Atmel писал(а):Analogopotom писал(а):<...>
Очень интересная информация! Спасибо. Но есть и вопросы. Если традиция выделения "первенца" идет из Вавилона, то почему в Вавилонии не было регулярных жертвоприношения людей? Почему "первенцев" убивали лишь на западном и восточном побережье Средиземного моря?
Информации о человеческих жертвоприношениях очень мало. Каких-то фундаментальных исследований по этому вопросу нет. Но то, что все народы на том или ином этапе своей истории практиковали человеческие жертвоприношения, а бытовой инфантицид существовал всегда - это факт.
«Земля Ханаанейская»
http://66.102.9.104/search?q=cache:A8Rx ... d=14&gl=ru Жертвование собственных детей (как правило, первенца или единственного сына), по представлениям той эпохи, было героическим актом во имя рода (племени), ради благополучия и процветания всего общества. Отчаявшись, человек жертвовал божеству самое дорогое, ценное, из того, что есть у него. Такая жертва считалась наиболее действенной во времена великих бедствий (война, эпидемии). В древнееврейской мифологии (99.с163) есть сюжет, живописующий как во время Всемирного потопа, когда поднялись Нижние воды Теhомы, рыдающие люди бросали в бушующий поток своих детей. Быть может, этот миф отражает некое реальное событие, произошедшее во время одного из губительных разливов великих месопотамских рек Тигра и Евфрата.
Этиологическое сказание об учреждении человеческих жертвоприношений в Ханаане излагается в "Финикийской истории". Санхунйатон повествует о том, как верховный бог Эл (Илу) во время нашествия какой-то страшной эпидемии соорудил жертвенник и принёс в жертву отцу, богу неба Баал-Шамему (Шамемруму), своего первенца от нимфы Анобрет в искупительную жертву. "Финикийская история" изобилует рассказами о подобных жертвоприношениях, причём, угодную богу жертву выбирали по жребию среди нескольких конкурирующих претендентов.
В «Вавилонской теодицее» содержится единственное известное мне объяснение относительно того, почему в жертву приносились именно первенцы, хотя к первородным сыновьям, как главным (если не основным) наследникам, всегда было особое отношение.
Липиньки «Пантеон Карфагена». стр. 45-46
III. ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ДЕТЕЙ
В Карфагене и его колониях существовало принесение в жертву детей Баал-Хамону, а позднее также и Таннит. Этот обряд известен не только из свидетельств античных авторов, но и благодаря археологическим открытиям. Вопрос, который мы должны рассмотреть, сводится к следующему: восходят ли карфагенские и пунические жертвоприношения к ближневосточной практике? Конечно, следует различать принесение в жертву первенца и жертвоприношения при закладке фундамента, а также другие человеческие жертвоприношения, совершавшиеся по обету или во исполнение определенных ритуальных предписаний. Проблема принесения в жертву первенца мужского пола особенно загадочна, так как это противоречит принципу первородства и привилегированному положению первенца-сына в семитской семье. Поэтому прежде чем подойти к этой проблеме, обратимся к одному отрывку из «Вавилонской теодицеи», в котором излагаются соображения древневосточного мудреца:
«259. Отпрыск (их) первый у всех не[ладен]:
260. Первый теленок мал у коровы,
261. Приплод ее поздний — вдвое больше;
262. Первый ребенок дурачком родится,
263. Второму прозванье — Сильный, Смелый.
264. Видят, (да) не поймут божью премудрость люди!».
(Перевод с аккадского И.С. Клочкова)
Эти размышления вавилонского мудреца переводят проблему посвящения божеству каждого первенца в плоскость одновременно реалистическую и теологическую. Неполноценность первенца есть знак того, что он не предназначается богом для жизни. Божественный замысел в отношении него ясно сформулирован в Исх. 22: 29—30 (ср. Исх. 13: 2): «Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне». Это абсолютное правило входит в разделы Исх. 20, 22—23, 13, которые представляют собой собрание самых древних библейских законов, известное под названием «Свод Завета». Юридические нормы этого свода законов никак не связаны с национальным самосознанием израильтян и с культом Яхве. Вероятно, эти правовые установления восходят к земледельческой и городской цивилизации Ханаана, но не к израильским законам.
Земля Хаанейская
http://66.102.9.104/search?q=cache:A8Rx ... d=14&gl=ru Не исключено, что евреи Ханаана вследствие ассимиляции усвоили и такой обычай сыновей Хеномовых (Исх.2.28-30): "Первенца из сынов своих отдай Мне ...Семь дней пусть будет он при матери своей, а в восьмой день (без обрезания) отдавай его Мне". Дабы не нарушать этой заповеди, и праведник Ной, и Иаков, зачатый прежде Исава, призванные исполнить Божий промысел, рождаются уже обрезанными. Бог требует приносить Ему в жертву необрезанных детей, - мальчиков, которых Он ещё не принял в ряды "избранного" им народа; людей, не успевших стать иудеями, тех, «кто Господен»,- т.е. "гоев". Отсюда, видимо, и произрастает многовековое поверье о том, что евреи используют для изготовления мацы жертвенную кровь детей - неевреев.
К этому следует добавить, что в Ветхом завете подчеркивается особая благодать младших детей: Авель был более любим, чем Каин; Исаак, более чем Исмаил; Иаков, более Исава; любимцами Иакова стали Иосиф и Вениамин.
Из «Пантеон Карфагена»:
Использование для этой цели (Прим. А. – заместительного жертвоприношения) барана или ягненка хорошо известно из Библии и не может рассматриваться как пуническое нововведение. Оно уже практиковалось в сиро-ханаанейских областях, и свидетельство этому мы находим не только в рассказе о пасхальном агнце в книге Исхода, но в истории о ритуальном убийстве овна вместо Исаака (Быт. 22. 1—19) в результате божественного вмешательства. Ветхозаветные законы, которые требуют выкупа первенца-сына (Исх. 13: 12-15; 34: 19—20), умалчивают о том, как он должен быть выкуплен, однако указано, что первенец осла, непригодный для ритуального жертвоприношения, должен был заменяться агнцем. Добавим, что библейский запрет принесения детей в жертву сам по себе говорит о том, что подобная практика не была чем-то необычным. Она засвидетельствована по меньшей мере до VII в. до н.э., и такие цари, как Ахаз и Манассия, даже принесли в жертву собственных сыновей (4 Цар. 16, 3; 21. 6). Более того, несмотря на ветхозаветное законодательство, эта практика считалась благочестивой. В конце VIII в. до н.э. пророк Михей вкладывает в уста верующего, поклоняющегося Яхве, вопрос: "Должен ли я дать ему первенца моего?" (Мих. б, 7).
Чтобы здесь, в теме, не говорилось, но в реальности борьба с практикой детских жертвоприношений начинается в VII в. до н.э., когда Иосия ликвидирует «...тофет, что в долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери чрез огонь Молоху», (4 Цар. 23:10). И мне думается, не из соображений гуманности, а для укрепления культа Яхве.
Шифман И.Ш «Во что верили древние евреи?» (Здесь, так же о жертвоприношения)
http://66.102.9.104/search?q=cache:6Nse ... d=50&gl=ruИз описания религиозной реформы царя Иосии (621 г. до н. э.) (II Цар.[IV Царств], 23: 4—14) видно, что в Иерусалимском храме хранились статуи и утварь, связанные с культами Баала, Ашеры, Солнца, Луны, звезд и „всего войска небесного". При храме находились и специальные дома, в которых жили жрицы-блудницы, ткавшие для Ашеры одежды. В храме имелись также колесницы Солнца и кони, которых иудейские цари ему посвящали. Обрядность служения Солнцу включала, очевидно, ритуальный проезд изображений этого божества на священной колеснице, что должно было соответствовать прохождению Солнца по небесам от восхода до заката. В одном из псалмов (19[18]: 5—7) сохранилось описание, соответствующее этому ритуалу:
Солнцу Он поставил шатер на них (небесах. -И. Ш.),
и оно, как жених, выходит из-под своего крова,
радуется, как витязь, пробежать свой путь.
От края небес его выход,
и его шествие до их краев,
и ничто не укроется от его жара.
Вопрос о человеческих жертвоприношениях нельзя рассматривать с точки зрения современной морали, имея перед собой завершенный Ветхий завет, и переносить в прошлое современное понятие о ценности человеческой жизни, и тем более ставить знак равенства между ценностью жизни мужчины, женщины и ребенка.