Дайчин-баатар писал(а):Очень верно подметил Олег Ефимович Непомнин:
"Война 1884-1885 гг. высветила огромный разрыв между современным вооружением Китая и традиционно обученным командным составом армии".
Снимаю шляпу перед Олегом Ефимовичем. Очень верно.
ИМХО, одной обученности маловато будет (хотя она совершенно необходима) - должна появиться уверенность в собственной обученности, а это требует определённой степени изменения менталитета. У вьетнамцев это появилось в ходе войны с американцами, а у китайцев...

С моей точки зрения, вьетнамо-китайская война 1979 г. показала, что у китайцев с этим компонентом не всё в порядке.
Возвращаясь к событиям 1882-1886 гг.
Роль Ли Хунчжана несомненно нуждается в рассмотрении.
Моё личное мнение - все события вокруг Тонкина следует разделить на
до 1-ых Тяньцзинских соглашений и
после них.
"До" вполне возможен был разумный компромисс.
"После" французы пошли на принцип и всё произошедшее далее было только вопросом времени.
Советская историография повесила на Францию ярлык "империалиста" и, утвердившись во мнении раз и навсегда, заняла прокитайскую позицию.
А у французов в Тонкине всё было далеко не так просто.
Начать стоит с того, что к 1882 году Франция ещё не колонизировала Кохинхину до такой степени, чтобы она стала действенной базой для дальнейшего экономического и военного продвижения в Азии. Такой базой для англичан была Индия.
Больше того, современники отмечают, что в это время у французов ещё не существовало ясного видения будущего даже Кохинхины, не говоря уже про Тонкин. Было острое желание стать не хуже англичан, но не было соответствующих навыков эффективного колониального управления. В результате базой для военного продвижения в Азии стали - Тулон и Марсель

"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий