Евгений! Пока здесь - скиньте e-mail контакт, где Вас найти можно, кроме тел. моск.(его и так помню).
5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким
образом.
Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по
имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и
дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения).
--------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
см.
Див "Слова о полку Игореве"У Геродота есть и вторая версия легенды о происхождении скифов. Во второй лененде Таргитай заменен Гераклом.
7...Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то
царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах..
Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы –
полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной . Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?". Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри,
кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание".
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и
он остался в стране.
От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари . И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
...
27. Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и
стерегущие золото грифы.
Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: "арима" у скифов значит единица, а "спу" – глаз.
-----------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
Змееногая богиня скифов. Конский налобник из кургана Большая Цимбалка.
Скифский сосуд из Куль-Обы (близ Керчи) IV в до н.э.
Геракл / Таргитай (отец трех сыновей =Троян) объявляет сыновьям свои условия.
Старший сын Агафирс / Липоксай от неудачной попытки ранит себе челюсть
Средний сын Гелон / Арпоксай от неудачной попытки ранит себе ногу
Младший сын Скиф / Колаксай натягивает лук отца и получает царство, где хранилось золото, которое и охраняли грифоны.
...в наборе золотых бляшек женского погребения в Чертомлыцком кургане встречаются два вида со сходными сценами. Эти бляшки греческой работы. Одни из них передают уже известную сцену - Геракл и немейский лев, другие изображают скифа в башлыке (но как и греческого героя нагим), борющегося с грифоном. Едва ли случайно то, как в наборе наверший, так и в наборе бляшек повторяются попарно сцены борьбы героя со львом и с грифоном...
----------
Б.Н. Граков Скифский Геракл // КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.13
Вряд ли греки своего национального героя стали бы изображать в башлыке, скорее всего попарное изображение вслед за сценой Геракл сражается с "немейским" львом, а его сын Скиф (в башлыке) с охранителями золотых копий - грифонами.
Кстати, лев не обязательно немейский.
ЛЕВ - один из атрибутов скифской змееногой богини плодородия Апии (см. А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 528), которой по мифу овладел Геракл / Таргитай.
Изображение Геракл/Таргитай, одолевающий Льва в этом случае можно прочитать как освоение первоскифом пахотных земель. Хлеб был основной "статьей экспорта" скифов.
Скиф (Колаксай) побеждающий Грифона - принятие наследия отца
золотых предметов: плуга с ярмом, секиры и чаши.
Как солярный символ Грифон изображается обычно в сочетании с Оленем.
Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).
Грифон, дерзающий Оленя Пазырыкский курган на Алтае
У индоевропейских, индоиранских народов, приручивших коня и изобретших колесницу, солярный знак воспроизводился через образ солнечного коня и солнечной колесницы. В их мифологиях главной характеристикой как солнца, так и солнечной колесницы является эпитет – «быстроконное». Часто образ солнечной колесницы умещался в образе одного лишь колеса. Вспомним рассказ Геродота о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. Жертвенный столб – символ Древа жизни, поэтому его венчали колесом, символом солнца (древние верили, что
Древо жизни есть опора солнца).
-------
Валерий Цагараев "Искусство и время". Владикавказ, 2003 гл. Лики Солнца
см. также о символах "Мирового Древа":
гл.Скифо-сарматская БогиняПри такой трактовке становится очевидна связь солярных символов грифонов на навершиях, используемых в колесницах (см. выше В.В. Шлеев. К вопросу о скифских навершиях) с конями и колесами колесниц, а также объяснимо присутствие Дива (Грифона) на Древе Жизни - опоре солнца.