Zinchenko_tanya » 17 апр 2025, 20:29
Здравствуйте ,Лемурий!
В русских свадебных обрядах дива« Я из див сдивовалась» – невеста стр39.(Русская свадьба. 1985г.)
Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144). Плата отдавалась за «дивью красоту»- в фольклоре поэтическое воплощение девичества. Деньги,в то далекое время, были не только злато и серебро ,но и пушные звери. В свадебных песнях невесту представляли в образах соболя « Соболем Наташенька леса прошла, крыла леса алым бархатом, по пути катила крупным жемчугом», куницы «Черная куна, возле быстрой реки, не сиди, господин, во чужом пиру, снаряжай ты свадебку» (Русская народная поэзия. Ленинград 1984).В начале сватовства «дивичья красота» сидит на вершине дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках»(Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144) В «Слове» «…збися дивъ ,кличет вверху древа», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий. На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который подражая куницы или соболю « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки половцам о движении Игорева войска «и поеха по чистому полю».
С другой стороны имеется христианский символ: половцы «дети бисовы» , тогда текст « з бися див» можно представить «биса» - беса в образе «дива» - дикого зверя. Что соответствует христианскому представлению об Антихристе. свистъ зверин въста з бися див».«Див» имеет , отрицательное значение этого слова – дикий . ср. укр. дивий – дикий, старославянский «дивии», болг. «див», польский dziwy , «дивий» при латыш. daeva zuosis, « дикий гусь», ср. также родственное хеттское siu – «бог» в saunas huitar, «животные богов» т. е. «дикие звери». ( Мифологический словарь , Москва, Советская энциклопедия, 1991г. Стр. 188 « зверие дивии» в древнерусском тексте « Житие преподобного отъца нашего Феодосия, Игумена Печерьскаго» « Тъгда бо зълии ти человеци, мало помудивъше, и преподобьнууму тому стаду съборавшуся въ цьркъви съблаженыимъ наставьникомъ и пастухъмь своимъ Феодосиемъ и поющемъ утреняя псалмы, устремишася на ня, акы зверие дивии» «То же врагу на то острящю я хотящу темъ святое то стадо искоренити от места того…».
Архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395).
(Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений"
Татьяна