МАНН Роберт(род. 17.III.1949, США, штат Орегон) — славист. Ок. Калифорн. ун-т в Беркли; преподает рус. яз. во Флорид. ун-те, г. Гейнсвилл. М. разрабатывает проблемы древнерус. лит-ры в ее связи в эпосом: прослеживает параллели между эпосом и летописными известиями легендарного характера, рассматривает влияние Апокалипсиса на рус. эпос раннего христ. периода. Кроме древнерус. лит-ры М. исследует творчество рус. писателей XIX—XX вв. — Достоевского, А. Белого, Замятина, Бабеля, Булгакова, Шукшина (кн.: Dostoevsky’s Secret God. Lawrence: Coronado Press, 1987, под псевд. Юрий Ильич Мармеладов; Andrei Bely’s «Petersburg» and the Cult of Dionisius. Lawrence: Coronado Press, 1986), прослеживая связь их произведений с фольклором и мифологией.
С. М. посвятил свою докт. дис. и ряд исследований. В работе 1979 он сопровождает англ. перевод С. своими комм. В статье 1980 сопоставляет начало С. с «Задонщиной», «Словом о погибели Русской земли» и «Степенной книгой» и предлагает ввести счет лет — 170, читающийся в «Задонщине» по списку Ундольского, как промежуток между битвой на Калке и Мамаевым побоищем, в текст С. — «от стараго Владимира 170 лет до нынешняго Игоря». В исследовании 1990 М. сопоставляет известия С. с известиями рус. летописей, с припиской к псковскому Апостолу 1307 (см. Домид); находит отражение в памятнике мотивов Апокалипсиса и апокрифов (напр., видения Даниила); исследует взаимоотношение С. и «Задонщины»; излагает свой взгляд на решение вопроса о подлинности С.
М. считает С. уст. эпич. песней, возникшей на фоне многовековой эпич. традиции. Он считает, что немногочисл. формулы и мотивы в С., восходящие к письм. традиции, попали в него через традицию уст. М. прослеживает связи памятника со слав. фольклором. Он пытается доказать, что образность свадебных песен и свадебного обряда повлияла на мн. места С., в частности на Сон и Злато слово Святослава Всеволодовича. Стилистика древнерус. произведения рассматривается им на фоне многовекового эпич. опыта. Значит. место в исследованиях М. посвящено толкованию имени Троян: М. полагает, что Троян — это языч. бог, олицетворенный в образе трехглавого змея (приводятся названия днепропетр. валов — «Трояновы валы», «Змеевы валы»). «Седьмой век Трояна» — конец язычества, время крещения Руси; князь Всеслав Брячиславич торопится в Киев, чтобы убить Трояна. По мнению М., в образе Всеслава отразились мотивы старой песни об Илье-пророке, христианизаторе Киевской Руси. В подтверждение своих выводов М. приводит данные слав. топонимики, рус., южнослав. и рум. фольклора, а также лингвистич. аргументы.
Соч.: The Song of Prince Igor: Russia’s Great Medieval Epic. Lawrence, Kansas; Eugene, Oregon: Coronado Press — Vernyhora Press, 1979; A Note on the Text of the Igor Tale // Slavic Review. 1980. Vol. 39, N 2. P. 281—285; Oral Composition in the «Slovo o polku Igoreve»: Doctoral dissertation. University of Kansas, 1984; Свадебные мотивы в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 514—519; Russian Apocalypse: Song and Tales about the Coming of Christianity to Russia. Lawrence, Kansas: Coronado Press, 1986; Заметки к тексту «Слова о полку Игореве» // Исследования «Слова». С. 129—137; Lances Sing: A Study of the Igor Tale. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1990.
Лит.: Соколова Л. В. Троян в «Слове о полку Игореве»: (Обзор существующих точек зрения) // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 346—347.
М. Д. Каган
Энциклопедия "Слова о полку Игореве" Пушкинского Дома РАН 
В конце мая 2009 г. в Москве вышла в свет книга американского исследователя Роберта Манна
«Песнь о полку Игореве. Новые открытия» (изд. «Языки славянских культур»).