Продолжение
"В жертву Чарму приносят козлов. Чтобы его утихомирить, рвут в клочья платья жрецов или похищают корзинки с жертвенной снедью.
О другом духе Юш (дьяволе) говорят, что он ночью хватает одиноких путников в горах и губит их. От него предохраняют некоторые железные вещи, особенно холодное оружие.
Считается, что горные башни и туннели* — это постройки Юша. Железные мосты также сделаны из тела дьявола. В Камдеше есть храм с алтарем Юшу.
-------------------------------------------------------
* Их возникновение — тоже одна из загадок кафиров
---------------------------------------------------------------------
У кафиров часто встречаются остатки их древней религии огнепоклонничества. Урир-джаст (верховный жрец) зажигает для Имры священный огонь, который никогда не должен потухнуть, даже во времена эпидемий. Таинства в честь Имры совершает жрец Ута, который специальными ритуалами вдохновляется для этой церемонии.
Кафиры сохранили духовное начало, невзирая на свое одичание, вследствие долгой изоляции от внешнего мира.
Вот еще свидетельства Робертсона:
«...Кафиры любят истории о чудесах и сверхъестественных вещах.
Они верят в любовные напитки и амулеты и жаждут обладать ими. Они рассказывают о чудесной траве, растущей возле поселка Агари в Ничингуле. Есть поверье, что если выстрелить в нее из ружья, то поломанные стебли, прежде чем упадут на землю, схватываются и уносятся голубями, целые тучи которых поднимаются при звуке выстрела и летят прочь. Говорят, что раз удалось одному человеку завладеть волшебным стеблем и он пошел к себе домой. Более 200 женщин следовали за ним (такова была чарующая сила этой травы) с любовными стонами. Когда он стал подходить к своему дому, мать вышла ему навстречу и закричала: «Ах сын мой, что ты имеешь при себе, что меня так страшно увлекает? Что бы это ни было, брось его прочь!» Побуждаемый сыновьей обязанностью, человек быстро исполнил просьбу матери. Кусок травы упал на ветви огромного дерева, и оно моментально разлетелось в щепки.
Многие мне рассказывали о волшебных прудах. Из которых наиболее известны три. Один — вблизи деревни Питтигуль, другой — в стране Муман и третий — по дороге в Вайгуль.
Если кто подойдет к пруду слишком близко, вода в нем начинает заметно мутнеть, а если стрелу обмакнуть в грязь и пустить в поверхность пруда, то поднимется сильное течение и наводнит всю прилегающую страну. В прежние времена это часто делалось, но в более поздние годы — никогда не повторялось. Друзья говорили, что сейчас это нельзя делать, ибо бешеная вода разлива смоет все окружающие дома и поля.
Интересны кастовое деление и иерархия у кафиров, хотя теоретически считается, что все они равны.
Первое место у них занимают три правителя-джаста. На втором месте по положению в обществе — ораторы, могущие своим красноречием увлекать свои племена.
Есть также союз 13 правителей — «У Р». Они следят, чтобы никто не рвал орехов и винограда раньше положенного срока, и вообще контролируют исполнение законов племени.
Во время праздников на них лежит миссия церемониймейстеров. Они вербуют людей для танцев и вдохновляют их во время танцев. Потом дают приз отличившемуся певцу или танцору. Они также зажигают огонь на горе каждую пятницу ночью, во время кафирского шабаша и предлагают гостям праздничное угощение».
Робертсону удалось немного проникнуть в тайны души этого странного народа."