Вчера в беседе с М.В. Гореликом коснулся темы армян в Польше и их участия в Грюнвальдской битве (ну, как-то так незаметно, от его любимых
липков - литовских татар - мы перешли к Грюнвальду, где
липки еще не участвовали).
В общем, Михаил Викторович, очень большой сторонник Речи Посполитой до ее насильственного окатоличивания, рассказал, что в Польше к началу XV века единственной заметной по численности (в "товарных количествах") населения армянской колонией была колония во Львове. Наряду с немцами и евреями армяне торговали и входили в городские гильдии. Кроме того, армяне Львова были очень искусными оружейниками и делали много оружия в восточном стиле, которое с удовольствием покупали польские и русские шляхтичи.
В Вавеле хранятся образцы такого оружия, в т.ч. и с псевдонадписями (орнамент, достаточно точно воспроизводящий начертание армянских букв, но нечитаемый в принципе).
Эти армяне были выходцами из Крыма, исповедовали христианство монофизитского толка, но говорили на кипчакском языке.
Соответственно, поскольку Львов был городом, где действовало магдебургское право, купцы имели гильдии, а ремесленники - цеха. И, в соответствии с европейской практикой, основанной на магдебургском праве, гильдии и цеха могли выставлять вооруженные отряды городского ополчения. Т.е. армяне Львова вполне могли сформировать и выставить отряд ополченцев.
Однако, завершает рассказ М.В. Горелик, в составе польско-литовского войска львовских хоругвей не отмечено!
Да и история с участием в битве знаменитого Яна Жижки тоже похожа на детектив - он участвовал в ней, но на чьей стороне, остается пока неизвестным

Ведь Чехия была частью Священной Римской Империи (германской нации), а Жижка - католиком и рыцарем
