Dedal писал(а):Ilik писал(а): А это и сосна, и кедр, и кипарис. Так что с аутентичностью вроде все в порядке.
В связи с Красным морем возник вопрос: как обстояло дело с применением тика?
Тим Северин пишет, что это был основной материал для строительства арабских доу.
В Омане, где Северин осуществлял свой проект, из тика строили сшивные "бумы", но эту древесину издревле экспортировали с Малабарского берега, а тросы из кокосового волокна для сшивания - с Лаккадивских островов. Но Оман - это совсем другой морской регион, он стоял на оживленном морском пути из долины Инда в Междуречье чуть ли не с IV тыс. до н.э.; у него с Индостаном очень давние морские связи.
А Красное море долгие тысячелетия оставалось в стороне от магистральной морской дороги между Месопотамией и Индией. Египтяне и финикийцы, которые время от времени организовывали экспедиции в этом море, должны были пользоваться привычной и доступной древесиной Восточного Средиземноморья.
Правда, начиная с эпохи императора Августа или немного раньше между Египтом и Индостаном устанавливаются регулярные морские связи. Принялись ли оттуда завозить тик для кораблестроения в египетских и набатейских портах? Сомневаюсь в этом. Оманцы покупали корабельную древесину у своих давних торговых партнеров в Индии, так как в самом Омане нужных пород дерева не было, а красноморские мореплаватели могли использовать собственную привычную древесину. Кстати говоря, корабельный лес (кипарисы и сосны) рос также и в горной области Асир на юго-западе Аравийского полуострова. Сухопутный путь связывал близкий Асир с набатейским портом Левка Коме (современный Янбо) на побережье Хиджаза.
Если же мы затронем более близкую нам эпоху расцвета арабского мореплавания, скажем, X в. н.э., то я бы не исключил экспорт индийского тикового дерева в Аден, Моху или Джидду. Хотя основные центры морской торговли и кораблестроения продолжали находиться в Оманском и Персидском заливах.