Давным-давно, еще в начале 90-х гг. минувшего столетия (звучит-то как – «Минувшего столетия» - !) для своих друзей я подготовил этот материал, и вот, копаясь в своем письменном столе, случайно обнаружил пожелтевшие от времени машинописные странички и подумал – а, может, они кого-то заинтересуют и пригодятся. А назвал их тогда я «Развитие типа линейного корабля 1860-1918 гг.». Итак, начнем понемногу.
«Начиная с XVII века, основу боевой мощи любого парусного флота составляли парусные линейные корабли, которые создавались как средство завоевания господства на море путем уничтожения неприятельского флота в генеральном сражении. Так как многочисленные эскадры линейных кораблей требовали обеспечения разведки, и, кроме того, для выполнения разного рода специфических задач, например, ведения операций против неприятельского торгового флота, поддерживания связи между эскадрами, набеговые операции и пр., то примерно в то ж время начинается развитие еще одного класса парусных кораблей – фрегатов. Фрегат отличался от линкора меньшими размерами, большей скоростью, и нес при этом пусть и меньшую, но достаточно сильную артиллерию, так что при встрече с линкором он мог или отступить, или вступить в бой не без шансов на успех, тем более, что физические качества материалов, из которых строились тогда парусники, ограничивали предельные размеры кораблей. Поэтому при ухудшении погодных условий фрегат получал преимущества перед линкором в мореходности – артиллерийские порты нижней палубы линкора находились ближе к воде и легко захлестывались волной, тогда как фрегат мог использовать больше орудий, расположенных выше над водой. К тому же на нижних палубах кораблей стояла самая тяжелая артиллерия, и при сильном волнении самые мощные пушки линкоров не могли стрелять, чего не скажешь о фрегатах.