Qui desiderat расеt, praeparet bellum! (Хочешь мира — готовься к войне!)
Вегеций Флавий Ренат (IV в. до н. э.)
В начале 1941 года от разведки поступила информация о том, что в Германии якобы спешно разрабатывают тяжелые танки с бронёй свыше 60 миллиметров и пушками большого калибра. Возможно, была дезинформация от Абвера или Геббельсовская пропаганда сработала, а может быть, наши агенты доложили, о трофейных тяжёлых французских танках В-1 с бронёй в 60 миллиметров, но Сталин осведомился об ответных мерах. Был поднят вопрос об установки на тяжелые танки пушку калибра в 107 миллиметров (ЗИС-6) весной 1941 года, а также о замене 45 миллиметровых противотанковых орудий на 57 миллиметровые орудия (ЗИС-2).
Когда говорят, что нам в 1941 году для борьбы с немецкими танками не хватало «сорокапяток», и остро нужны были пушки в 57 мм, ЗИС-2, то для сравнения можно также посмотреть статистику потерь наших Т-34, от огня орудий различных калибров. Так вот, основные потери были от огня 50 мм и даже 37 мм противотанковых пушек, которых немцам вполне хватало вплоть до лета 1943 года для борьбы с Т-34. Для наших КВ, из-за нехватки 75 мм противотанковых пушек, немцы придумывали вполне оригинальные способы, телетанки и магнитные кумулятивные мины. Необходимо учесть, что на 22 июня у немцев только треть своих собственных, немецких танков были средние, Т-III, T-IV (около 1400 шт.), остальные лёгкие. Трофейные чешские, французские также были вполне по зубам нашей противотанковой артиллерии. В конце концов, Гитлер осознанно шел на замораживание разработок новых образцов тяжелых танков. Знал он наверняка, что серьёзного сопротивления в России он не должен встретить. Не готовился он к затяжной, губительной для Германии, войне.
Такая же, как и история с противотанковой пушкой ЗИС-2, похожая история произошла с мощным перехватчиком МиГ-3. Даже первый таран в воздухе в 4.15 утра 22 июня 1941 года произошел именно на этом самолёте. Но этим истребителем пришлось «жертвовать», так как завод выпускавший МиГи и двигатель понадобился для штурмовика Ил-2. Тоже пример «целесообразности» в условиях «экономики войны». Не будь предвоенной десятилетней «сталинской индустриализации», то вообще бы моторов не было в СССР. К 1941 году на вооружение ВВС РККА поступили несколько моделей истребителей, для разных высот ведения боя и для выполнения разных задач: лёгкий Як-1, «средний» ЛаГГ-3, «тяжёлый» высотный перехватчик МиГ-3. Сами по себе, по своим заложенным в них возможностям, эти самолеты немцам не уступали. Из-за того, что вместо дюраля наша промышленность могла предложить только дерево и перкаль, наши истребители уступали немцам в весе и значит по скорости, маневренности и так далее, но когда на ЛаГГ-3 в 1942 году поставили более мощный мотор воздушного охлаждения, то получился тот самый Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7—«самолёт для асов».
И немного насчет «перекаленных» бронебойных снарядов для сорокапяток, которые при стрельбе «раскалывались» от удара о броню немецких танков и о которых поведал в своих книгах Ю.И. Мухин. Дело в том, что бронебойные болванки точились из обычного чугуна, который имеет высокую твердость, но хрупок. Это не был заводской брак, это была устаревшая технология изготовления боеприпасов, относящаяся к 1928-1930 годам. Производить снаряды из легированной стали начали уже вовремя войны. Что можно было требовать от военной промышленности, военного времени, на которой трудились: старики, женщины и дети. Да часть оружия победы произведена детскими руками.