Лемурий писал(а):Начнём с того, Арсен, что это сказка сербская, а Земля Трояна у Дона Великого, у синего моря , именно там, где согласно Геродоту жили царские скифы.
Во-вторых, сербский Троян не столь "старый", а века (=тысячелетия) Трояни идут от сотворения мира 7-е тысячелетие Трояново.
В-третьих, тысячелетия Трояновы оканчиваются летами первого христианского князя Ярослава.
Итог: речь идет о тысячелетиях язычества от мифического первопредка народа, жившего на этих территориях. Подскажу еще отца трёх сыновей (=Трояна).
Лемурий, во-первых, совершенно очевидно, что Троян СПИ и Троян сербского мифа - это разные Трояны. А потому доказательства тут не нужны. Во-вторых, я и сам понимаю, что сербское происхождение мифа снижает его ценность. Но не об этом речь. А о многочисленных совпадениях этого небольшого отрывка с текстом СПИ. Я считаю, что такое количество совпадений делает маловероятным взаимную независимость СПИ и этого мифа. То есть либо безвестный сочинитель мифа читал СПИ, либо автор СПИ знал этот миф. Мифологии разных стран взаимосвязаны между собой, и, скорее всего, автор СПИ знал миф о Трояне в его древнерусском варианте, немножко отличающемся от сербского. И этот древнерусский вариант мифа утрачен навсегда, а сербский вариант - сохранился.
Но чтобы было понятнее, я перепишу миф в другом виде - подчёркивая совпадения с текстом СПИ:
В Трояновом граде1) (теперь развалины на горе2) Цере) жил некогда царь Троян3); каждую ночь рыскаше (ездил) он в Срем на свидание дѣвицю себѣ любу(со своей милой)4). Ездил Троян по ночам, потому что днём никуда не смел показываться, опасаясь, чтобы не растопило его ясное солнце5). Являясь в Срем, он задавал коням6) овса и, как только кони съедят корм, а петухи запоют предрассветную песню7) — тотчас же пускался домой, чтобы поспеть в свой город до восхода солнца. Сведал про то муж8) или брат его любовницы, повыдергал у всех петухов языки, а коням вместо овса насыпал песку. Эта хитрость замедлила отъезд Трояна; перед самым рассветом он вскочил на коня и поскакал в свой город, но солнце настигло его на пути9). Троян спрыгнул с коня и спрятался в стог сена10); проходившие мимо коровы растрепали11) стог, и солнечные лучи растопили несчастного царя. Это же предание занесено и в сербскую сказку, напечатанную в сборнике Анастасия Николича, где место Трояна заступает змей.
- - - - - - - - - - - - - - - - -
1). В СПИ - в Тмуторокани. Созвучно! Это образно, на самом деле Всеслав жил в Полоцке, а не в Тмуторокани. Но всё же - дорискаше Тмутороканя.
2). Существенно, что Троянов Град располагался на горе. Ведь тропа Трояна, по которой рыскал Боян, вела на горы.
3). В древней Руси были не цари, а князья. Имя "Троян" совпало. А из древнерусских князей с Трояном можно сравнить Всеслава.
4). В СПИ под девицей подразумевался город, в данном случае - Киев, под женихом - князь, претендующий на княжение в городе.
5). В древнерусском варианте - рыскал волком по ночам, поскольку при свете солнца его колдовские чары уже не действовали.
6). Трудно сказать, есть ли связь между конями СПИ и предания. В СПИ Всеслав "клюками подпръся окони", а в мифе - задавал этим коням овса. И, таким образом, хитростью опёрся на коней: кони съедали овёс в течение определённого времени, причём раньше пения петухов. Ориентируясь на них, Троян знал, когда ему выезжать в Троянов Град . Хотя на самом деле Всеслав опёрся на коней другой хитростью: восставшим киевлянам нужны были кони и оружие для самообороны.
7). В древнерусском варианте - не когда запоют предрассветную песню, а ещё раньше, "дорискаше до куръ", то есть ещё петухи не прокукарекали - а он уже там.
8 ). Если Всеслав - "любовник" по отношению к Киеву, его "девице", то Изяслав - муж. На самом деле он просто пришёл к Киеву с сильным войском. В жизни многое похоже на сказки, но не может же жизнь совпадать со сказкой один к одному.
9). Перед самым "рассветом", то есть появлением на "небе" "солнца" - князя Изяслава, Всеслав ночью волком убежал из Киева в Полоцк. Добраться до города удалось, но Изяслав выгнал его и оттуда. Закрепиться в Полоцке Всеслав смог позже.
10). Не знаю, есть ли какая-либо связь этого стога и зловещих стогов на Немиге: "снопы стелютъ головами". Но реальный князь мог спрятаться не в стог от солнечных лучей, а за головы своих воинов, но "проходящее мимо стадо коров" - войско противника могло это сено раскидать.
11). Вполне возможно, что и в древнерусском варианте мифа стояло то же слово "растрепали". "Трептати" - теребить, хлопать, "трепатися" - колотиться, ударяться. То есть эти "коровы" изрядно поколотили ту силу, за которой укрылся князь Троян.