Однако, давайте-ка вернемся к данной теме.
Вне зависимости от того, что я считаю о том, по какому закону генеалогии появляются бессмертные божества, а по какому - только полубоги (хотя я базируюсь ровно на Гесиоде, а ведь обратите внимание, как его поэма называется - Теогония, то есть, происхождение богов) и того, согласны ли вы со мной или нет, я считаю, что в этой истории о происхождением Елены надо поставить точку.
И сделает это никто иной, как Грейвс.
Я думаю, авторитет Роберта Грейвса ни у кого не вызывает сомнений.
Грейвс хорош тем, что он великий систематизатор. Он приводит разные версии мифологии, а далее мы уже сами можем анализировать и решать, какая версия самая удачная, древняя или самая распространенная.
Итак, Роберт Грейвс "Мифы Древней Греции" (Старшее поколение героев. Леда).
ЛЕДА
Некоторые говорят, что, когда Зевс влюбился в Немесиду, она спряталась от него в воде, превратившись в рыбу. Тогда Зевс превратился в бобра и стал гоняться за ней по воде. Немесида выпрыгнула на берег и стала превращаться то в одного зверя, то в другого, но Зевс все равно преследовал ее по пятам, все время принимая облик более лютого или быстроногого зверя. Наконец, она взлетела, превратившись в дикую гусыню, а он стал лебедем, настиг и потоптал ее в Рамнунте, что в Аттике. Смирившись со своей участью, Немесида сбросила перья и пришла в Спарту, где Леда, жена царя Тиндарея, нашла со временем гиацинтового цвета яйцо, лежавшее в болоте. Она принесла находку домой и спрятала в сундук. Из этого яйца, когда пришел срок, родилась Елена Троянская [1]. Однако некоторые утверждают, что это яйцо упало с луны, как и то, что в стародавние времена свалилось в реку Евфрат, а потом было вынесено рыбами на берег, высижено голубями, и из него родилась сирийская богиня любви [2].
b. Третьи утверждают, что Зевс, обернувшись лебедем, преследуемым орлом, нашел убежище на груди Немесиды, а затем овладел ею. По прошествии положенного времени она снесла яйцо, которое Гермес швырнул между широко расставленных ног Леды, когда та сидела на скамье. Так Леда родила Елену, а Зевс поместил изображения Лебедя и Орла на небесах, чтобы таким образом увековечить свою уловку [3].
с. Однако чаще всего рассказывают, будто Зевс в образе лебедя возлюбил саму Леду на берегу реки Эврот и что потом она снесла яйцо, из которого вылупились Елена, Кастор и Полидевк, а впоследствии Леда была обожествлена под именем Немесиды [4]. В ту же ночь муж Леды Тиндарей тоже возлег с ней, и хотя одни говорят, что все трое детей Леды были от Зевса, включая и Клитемнестру, которая вместе с Еленой вылупилась из второго яйца, другие считают, что только Елена была дочерью Зевса, а Кастор и Полидевк были сыновьями Тиндарея [5]. Есть и такие, кто утверждают, что Кастор и Клитемнестра — дети Тиндарея, а Елена и Полидевк — дети Зевса [6].
1 Гомер. Киприя. Цит. по: Атеней с. 334; Аполлодор III.10.7; Сапфо. Фр. 105; Павсаний I.33.7.
2 Атеней 57 и cл.; Плутарх. Застольные вопросы II.3.3; Гигин. Мифы 197.
3 Гигин. Поэтическая астрономия II.8.
4 Лактанций 1.21; Гигин. Мифы 77.
5 Гомер. Одиссея XI.299 и cл.; Илиада III.426; Еврипид. Елена 254,1497 и 1680.
6 Пиндар. Немейские оды Х.80; Аполлодор III.10.6-7.
http://sno.pro1.ru/lib/graves/56-84/62.htm
А теперь давайте анализировать первоисточники, которые приводит Грейвс.
Для начала отбросим в сторону более поздних авторов и посмотрим, кто остался. Потом посмотрим кто в за Немесиду, как матерь Елены, а кто - за Леду, как ее же матерь.
Итак, что мы видим:
В пользу Немесиды вот такой источник:
1 Гомер. Киприя. Цит. по: Атеней с. 334;
А пользу Леды
5 Гомер. Одиссея XI.299 и cл.; Илиада III.426;
А вот теперь давайте рассуждать.
Получается, что Гомер сам себе проотиворечит.
С одной стороны он в Киприях утверждает, что матерью Елены была Немесида, с другой - в поэмах "Илиада" и "Одиссея" он утвержает, что матерью Елены была Леда.
Однако раскусить этот орешек легко.
"Илиада" и "Одиссея" до нас дошли, а вот от Киприй осталось только 80 с небольшим строк, дошедших до нас. Причем, именно этот сюжет в Киприях до нас не дошел. Более того, бабушка даже не надвое, а на сто разветвлений сказала, что Киприи имели какого-либо отношение к Гомеру.
Так откуда мы это знаем ?
Очень просто. Атеней пересказал.
А кто такой этот Атеней (или Афиней) ?
А хрен его знает, кто он такой.
Но совершенно ясно, что ради чего мы ему должны верить, если тот же Гомер, которому приписывают Киприю и текст которой нам доносит этот Афиней, говорит в Илиаде и Одиссее совсем другое.
Но вот что показывает нам Википедия.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1% ... 0%B5%D0%B9
Ни один из этих Атенеев (Афинеев) не подходит.
Вряд ли автор по военной механике (Афиней Механик, I век до н.э.)
мог бы пересказывать Киприи, тем более, что единственная дошедшая до нас работа Афинея Механика - это работа о военных и осадных машинах.
А второй Афиней уж чересчур поздний (ритор II-III в.в. н.э.)
Версия о Немезиде встречается в трудах и более ранних авторов.
Впрочем, уже и неважно, кто был это самый Атеней (Афиней). Возможно, что это кто-то и другой, а не ритор II-III веков н.э.
Важно то, что с одной стороны (за Леду) у нас Гомер, а с другой (за Немезиду) - непонятно кто, написавший некие строки и выдающий их за строки Гомера.