Отрывок из статьи Сафронова А.В. - Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамзеса III (ВДИ 2006/4 С.124-139)
Второй народ надписей Рамсеса III - пелесет был давно надежно отождествлен с библейским Peleset ,Palastu, Pilistu новоассирийских надписей . т.е. филистимлянами, народом, который поселился на южном побережье Палестины и являлся постоянным противником еврейских племен в XII-XI вв. до н.э. Судя но данным античных авторов, ряд омонимичных топонимов существовал в I тысячелетии до н.э. на Балканах. Гай Юлий Цезарь и Лукан упоминают Palaеste, порт в Эпире, и Pаlaеstinae harenae как название части побережья Эпира . Были предприняты попытки отождествить их с греческими пеласгами . догреческим населением Эгеиды. Переход -sg в -st в имени пеластов и пелесет-филимистян не является непреодолимым препятствием.
Поскольку из упоминания в надписях Рамсеса III опустошения земли пелесет и текер-тевкров, то чрезвычайный интерес представляют сообщения античных авторов, настойчиво ставивших знак равенства между пеласгами и тирсенами. которые, согласно традиции, первоначально обитали на северо-западе Малой Азии. Фукидид (IV. 145». описывая военные операции Брасида на Халкидике после взятия Амфиполя упоминает среди народностей, живших на полуострове, пеласгов. По его сообщению, они происходили от тирсенов. живших на Лемносе и в Афинах. Геродот (V. 26) упоминает О пеласгах, заселявших острова Лемнос и Имброс. Страбон со ссылкой на Антиклида сообщает. что пеласги под предводительством Тиррена. переправились в Италию (Strabo. V. 2. -I). Это явно совпадает с рассказом Геродота об уходе части населения Лидии под предводительством Гирсена из-за голода в Италию (Herod. I. 94).
Однако в этой связи хотелось бы особый акцент сделать на сообщении Геродота и Гесихия. Геродот (VI. 136-140). рассказывая о конфликте афинян с пеласгами, сообщает, что пеласги когда-то возвели стену вокруг афинского акрополя (VI. 137). В этой связи чрезвычайный интерес представляет глосса Гесихия :-Пеластикон: стена в Афинах, называемая таким образом, (так как ее) построили тирсены».
Совершенно очевидно, что в глоссе Гесихия геродотовские пеласги заменены на тирсенов, что дополняет список античных свидетельств, ставящих знак равенства между пеласгами и тирсенами. Но примечательно также и то, что в названии построенной тирсенами стены, сохранилась та первоначальная основа *Pelast, которую мы встречаем в имени «народа моря» пелесет, Это приобретает необычайную актуальность учитывая смешение в греческой традиции имен пеласгов и тирсенов. Создается впечатление, что изначально существовали два близкородственных племени тирсенов и пеласгов, которых греки потом пытались объединить в один народ. переделав при этом имя исторических пеластом в пеласгов.