Лемурий писал(а):Ярославна, уважаемый краевед, говорит о насадах Святоославовых, их укручивал на волнах Днепр до устья = до полков Кобяковых, т.е. когда Кобяк был ещё жив, а это ДО пешего похода 1184. Ближайшее время когда использовал насады Святослав это 1180 год, вот их то и укачивал на своих волнах Днепр, когда потерпевшие поражение от Мстиславичей Святослав с Игорем в союзе с «погаными толковинами» бежали от Киева, Кобяк с Кончаком на стороне Ольговичей были, почему и бежали до полков Кобяковых как самое дальнее место назначения.
Затмение солнца по СПИ произошло когда? В самом начале зачина Автора:
«Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую. Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону»
Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. «Хощу бо, – рече, – копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
Когда Игорь увидел покрытых тьмой воинов? Когда у него самого сердце, где по древнерусским представлениям находился ум, похоть спалила и ревность к славе предков. Второго затмения в СПИ нет, поскольку, прав А.Н.Ужанков, весь путь воины в тьме идут и Игорь на свет выходит только в «русской земле», принадлежащей Рюрику, когда идёт к Пирогощей - церкви Мстиславичей. Про Глебов в СПИ ни строкой, ни намёком, Автора более духовные ценности интересуют, он же клирик.
Не совсем так, уважаемый Лемурий. Действительно, вначале обращения к Днепру Ярославна вспоминает про святославовы носады, которые Днепр "лелеял". т.е. бережно качал доставляя их "до полку Кобякова", что подразумевает события, произошедшие хронологически ранее похода Игоря. Я не совсем уверен. что русская река бережно качает носады Святославля в 1180 г., когда Кобяк с Кончаком были союзниками Святослава в борьбе за киевский стол. Получается, что Днепр в этом случае, если рассматривать эти строки в свете поэтической образности, становится на защиту Святослава. спасая его после поражения от Рюрика. Значит Днепр на стороне Святослава. В этом случае получается, что Рюрик затеял неправедную котору за киевское княжение.
Далее Ярославна вновь обращается к Днепру с просьбой вернуть мужа из плена: "возлелеи господине мою ладу ко мне а быхо не слала ко нему слезо на море рано". Здесь хронологически все верно; в начале поход Святослава, а затем поход Игоря. И Ярославна просит Днепр поступить так же как в свое время тот помог Святославу. В этом случае Днепр выступает как главенствующая река на притоках которого и произошли основные события похода Игоря. Вероятнее всего это реки Коломак или Орель.
Еще на заре изучения "Слова" были попытки доказать. что солнечное затмение, описанное автором в Зачине не отвечает хронологической последовательности событий и создается впечатление. что солнечное затмение Игорь наблюдал выходя в поход из Новгорода-Северского. Были даже попытки переставить местами отдельные фрагменты "Слова". мотивируя это тем. что случайно могли быть перепутаны листы. Но, солнечное ли затмение описывает автор "Слова": "Тогда игорь возре на СВЕТЛОЕ СОЛНЦЕ и виде ото него тьмою вся своя воя прикрыти".
Здесь нет солнечного затмения! Мы обычно подходим к толкованию этого фрагмента соотнося его с фактом солнечного затмения, которое произошло 1 мая 1185 г. и которое застало Игоря на пути к Осколу, переходящего реку Донец. И ремарка автора: "солнце ему тмою путь заступаше" хронологически совпадает с реальным ходом событий, т.к. упоминается Путивль как промежуточный пункт похода, а затем уже речь идет о курских землях и собственно о солнечном затмении. Вот здесь как раз и прав А.Ужанков, указывая, что солнце заступается за Игоря, закрывает ему путь в половецкое поле, предупреждая о несчастливом походе. Тогда почему же Игорь увидел тьму, взглянув на светлое и чистое солнце, которое сияло в небе. И здесь оказывается. что тьма поглотившая солнце видна только Игорю, только одному ему. И эта тьма наступила не в окружающем пространстве. а в душе Игоря. который уже тогда, еще перед походом начал раскаиваться в содеянном ним в городе Глебове. Разве не намеки на то. в тексте "Слова" слова "истягну" и "поостри", основные значения "истугнуть" согласно СССоПИ связаны с пытками и мучениями, а "поостри" с каким-то побудительным желанием.
Автор и намекает. что перед походом Игорь совершил какой - то проступок, в связи с которым солнце Божьей веры в душе и сердце Игоря покрылось тьмою. Что то побудило Игоря поступить не по христиански. Желание отомстить Владимиру Глебовичу за разорение новгород-северских земель и стало побудительной причиной жестокой расправы над жителями глебова - христианами. Как князь, Игорь имел право на отмщение, но как православный князь он нарушил Божьи заповеди, поставив во главу угла свои интересы выше Богоугодных дел. , Видимо прав был А.Ужанков, считая. что поход в пасхальные дни задуманный как завоевательный не будет угоден Богу и судьба похода была предрешена заранее. Тьма поглотила Игорев полк, а самому Игорю уготовано было пленение, чтоб он мог искупить свои грехи.
А разве концовка "Слова" не намек на события в городе Глебове? Поется не просто слава князьям, а изнаночная слава - славят тех. кто проиграл битву. Чем не насмешка? Чем не ирония? Иронически выглядит и побарание Игоря "за христьаны". Так и хочется вспомнить, как "поборал за христьаны" Игорь в Глебове.
А разве души невинно убиенных христиан в Глебове не представляют для клирика никакой духовной ценности? так сказать - на всё воля Божья? Как я считаю, автор не всегда был клириком. Многие приходили к Богу после мирской жизни, думаю. не исключение и автор "Слова", пришедший в духовный мир через покаяние.