Геродотова Гестия/Табити и Сафа в осетинской нартиаде

Гутов А.М. Эпос "Нарты" и современность

Кудаева З.Ж. К символике "верха" в адыгской мифопоэтической традиции

Баркова А.Л. Гуннар в змеином рву: исландско-осетинская параллель

Баркова А.Л. О некоторых необычных параллелях к осетинскому нартскому эпосу (сопоставление с эпосом индейцев Центральной Америки)

Кучукова З.А. Карачаево-балкарский нартский эпос: императив вертикали

Джапуа З.Д. Сюжетные параллели абхазских и балкаро-карачаевских нартских сказаний (опыт сравнительного указателя)

и у меня в диссере много нартского (правда, в основном - осетинского)

Вообще за этой страничкой стоит посматривать, там уже сейчас ЧАСТЬ материалов трех конференций. У меня вообще много оцифровано, но пока не распознано. Со временем... 8)
alwdis
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 май 2007, 16:25
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 19 май 2007, 16:43

2 alwdis:
Спасибо за наводку :D
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение tmt » 20 май 2007, 10:58

Изображение

вокруг обложки грузинские буквы - хотите прочту?
а знаете почему буквы грузинские?
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Neska » 22 май 2007, 14:45

tmt писал(а):Изображение

вокруг обложки грузинские буквы - хотите прочту?
а знаете почему буквы грузинские?
Прочти, было бы любопытно...
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение tmt » 22 май 2007, 20:59

До введения кирилицы кавказские народы пользовались грузинскими алфавитом - это удобнее, так как в грузинском языке много таких согласных ,которые есть в языках кавказских народах, но нет в русском языке.

Я прочту буквы но значение слов наверно должен расшифровать зора.

надпись наверху
ngikngigqirs gitmzglfahmath. lg kh girub


справа вертикально -
gi(t)sphogsdgurutahaieithit. nasaжolarrgnapeeingrkeit "ahmah


внизу
dguorot" - ha."uara.......ugfhgsdumang"

слева вертикально
ineitugbra. iaxneiz afsua hmathdlat. andeihsngamacazkgdxngdacaxx.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

cron