Mitus писал(а):Арсений писал(а): Тенденция понятна.
- не очень. Поход Всеволода Юрьича на кораблях, "Святославли носады до полку Кобякова" в СПИ и тысяща (!) лодий выгонцев Галичькыя вошедших в Днепр в лето 1224 эту тенденцию напрочь обламали.
Арсений писал(а):Луб это "укрытие".
- не понял я про "луб", но заинтриговали. Как палуба к болони относится? Поясните. ...........
Арсений писал(а):"бо-суви". Слово "суви" на сербском языке означает "сухие", в приложении к животным это означает по словарю Ф.С. Шимкевича "худощавые, чахлые" (стр 75), то есть, "отощавшие".
- (бо) ведь (суви) полудохлые тощие враны взграивали у пленьска на болони? Никогда вороны не бывают тощими. А уж во сне Святослава они должны быть ужратыми: "тогда по рускои земли ретко ратаеве кикахуть нъ часто врани граяхуть трупiа себе деляче - ... а сицеи рати не слышано.
1. Сколько кораблей было у Всеволода Юрьича трудно сказать, а у берладников 1000 кораблей собралось в первый и последний раз (эти корабли вошли в Днепр, но не вышли из него).
"Путь по рекам Подунавья в Черное море, а оттуда на Днепр не был забыт и позднее, в XIII в. И на сцену выступает все та же подунайская вольница, "подунайцы", галицкие "выгонцы".
В 1223 г., когда княжеские рати двигались на юго-восток, к роковой Калке навстречу Джэбе и (Вубэде, "выгонци Галичькыя" спустились по Дунаю или Днестру, вышли в море, морем дошли до Днепра и поднялись по Днепру вплоть до порогов, где соединились с шедшими сухопутьем княжескими дружинами. Здесь, "у реки Хорътице на броду у протолчи", стала рать "выгонцев Галичькых".
Сила эта была немалая - галицкие "выгонцы" подошли к Хортице на тысяче лодий. Во главе "выгонцев" стояли Юрий Дома-мирич и Держикрай Володиславич. Появление рати "галицких выгонцев" было неожиданностью для князей. Следовательно, это была вольница, рать "подунайцев", по своей инидиативе двинувшаяся навстречу княжеским дружинам земли Русской для боя с татарами."(
https://dom-knig.com/read_223455-29 )
2. Палуба появилась у лодей только в 1151 году. До этого грузы защищали временной крышей из луба . Лубны было местом заготовления этого луба. Оболонь же у дуба в дело не шла.
"В середине XII века в истории судостроения Киевской Руси произошло примечательное событие. В 1151 году Ростовско-Суздальский князь Юрий Долгорукий привел свою дружину к берегам Днепра и начал борьбу за Киев. Во время сражения Киевский князь Изяслав Мстиславович ввел в бой невиданные суда: “?исхитрил Изяслав лодьи дивно: беша бо в них гребцы невидимо, токмо весла видити … ”
Это было судно, покрытое сплошной палубой, гребцы защищены от стрел, видны лишь движения весел. На палубе располагались воины, одетые в доспехи. На судне было два рулевых весла ? в носу и корме, которые позволяли одновременно менять направление движения судна без поворотов.
До этого на Руси палубных судов не строили, а грузы защищали временной крышей, сплетенной из луба (внутренней части липовой коры). Может быть, поэтому горизонтальное перекрытие лодьи между бортами получило название “под лубом” ? палуба." (
https://seaspirit.ru/shipbuilding/korab ... rojki.html )
"Для изготовления челна нужны инструменты 5 видов: топор, капыл, струг прямой и коленоподобный, рубанок. Леонид Иванович Швец бережно хранит рубанок, сделанным еще дедом Никифором, который был отличным плотником. И пользуется им. Рубанок служил и его отцу. Правда, отец челны не изготавливал – купил подержанный у одного мужика и пользовался им 25 лет. Топор нужен для того, чтобы окорить дуб и очистить ствол от оболони – слой между стержнем и корой. Оболонь также удаляют прямым стругом – ровной полоской железа, заостренного с одного конца. Затем используют капыл – железный инструмент в виде стопы, с загнутыми с обеих сторон концами. Вырубают им и топором середину ствола, затем стругают коленоподобным стругом до нужной толщины. Таким инструментом делают бондарные изделия (бочки, балеи, дежки и другие), поскольку для клепок нужна выгнутая форма дерева. Рубанком ровняют бока челна." (
https://www.interfax.by/article/1168074 )
3.Моя точка зрения была в том, что зимой воронам еды немного, и они могли бы быть голодными и худыми, но, видимо, худыми они бывают только в сказках и стихах. Смущает тире (бо-суви), которое присутствует и ранее (съ-вечера). По последнему нет сомнений.