corvin писал(а):Раньше была модной тема двоеверия: мол, Автор двоеверец – он христианин, но поклоняется также и языческим богам. Однако анализ того как употребляются имена языческих богов показывает, что понимаются эти боги чисто мифологически. Им никто не молится, и они сами не оказывают никакого воздействия на реальность. Альтернатива: на колоне Трояна Юпитер дарует победу римлянам. Проблема Иллариона не в наличии вокруг Бояна языческих персонажей, а в саркастическом отношении со стороны Автора, если Боян это действительно Илларион.
Для того, чтобы понять почему Автор называет Бояна (Илариона, в схиме Никона) "внуком Велеса" нужно вспомнить суть СЗБ, где Иларион метафорически показывает путь христиан, пришедших напрямую от язычества более правильным, чем путь иудеев, заключившим с Богом Завет (Авраам), затем принявших Закон (Моисей), но когда пришла Благодать Христианства (Иисус), оставшихся в Законе. Отсюда и первые христиане (работники одиннадцатого часа) - "внуки" языческого периода.
- "Прѣжде законъ, ти по томь благодѣть, прѣжде стѣнь, ти по томь истина. Образъ же закону и благодѣти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа прѣжде, ти потомь свободнаа, да разумѣеть, иже чтеть!" (СЗБ)
---
"Пакы иже по лѣтѣхь и по родѣ мнозѣ възниче Моисий, иже и боговидѣниа на Синайстѣй горѣ сподобися, емуже прѣдлагает Богъ Закон написанъ на скрижалѣх каменых, людем израилевомъ под Законом повелѣваа быти. Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу..."(ПКС)
Климент обращает внимание на прекратившееся при Завете многоженство: "Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися..." (ПКС) В СПИ же Автор пишет, что Всеслав Полоцкий волком добегал до "кура Тмуторокани" (куръ Олексия).
Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак. = дорискаше до куръ [=куръ Олексия (Ипат.1116-1117)] Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.