Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 сен 2012, 13:43

Konrad писал(а):что касается Никона, - фантазии Шахматова, который просто отлавливал в летописях личностей, подходивших по годам и иногда событиям жизни на роль авторов того или иного куска летописного текста...

А.А.Шахматова поддержали и М.Д.Приселков и Д.С.Лихачев профессионально занимающиеся текстологией. Так понимаю у Вас на примете "неучтенный монах" Киево-Печерского монастыря, который был ходыной до Тмуторокани и был самовидцем, что храм Мстислава стоит и по сей день:

    "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани"
Раз есть у Вас ДРУГОЙ такой "ходына", кроме очевидного Никона Великого, не скрывайте... ждем.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 16:38

Ну, советского ура-патриота Лихачева, писавшего восторженные томы публицистики с джигоистским душком, надо воспринимать критически часто.
Любой человек, побывавший в Тмуторокани, а таковых за триста лет существования княжества было множество и среди духовенства, и среди воинов и администрации, видел центральный храм города и, естественно, знал, кем и в память о чем он построен.
"Сего дне" могло быть когда угодно. Сама цитата не содержит вообще ни единого доказательства авторства Никона, равно как и вообще того, что её написал церковник. Уж скорее на воина, посмаковавшего подробности поединка, можно думать.
Доказать, что писал лично Никон, а не кто-либо из его спутников, приближенных невозможно. Вот, например, "Деяния данов" написал не епископ Абсалон, но Саксон Грамматик, бывший очевидцем тех же событий, что и епископ. Путешествие антиохийского патриарха Макария описал его сын Павел, странствовавший вместе с ним, и т.д.
Слово "ходыня" зафиксировано хоть в одном словаре галицкого, бойковского, надднестрянского диалектов украинского языка? В этнографическом источнике?
Нет, оно появилось в заметке краеведа, которая еще не такое может поведать:
тугой называют камень для засолки грибов, капусты, то есть груз для деформации: покоробились колчаны у дружинников от солнечного пекла.

Извините, но до обнаружения данного слова в словарях считаю его вымыслом.
Лучше уж ономастический материал из Перетца, Соловьева да "Словаря-справочника". И дополнить его можно, например, в Литовской метрике:
Малишович Ходиня Ходкевич
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 сен 2012, 21:08

Konrad писал(а):Любой человек, побывавший в Тмуторокани, а таковых за триста лет существования княжества было множество и среди духовенства, и среди воинов и администрации, видел центральный храм города и, естественно, знал, кем и в память о чем он построен.
Доказать, что писал лично Никон, а не кто-либо из его спутников, приближенных невозможно...

Редакция Древнейшего Киевского Свода 1039 года вышла из-под пера монаха Киево-Печерского монастыря не позже 1073 года и там тмутороканские вставки УЖЕ были. Какие 300 лет? У Вас есть другие кандидаты из этого монастыря кто в Тмуторокань ходил? Мне не трудно Вам всех более менее значимых клириков, обретших "крышу над головой" в этой печере, по пальцам пересчитать. Так вот в Тмуторокань ходил и возвращался из них токмо Никон Великий.

P.S. А "львов пинать" не надо. "Грязь" брошенная может до адресата и не долететь, а на руках останется... :wink:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 27 сен 2012, 23:53

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Любой человек, побывавший в Тмуторокани, а таковых за триста лет существования княжества было множество и среди духовенства, и среди воинов и администрации, видел центральный храм города и, естественно, знал, кем и в память о чем он построен.
Доказать, что писал лично Никон, а не кто-либо из его спутников, приближенных невозможно...

Редакция Древнейшего Киевского Свода 1039 года вышла из-под пера монаха Киево-Печерского монастыря не позже 1073 года и там тмутороканские вставки УЖЕ были. Какие 300 лет? У Вас есть другие кандидаты из этого монастыря кто в Тмуторокань ходил? Мне не трудно Вам всех более менее значимых клириков, обретших "крышу над головой" в этой печере, по пальцам пересчитать. Так вот в Тмуторокань ходил и возвращался из них токмо Никон Великий.
:wink:


Я припоминаю, что Никон ходил в Тмутаракань не один, а в сопровождении двух насельников Киево-Печерского монастыря. Кроме того был игумен тмутараканского монастыря Николай, также из постриженников КПм. Он приходил из Тмутаракани и присутствовал при обретении мощей преп. Феодосия.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 сен 2012, 07:55

Здравствуйте, sasha a и Konrad!
После битвы с Редедию в 1022 г. Мстислав сам приходил « из Тмуторокани в Киев… и сел на столе в Чернигове» в 1024г. Возможно , он или его воины и рассказали людям про поединок с Редедию. А так как летописание, а значит и счисление времени, велось по примечательным событиям года, то оно и попало в летопись.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 28 сен 2012, 08:57

Здравствуйте, Таня! Абсолютно с Вами согласен. Учитывая детальное описание самого поединка, источником сведений мог быть и сам Мстислав, а также любой тмутороканец.
Это мог быть кто угодно и потом, например, посадник Ратибор. И неважно кто это записал.
"Редакции" 1073 и прочих годов - токмо версии, вещь условная. Гипотетически установленная, как и то, что летописание велось только в монастыре, а при княжьем дворе его что, не было?
Если хронист пишет о чем-то, то не факт, что это именно так происходило.
"До сего дне" - слишком мал срок для Никона, чтобы упоминать. Всего сорок лет простояла, одно его поколение? Что ж в этом примечательного? Вот лет через сто, сто пятьдесят можно было и сделать такую приписку.
Что касается чинопочитания в науке, то история тем и отличается от средневековых комментариев к Талмуду, что в ней не обязательно перечислять с почтением всех мудрых, ведь после прошествия времени становится видна их предвзятость или убогость суждений.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 сен 2012, 09:50

Согласна с Вами Konrad, добавлю , что информацию могли передавать из одной части пространства в другую и калики перехожие, и купцы .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 28 сен 2012, 17:46

Таня, а Тмуторокань у нас что? Крупный купеческий город, о чем рассказывают нам Рубрук и Бэкон, кстати, ни разу не упомянув, что он принадлежит грекам. Юлиан видел в городе до монголов другое - гарнизоны чубатых профессиональных воинов.
В Тмуторокани за триста лет успело побывать много народу, включая князей и бояр, дружинников.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 сен 2012, 18:03

sasha a писал(а):Я припоминаю, что Никон ходил в Тмутаракань не один, а в сопровождении двух насельников Киево-Печерского монастыря.

Вы про монаха бывшего боярина? Так писал про тех, кто ВЕРНУЛСЯ.

    "Тъгда же великий Никонъ и другый чьрньць святаго Мины манастыря, болярина тако наречемъ, съвѣщавъшася, тако отъидоста, хотяща особѣ сѣсти. И пришьдъша надъ море, ту же и разлучистася отъ себе, якоже се апостола Павьлъ и Варнава на проповѣдание Христово, якоже пишеться въ Дѣянихъ апостолъ. Боляринъ же, идый къ Костянтиню граду, обрете островъ средѣ моря и ту въселися въ ньмь...." ( Житие Феодосия Печерского )

sasha a писал(а):Кроме того был игумен тмутараканского монастыря Николай, также из постриженников КПм. Он приходил из Тмутаракани и присутствовал при обретении мощей преп. Феодосия.

Так писал про тех кто мог редактировать в 1073 году Древней Киевский Свод 1039 года. Никола, действительно был такой, НО когда?

    "И сего не тръпяще преподобнии ти отци: Никонъ-игуменъ, Пиминъ Постникъ, Исайа, иже бысть епископъ граду Ростову, Матфѣй Прозорливець, Исакей святый Печерникъ, Агапитъ Лечець, Григорий Чюдотворець, Никола, иже бысть епископъ Тмутороканю, Несторъ, иже написа Лѣтописець, Григорий, творець каноном, Фектистъ, иже бысть епископъ Черниговъскый, Онсифоръ Прозорливець..." ( Киево-Печерский патерик )
Никон Великий — игумен Киево-Печерского монастыря после Стефана, с 1078 по 1088 год. На этот промежуток времени идет перечисление, где наряду с игуменом Никоном упоминается тмутороканский епископ Никола. Когда там учредили кафедру? Видимо при Ротиборе, присланном Всеволодом в 1079 году, потому что в 1083 года с помощью Византии здесь садится Олег Гориславич, 100% не ставший бы терпеть у себя епархию, подчиняющуюся Киеву.

В любом случае Никола в это время 1079 - 1083 токмо прибыл в Тмуторокань, а редакция 1073 года УЖЕ состоялась.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Никон и "земля Бояна"

Сообщение Лемурий » 28 сен 2012, 18:25

Мы берем ходыну до Тмуторокани и обратно, который к 1073 году УЖЕ возвратился. Ещё раз хочу обратить внимание на наш давний спор о "земле Бояней", просто сейчас это довольно очевидно:

    " дошьдъ бо съ князьмь Глѣбъмь[1066 г.] острова того, и оному сѣдъшю на столѣ въ градѣ томь, Никонъ же възворотися въспять. Таче пришедъ въ манастырь великааго отьца нашего Феодосия, и вься своя благая предавъ блаженууму..."(ЖФП)
Всё что было у Никона, а именно, право на владение землей, которую он обрел близ Тмуторокани.

    "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый,и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь...." (КПП)
Чем не искомая "земля Бояня", ведь продавали ту землю Всеволожей княгине ИМЕННО клирики:

    «М(ѣся)ця енаря въ 30 с(вя)т(а)го Ип(оли)та крила землю княгыни Бояню Всеволожаа передъ с(вя)тою Софиею передъ попы. А ту былъ попинъ Якимъ Дъмило, Пателеи, Стипъко, Михалько Нѣжьнович, Мих(а)л, Данило, Марко, Сьмьюнъ, Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ, Тудоръ Тубыновъ, Илья Копыловичь, Тудоръ Бързятичь. А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю, а въдала на неи семьдесятъ гривьнъ соболии. А въ томь драниць семьсъту гривьнъ». (Граффити Святой Софии о "Земле Бояней"

P.S. Вот на такой диспут, когда каждый поднимает источники - любо дорого смотреть. Яценко отсканирую в воскресенье.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Про тех, кто вернулся из Тмутаракани...

Сообщение sasha a » 28 сен 2012, 18:52

Нет, уважаемый Лемурий, я говорила именно о ДВУХ насельниках монастыря, которые ходили вместе с ним в Тмутаракань.


Великый же Никонъ, видѣвъ таковое съмятение въ князихъ суще, отьиде съ инѣма дъвѣма чьрьноризьцема въ прѣжереченый островъ, идеже бѣ манастырь съставилъ, и блаженому Феодосию мъного того моливъшю, яко да не разлучитися има, донъдеже еста въ плъти, и не отходити ему от него.(Житие Феодосия Печерского)


Если Тмутараканский монастырь являлся ПРИКЛАДОМ Киево-печерского монастыря, то сообщение между ними должно было осуществляться регулярно, хотя бы для того, чтобы передать часть пожертвований. Кстати, не на деньги ли тмутараканского "приклада" Феодосий "тогда же", начал строительство грандиозного каменного храма? (Князь Святослав, как известно, не знал о замысле Феодосия и подарил землю под строительство после того, как прибыл на многолюдный митинг по поводу выбора подходящей площадки и закладки нового храма):


Тъгда же отьць нашь Феодосий, напълнивъся Духа Святааго, начатъ благодатию Божиею подвизатися, якоже въселити тому въ другое мѣсто, помагающу тому Святому Духу, и цьркъвь же велику камениемь възградити въ имя святыя Богородиця и приснодѣвыя Мария, пьрьвѣй бо цьркви древянѣ сущи и малѣ на приятие братии.
Въ начатъкъ же таковааго дѣла събьрася множьство людий, и мѣсто на възгражение овѣмъ ова кажющемъ, инѣмъ же ино, и вьсѣхъ не бѣ подобьно мѣсто княжю полю, близь прилежащю. И се по строю Божию бѣ благый князь Святославъ туда минуя и, видѣвъ многъ народъ, въпроси, чьто творять ту. И якоже увѣдѣвъ, и съвративъ коня, приѣха къ нимъ, и, яко от Бога подвиженъ показа тѣмъ мѣсто на своемь поли, веля ту възградити ту таковую цьркъвь.


Если деньги на строительство церкви Успения у Феодосия появились в 1073 г., то Никон с 2 черноризцами ушел в Тмутаракань ок. 1072 г, а год спустя у Феодосия уже имелись средства на ЧЕТЫРЕХ архитекторов из Константинополя (!). Ничего себе "евроремонт". Как ни крути, а Тмутаракань - лакомый кусочек, источник богатства.... Вполне понятен порыв Игоря отвоевать сей источник благоденствия...
Последний раз редактировалось sasha a 28 сен 2012, 19:17, всего редактировалось 1 раз.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 28 сен 2012, 19:12

Лемурий писал(а):Мы берем ходыну до Тмуторокани и обратно, который к 1073 году УЖЕ возвратился. Ещё раз хочу обратить внимание на наш давний спор о "земле Бояней", просто сейчас это довольно очевидно:


Чем не искомая "земля Бояня", ведь продавали ту землю Всеволожей княгине ИМЕННО клирики:

    «М(ѣся)ця енаря въ 30 с(вя)т(а)го Ип(оли)та крила землю княгыни Бояню Всеволожаа передъ с(вя)тою Софиею передъ попы. А ту былъ попинъ Якимъ Дъмило, Пателеи, Стипъко, Михалько Нѣжьнович, Мих(а)л, Данило, Марко, Сьмьюнъ, Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ, Тудоръ Тубыновъ, Илья Копыловичь, Тудоръ Бързятичь. А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю, а въдала на неи семьдесятъ гривьнъ соболии. А въ томь драниць семьсъту гривьнъ». (Граффити Святой Софии о "Земле Бояней"


P.S. Вот на такой диспут, когда каждый поднимает источники - любо дорого смотреть. Яценко отсканирую в воскресенье.


В граффити и ПОПЫ и гражданские свидетели названы ПОСЛУХАМИ, а не продавцами. В то же время такого количества послухов при сделке купли-продажи мне не приходилось встречать. Вполне вероятно, что Боянья земля действительно принадлежала церкви... Вклад самого Бояна? Но вклады делали и гражданские лица...

Пэ.Сэ. За скан спасибо! Не обещаю быстро ознакомиться: во вторник уезжаю в Украину, затем в Молдавию, но на связи буду.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 сен 2012, 00:18

"По древнерусским берестяным грамотам XI—XII веков известен ряд людей по имени Боян, что доказывает реальность этого имени и в различных регионах Руси. Делались попытки отождествить певца из «Слова» с тем или иным из этих Боянов, но такие гипотезы, разумеется, ненадёжны."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 29 сен 2012, 17:23

Таня, Бертран де Борн был аристократом, занимал при своих норманнах Плантагенетах то же положение, что Боян при норманнах Рюриковичах. И владел огромными землями. Певец запросто мог владеть землей, ведь его регулярно одаривали, согласно практике средневековья.
А слова "ходына" в словарях нету - повторюсь. И "ходыня" - тоже. Вымысел краеведа.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Про тех, кто вернулся из Тмутаракани...

Сообщение Лемурий » 30 сен 2012, 11:58

sasha a писал(а):Нет, уважаемый Лемурий, я говорила именно о ДВУХ насельниках монастыря, которые ходили вместе с ним в Тмутаракань....

Дорогая sasha a, вот за что люблю и ценю нашу "старую гвардию", так за начитанность и умение строить логические схемы. Действительно, второй раз с Никоном ходили две череноризца. НО дело редакции княжеского летописания политически тонкое, малоизвестному черноризцу его не доверят. Речь идет о вставках и субъективного выражения к событиям давно минувших дней. То что вставки имели место быть достаточно открыть текст Древенейшего Киевского свода 1039 года в редакции 1073 года:

    В лѣто 6528. Родися у Ярослава сынъ, и нарече имя ему Володимеръ.
    В лѣто 6529. Побѣди Ярославъ Брячислава.
    В лѣто 6530. поиде Ярославъ къ Берестию.
Далее идет явная вставка, написанная другим стилем:

    Въ си же времена, Мьстиславу сущю Тмуторокани, поиде на Касогы. Слышавъ же се князь касожьскыи Редедя изиде противу тому, и ставъшема обѣма пълкома противу собѣ, рече Редедя къ Мьстиславу: „что ради губивѣ дружину межи собою? нъ сънидевѣ ся сама боротъ. Да аще одолѣеши ты, то възьмеши имѣние мое, и жену мою, и дѣти моѣ, и землю мою; аще ли азъ одолѣю, то възьму твое вьсе“. И рече Мьстиславъ: „тако буди“. И съѣхастася. И рече Редедя ко Мьстиславу: „Не оружьемь ся биевѣ, но борьбою“. И яста ся бороти крѣпко, и надолзѣ борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: бѣ бо великъ и сильнъ Редедя. И рече Мьстиславъ: „о, пресвятая Богородице! помози ми; аще бо одолѣю сему, съзижю цьркъвь въ имя твое“. И се рекъ удари имь о землю, и выньзъ ножь, и зарѣза Редедю; и шьдъ въ землю его, възя вьсе имѣние его, и жену его, и дѣти его, и дань възложи на Касогы. И пришьдъ Тьмутороканю, заложи цьркъвь святыя Богородица, и съзьда ю, яже стоить и до сего дьне Тьмуторокани.

    ** По семь же [вместо В лѣто 6531] поиде Мьстиславъ на Ярослава съ Козары и съ Касогы ...
    ------
    цит. по изд. Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, С. 424-425

Нет иного кандидата на то время кроме бывшего митрополита из русинов, кто мог свое субъективное мнение о князьях и их деяниях высказывать, тем более именно он и был тем ходыной до Тмуторокани, где и был самовидцем стоящей церкви Мстислава.

P.S. Ваша удачная находка значения "ходына" у В.В. Поздеева, вызывает, как видите, активное сопротивление у авторов сложившихся версий ... :D Но Поздеев В.В. - прав, тем более, что он не сам придумал, а был очевидцем местных говоров.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 26